Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:08, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить экономическую сущность понятия государственные расходы, проанализировать динамику уровня государственных расходов в Республике Беларусь и изучить пути совершенствования использования государственных расходов при реализации макроэкономической политики.
В ходе написания работы использованы методы сравнительного и аналитического анализа, способ табличного отражения аналитических данных и др. Информационной базой исследования явились материалы учебников и учебных пособий белорусских и зарубежных авторов, данные государственных органов статистики Республики Беларусь, данные глобальной сети интернет.
Введение…………………………………………………………………………….5
Сущность государственных расходов как инструмента экономической политики государства……………………………………………………….6
1.1 Содержание и роль государственных расходов. Общегосударственные расходы………………………………………………………………………….6
Понятие и виды государственного долга. Управление госдолгом……..10
Понятие и принципы государственного финансирования……………...13
Сметно-бюджетное планирование и финансирование…………………..14
Анализ динамики уровня государственных расходов в Республике Беларусь……………………………………………………………………..17
Совершенствование использования государственных расходов при реализации макроэкономической политики………………………………25
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………………...32
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б………………………………………………………………………34
Приложение В………………………………………………………………………35
В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП.
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2009 году сложились на 52,2% из расходов республиканского бюджета и 47,8% - расходов местных бюджетов.
Рисунок 2.1 – Структура расходов консолидированного бюджета в 2009г.
Источник: [16]
Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей (Приложение Б). По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.
Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» - на 17,4% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» - на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6%.
Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом .
В расходах консолидированного бюджета в 2010 году в разрезе экономической классификации (рис.2.2) преобладали текущие расходы – 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.
За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.
Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.
Рисунок 2.2 – Структура консолидированных расходов Республики Беларусь в 2010 г.
Источник: [16]
Расходы консолидированного
бюджета в 2011 году профинансированы в сумме 79,4 трлн. руб. (Приложение В), что на 49,9% выше уровня 2010 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, ниже на 2,1%). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 3,2 п.п., составив 29% ВВП. Динамика расходов консолидированного бюджета в 2011 году определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты. В этих условиях в 2011 году реализовывалась жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов в экономике и одновременно недопущения резкого экономического спада. Введены ограничения на бюджетные расходы, в том числе на инвестиционные цели. При этом приоритетами финансирования были определены: обслуживание и погашение государственного долга, обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 34,3 трлн. руб., или 43,2% от всех расходов (рис. 2.3) консолидированного бюджета. Расходы на образование возросли по сравнению с 2010 годом на 64,4% (в реальном выражении – на 7,3%), здравоохранение – на 60,7% (в реальном выражении – на 4,9%). Расходы на национальную экономику составили 15,5 трлн. руб., или 19,5% всех бюджетных расходов вместо 23,4% в 2010 году. Увеличившись по сравнению с 2010 годом на 25% в номинальном выражении, в реальном выражении они сократились на 18,4%. Более 50% всех бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства, в том числе на субсидирование процентных ставок по кредитам банков. В 2011 году в структуре расходов в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 80,3% от всех расходов (в 2010 году – 74,4%). Расходы на заработную плату и начисления на зарплату работников бюджетного сектора составили 23,6 трлн. руб., или 29,7% от общего объема бюджетных расходов (вместо 27,6% в 2010 году). Средства консолидированного бюджета, направленные на капитальные расходы, по итогам 2011 года составили 15,2 трлн. руб., или 19,1% всех расходов (в 2010 году – 25,7%). По сравнению с 2010 годом эти расходы увеличились на 11,2% (в реальном выражении – сократились на 27,4%). Девальвация белорусского рубля вызвала рост расходов по обслуживанию государственного долга, других расходов бюджета, осуществляемых в иностранных валютах. Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах консолидированного бюджета составил 4,2% вместо 2,1% в 2010 году.
Рисунок 2.3 – Структура консолидированных расходов Республики Беларусь в 2011г.
Источник:[16]
Таким образом, разбалансированность отечественной экономики выдвигает на первый план двуединую задачу - сокращения бюджетных расходов и одновременного повышения эффективности использования бюджетных средств.[16]
ГЛАВА 3
Совершенствование использования государственных расходов при реализации макроэкономической политики
Значимость государственного бюджета как основного звена финансовой системы любой страны неоспорима в экономической, политической и социальной жизни общества. Расходы государственного бюджета являются главным инструментом реализации функций государства, что требует тщательного анализа их содержания, структуры, а также выделения приоритетных направлений использования. Ведь от эффективности перераспределения централизованного фонда денежных средств зависит не только развитие отдельных отраслей экономики, но и общественное благосостояние в целом.
Масштабы перераспределения финансовых ресурсов через бюджетную систему Республики Беларусь значительны, поэтому создание эффективной системы управления государственными расходами с целью их оптимизации и создание механизма, обеспечивающего качественное расходование государственных ресурсов с целью повышения эффективности их использования должно стать одной из важных задач бюджетно-финансовой политики на современном этапе.
Среди основных направлений оптимизации государственных расходов в Республике Беларусь можно выделить:
- повышение заинтересованности
государственных органов в
- изменение системы
С целью усиления взаимосвязи расходов бюджета с достижением конкретных результатов, повышения эффективности использования государственных средств в Беларуси планируется поэтапно внедрить новые методы планирования и финансирования бюджетных организаций. На первом этапе в 2013 году будут реализованы пилотные проекты в образовании и здравоохранении.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов, реализации принципа «инициативной» экономии затрат на содержание бюджетных организаций с 2013 года планируется начать реализацию пилотного проекта по нормативному финансированию 17 учреждений общего среднего образования в г. Минске, Гродненской и Гомельской областях. Эти учреждения будут получать финансирование на основе единого норматива текущих расходов на одного ученика с одновременным расширением прав руководителей бюджетных учреждений по управлению выделяемыми денежными ресурсами. Такой подход позволит поэтапно оптимизировать штаты учреждений, участвующих в эксперименте, и приступить к сокращению всей сети. Сэкономленные средства будут направляться также на повышение заработной платы педагогам. Поддержку в реализации этого проекта оказывает Министерство образования, которое уже провело значительную подготовительную работу.
Пилотный проект по изменению принципов финансирования в здравоохранении планируется реализовать в организациях Могилевской области и г. Минска. Его реализацию под свой личный контроль взял министр здравоохранения.
Первая часть проекта направлена на совершенствование условий оплаты труда. Специально созданной межведомственной рабочей группой определены критерии установления заработной платы в зависимости от конкретных результатов лечебной и профилактической деятельности врача, что повысит его заинтересованность в повышении эффективности своей работы.
Вторая часть проекта заключается в оптимизации бюджетных расходов на лечение пациентов в стационаре. Как показывает практика, направление на стационарное лечение не всегда бывает оправданным как с экономической, так и с лечебной точки зрения. Поэтому в рамках пилотного проекта предлагается передать частичное фондодержание в учреждениях здравоохранения на уровень поликлиник, что позволит оптимизировать количество пациентов, направляемых на стационарное лечение.
В 2013 году по инициативе министра жилищно-коммунального хозяйства будет сделана попытка изменить подходы в покрытии убытков организацией ЖКХ по услугам, оказываемым населению. Для участия в пилотном проекте определены две наиболее успешные организации в Жлобине и Докшицах. Покрывать убытки этих организаций по услугам для населения бюджет будет не по фактическим, а по плановым затратам на их оказание. В результате при активной экономии затрат на оказание услуг организация ЖКХ будет получать прибыль, которую направит на укрепление своей материально-технической базы и поощрение работников в соотношении 70/30.
Для максимального использования в развитии экономики научного потенциала страны и наиболее эффективного распределения бюджетного финансирования с 2013 года предлагается изменить подходы по финансированию научных организаций.
Предложение Министерства финансов состоит в следующем. Во-первых, фундаментальные исследования, на которые направляется 30% всех бюджетных расходов на научную деятельность, будут финансироваться по затратному, или базовому, принципу. Это предполагает финансирование затрат на осуществление деятельности конкретных исследовательских институтов, лабораторий или иных структур научных организаций, включая выплату заработной платы. Уровень оплаты труда научных сотрудников по базовому финансированию должен соответствовать средней заработной плате по отрасли или превышать ее, в зависимости от важности тех или иных направлений исследовательской работы.
На уровне Правительства предлагается утвердить перечень таких базовых учреждений и лимитировать штат занятых в них. В установленном порядке будут также утверждены сметы на содержание таких научных организаций. Принцип прост – при «базовом финансировании» государство контролирует затраты на содержание государственных научных организаций. Результативность фундаментальных исследований отступает на второй план.
Во-вторых, прикладные разработки, напротив, будут финансироваться в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат. Это позволит обеспечить эффективное продвижение научной разработки от идеи до ее воплощения в законченные образцы конкурентноспособной наукоемкой продукции. Заказчиками разработок, распорядителями бюджетных средств на науку, а также контролерами конечного результата проектных научных разработок выступят отраслевые министерства и предприятия реального сектора экономики. Дополнительным источником средств должны стать и инновационные фонды министерств, целью создания которых является финансирование НИОКР.
Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства