Государственные расходы как инструмент экономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить экономическую сущность понятия государственные расходы, проанализировать динамику уровня государственных расходов в Республике Беларусь и изучить пути совершенствования использования государственных расходов при реализации макроэкономической политики.
В ходе написания работы использованы методы сравнительного и аналитического анализа, способ табличного отражения аналитических данных и др. Информационной базой исследования явились материалы учебников и учебных пособий белорусских и зарубежных авторов, данные государственных органов статистики Республики Беларусь, данные глобальной сети интернет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….5
Сущность государственных расходов как инструмента экономической политики государства……………………………………………………….6
1.1 Содержание и роль государственных расходов. Общегосударственные расходы………………………………………………………………………….6
Понятие и виды государственного долга. Управление госдолгом……..10
Понятие и принципы государственного финансирования……………...13
Сметно-бюджетное планирование и финансирование…………………..14
Анализ динамики уровня государственных расходов в Республике Беларусь……………………………………………………………………..17
Совершенствование использования государственных расходов при реализации макроэкономической политики………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………...32
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б………………………………………………………………………34
Приложение В………………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 126.30 Кб (Скачать файл)

Требует изменения также система финансирования из республиканского бюджета мероприятий по энергосбережению.

Сегодня государство за счет средств бюджета меняет котельное оборудование на предприятиях и в учреждениях, проводит  тепловую реабилитацию зданий, чаще всего замену окон, закупает энергосберегающее оборудование для бюджетных организаций и коммерческих предприятий различных форм собственности. Однако такая система носит, по сути, точечный характер. Определенный набор энергоэффективных   мероприятий будет сделан лишь в случае включения в перечень. Такой подход экономически неверный.

Реализация мероприятий по энергосбережению – это не только государственная политика, но и важнейший элемент снижения затрат на предприятии. Для того, чтобы это стало массовым явлением, государство должно оказать поддержку каждому заявляемому проекту. Причем делать это следует непрямым участием бюджета, а именно так выстроена система через софинансирование соответствующих инвестиционных проектов и удешевление  кредитов на эти цели.

Если за счет бюджета компенсировать ставку процента по кредиту в полном объеме, то заложенные в проекте бюджета средства позволят удешевить до 1,8 трлн. Br кредитных ресурсов.  2011 году их объем составил 99,3 млрд. Br, на 2012 год запланировано 131, 5 млрд. Br.

При этом бюджетные организации должны финансировать мероприятия по энергосбережению за счет собственной сметы, а из  централизованных средств целесообразно выплачивать гранты по наиболее энергоэффективным проектам таких организаций из расчета 0,5% ставки рефинансирования Национального банка.  [6, с.6]

Таким образом, выработка и реализация основных мероприятий по оптимизации государственных расходов на основе непрерывного анализа их эффективности будет способствовать безусловному выполнению расходных обязательств бюджета, концентрации средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития государства, что в конечном итоге станет предпосылкой для улучшения уровня жизни населения и устойчивого экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной курсовой работы было изучение государственных расходов как инструмента экономической политики государства. В связи с поставленной целью было рассмотрено определение государственных расходов, их классификация, влияние государственных расходов на экономическую политику государства . Во второй главе была рассмотрена и проанализирована  динамика уровня государственных расходов  Республики Беларусь. В третьей главе были рассмотрены проекты по оптимизации и  экономии государственных расходов нашей страны.  После решения всех задач можно сделать следующие выводы.

Государственные расходы являются одной из сторон финансовой деятельности государства. Главным назначением расходов любого государства является то, что они служат для обеспечения выполнения государственной властью своих внутренних и внешних функций. Институт государственных расходов предполагает два способа осуществления расходов бюджета: финансирование, которое предусматривает выделение денежных средств из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе (данный способ является основным), и кредитование, когда денежные средства предоставляются соответствующим субъектам на возвратной основе.  Между государственными расходами и доходами есть самая непосредственная взаимосвязь: государство может профинансировать свои расходы в пределах получаемых доходов. Поэтому основной принцип государственных расходов заключается в их обусловленности доходами.

 

Изучив  динамику уровня государственных расходов, можно сделать следующие выводы.

С помощью бюджета государства пытаются воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов,

направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением, все государственные расходы могут быть подразделены на четыре группы:

  • Народное хозяйство;
  • Социально-культурные мероприятия;
  • Оборона;
  • Управление.

Разбалансированность отечественной экономики выдвигает на первый план двуединую задачу - сокращения бюджетных расходов и одновременного повышения  эффективности  использования  бюджетных  средств.

Таким образом, расходы государственного бюджета являются главным инструментом реализации функций государства, что требует тщательного анализа их содержания, структуры, а также выделения приоритетных направлений использования. Ведь от эффективности перераспределения централизованного фонда денежных средств зависит не только развитие отдельных отраслей экономики, но и общественное благосостояние в целом.

 Масштабы перераспределения финансовых ресурсов через бюджетную систему Республики Беларусь значительны, поэтому создание эффективной системы управления государственными расходами с целью их оптимизации и создание механизма, обеспечивающего качественное расходование государственных ресурсов с целью повышения эффективности их использования должно стать одной из важных задач бюджетно-финансовой политики на современном этапе. Выработка и реализация основных мероприятий по оптимизации государственных расходов на основе непрерывного анализа их эффективности будет способствовать безусловному выполнению расходных обязательств бюджета, концентрации средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития государства, что в конечном итоге станет предпосылкой для улучшения уровня жизни населения и устойчивого экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Базылев Н.И., Базылева М.Н., Гурко С.П. Макроэкономика: Учеб. пособие/Н.И. Базылев, С.П. Гурко, 2000.-241с.
  2. Бойко Т.С., Лещенко С.К. Финансовое право: Учеб. пособие/Т.С. Бойко, С.К. Лещенко, 2006.-320с.
  3. Бокша Н.В. [Электронный ресурс]: Учеб. пособие: Макроэкономика
  4. Брайчева Т.В. Гос. финансы[Текст]: Учеб. пособие/Т.В. Брайчева,

2001.-288с.

5. Бункина М.К. Макроэкономика[Текст]: Учеб. пособие/М.К. Бункина,               А.М. Семенов, 2000.-512с.

6. .Ермолович, Максим. Пилотные проекты по экономии госрасходов [Текст]/М. Ермолович//Финансы Учет Аудит: Научно-практический журнал. – 2012.-№9.-с.6-7.

7. Журавлева Г.П. Экономика [Текст]:Учебник/Г.П. Журавлева, 2001.-574с.

8. Лемешевский И.М. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов экономических специальностей высших учебых заваедений/И.М. Лемешевский, 2004.-576с.

9. Мультан Г.К., Киреева Е.Ф., Пузанкевич О.А. Гос. финансы: Учеб. пособие/Г.К. Мультан, Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич, 2005.-166с.

10. Научный потенциал молодежи  – будущему Беларуси [Текст]:Материалы  международной молодежной научно-практической конференции, Пинск, 31 марта 2011г.: в 4 ч./Национальный банк РБ [и др.]; редкол.: К.К. Шебеко (гл. ред.) [и др.].-Пинск: ПолесГУ, 2011.-291с.

11. Пилипенко А.А. Финансовое  право: Учеб. пособие/А.А. Пилипенко, 2007.-608с.

12. Тетерина Л.М. Гос. бюджет [Текст]: Учебно-методический комплекс/Частное учреждение образования «Минский институт управления», 2005.-156с.

13. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономические элементы продвинутого подхода: Уч.-М.: ИНФРА-М, 2004.-400с.

14. Ханкевич Л.А. Финансовое право Республики Беларусь. Практ. Пособ.-Мн.: «Молодежное научное общество», 2000.-250с.

15. http://www.referat.ru/referats/view/14165

16. http://www.minfin.gov.by/i/budget/yd11.pdf

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Основные параметры консолидированных расходов Республики Беларусь в 2009г.

 

Показатели

2009 год, трлн, руб.

Доля в объеме бюджетных расходов, %

Расходы (функциональная классификация)

49 200,8

 

Общегосударственные расходы

8 053,5

16,37

Из них государственная инвестиционная программа

4 994,3

10,15

Национальная оборона

1 323,7

2,69

Судебная власть, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности

2 433,9

4,95

Национальная экономика

16 359,9

33,25

Охрана окружающей среды

396,9

0,80

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

3 042,6

6,18

Здравоохранение

5 354,0

10,88

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

1 414,2

2,87

Образование

6 767,1

13,75

Социальная политика

4 055,0

8,24

Расходы (экономическая классификация)

49 200,8

 

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

33 059,8

67,19

Заработная плата

9 257,9

18,82

Начисления на заработную плату

2 470,8

5,02

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь

1 069,3

2,17

Текущие бюджетные трансферты

11 584,7

23,55

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

11 161,5

22,69

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

4 979,5

10,12


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [16]

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Основные параметры консолидированных расходов Республики Беларусь в 2010г.

 

 

Показатели

2010 год, трлн, руб.

Доля в объеме бюджетных расходов, %

Расходы (функциональная классификация)

52 979,8

 

Общегосударственные расходы

1 0187,7

19,2

Из них государственная инвестиционная программа

6 033,7

11,39

Национальная оборона

1 543,0

2,91

Судебная власть, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности

2 941,4

5,55

Национальная экономика

12 411,7

23,4

Охрана окружающей среды

495,9

0,94

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

3896,1

7,35

Здравоохранение

6462,4

12,2

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

1730,8

3,27

Образование

8 341,9

15,7

Социальная политика

4 968,9

9,38

Расходы (экономическая классификация)

52 979,8

 

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

39 428,0

74,42

Заработная плата

11 531,7

21,77

Начисления на заработную плату

3 078,9

5,81

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь

1 110,0

2,10

Текущие бюджетные трансферты

13 709,7

25,89

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

13 633,0

25,73

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

-81,2

-0,15

Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства