Государственный бюджет и влияние на него фискальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Центральной частью финансовой системы государства являются государственные финансы с их ведущим звеном - государственным бюджетом как сводным балансом доходов и расходов государства. Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, формирующим государственный бюджет является фискальная политика государства.

Вложенные файлы: 1 файл

макро курс 1.docx

— 53.24 Кб (Скачать файл)

Одним из главных таких  фондов является государственный бюджет.

Сущность экономически верной фискальной политики и состоит в  стратегически правильном формировании государственного бюджета через  систему налогообложения и манипулировании  средствами государственного бюджета  для достижения поставленных целей.

Фискальная политика позволяет  скорректировать динамику валового национального продукта в желаемом направлении. Политика государственных  расходов и налогов является одним  из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения [10, с. 446 - 447].

Фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования  экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов, государство стремится достичь возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

В зависимости от характера  использования прямых и косвенных  финансовых методов различают два  вида фискальной политики государства: дискреционную и недискреционную.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование  налогами и правительственными (государственными) расходами с целью изменения  реального объема национального  производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения  экономического роста. К числу наиболее распространенных способов, средств  осуществления дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменение  налоговых ставок и другие аналогичные  инструменты воздействия. Привлечение  безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный  счет служит оперативным средством  борьбы с резко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими  стабилизаторами, как предусмотренные  законом пособия, правительство  прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное  резкое снижение доходов предприятий  и граждан, временно уменьшают налоговые  ставки, вводят частичные льготы [16, с. 181].

Дискреционная фискальная политика осуществляется через государственные  закупки товаров и услуг, государственные  трансферты и налоги. Изменение их величин приводит к изменению  совокупных расходов.

На характер дискреционной  фискальной политики большое влияние  оказывает состояние экономики. При проведении этой политики учитываются  следующие количественные зависимости  между финансовыми переменными  величинами: 1) рост государственных  расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции  и занятости трудоспособного  населения, 2) показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем  выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Указанные зависимости используются в дискреционной фискальной политике для воздействия на экономический  цикл. Разумеется, эта политика отличается на разных фазах цикла.

В период спада, как правило, осуществляется стимулирующая фискальная политика, которая складывается из динамичного сочетания уменьшения налогов с увеличением государственных  расходов. Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному  финансированию, но сокращает падение  производства. При увеличении государственных  расходов возникает «эффект вытеснения» - инвестиционная конкуренция между  государством и частным сектором (домашних хозяйств и предприятий), ведущая к перераспределению  факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок  повышает ставки процента, что ведет  к сокращению частных инвестиций. Сокращение реальных частных инвестиций влияет на темпы роста и уровень  жизни. Эффективность экономики  достигается оптимальным ограничением государственных расходов.

В условиях избыточного спроса и инфляционного роста дискреционная  фискальная политика носит сдерживающий характер и складывается из сочетания  сокращения государственных расходов с растущим налогообложением. Такая  фискальная политика ориентируется  на положительное сальдо бюджета [5, с. 122].

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды изменения объемов национального производства. В некоторой степени изменения государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Сюда относится прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (страхование по безработице), система участия в прибылях.

Недискреционная фискальная политика осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов. Автоматические (встроенные) стабилизаторы - не зависящие от политики государства механизмы рыночной экономики, сглаживающие спады и подъемы в экономике. Суть встроенных стабилизаторов заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога с физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

Изменение налоговых поступлений  относится к основным встроенным стабилизаторам. Сумма налогов зависит  от величины доходов. Поэтому в период активного роста ВНП налоговые  поступления автоматически возрастают (при прогрессивной системе налогообложения), что обеспечивает снижение покупательной  способности и сдерживание экономического роста. И наоборот. Таким образом, прогрессивная налоговая система  может привести к потере потенциальной  покупательной способности либо обеспечивать минимальную ее потерю. И то, и другое желательно с точки  зрения экономической стабильности.

По мере роста объема национального  продукта идут пропорциональные приросты налоговых поступлений. Так, увеличиваются  поступления (при прогрессивных  ставках) от налогов на доходы корпораций, налогов с оборота, с акцизов. В случае падения национального  производства эти виды налоговых  поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономического подъема  сокращаются, во время спада возрастают.

Встроенные стабилизаторы, представляющие собой инструменты  фискальной политики, которые автоматически  смягчают колебания совокупного  выпуска и занятости (например: прогрессивное налогообложение доходов, пособия по безработице), как, правило, смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изменения в объемах национального производства, что необходимо учитывать при построении фискальной политики.

Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение  объема производства, уровня цен и  ставок процента. Стабилизаторы при  изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукта. Действие автоматических стабилизаторов отражается на величине циклического дефицита / профицита бюджета [10, с. 133].

Таким образом, сущность фискальной политики состоит в привлечении  денежных ресурсов и стратегически  правильном формировании государственного бюджета через систему налогообложения  и путем манипулирования средствами государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей. Посредством прямых и косвенных финансовых методов государство стремится достичь возможно более устойчивых темпов экономического роста.

1.3 Инструменты  фискальной политики

Фискальная политика в  государстве проводится с помощью  своих инструментов. Инструменты  фискальной политики государства - это  экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.

Набор инструментов фискальной политики включает государственные  субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем  изменения налоговых ставок или  аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному  воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей  фискальной политики выступают:

- увеличение государственных закупок;

- снижение налогов;

- увеличение трансфертов.

Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

- сокращение государственных закупок;

- увеличение налогов;

- сокращение трансфертов.

Анализируя источники  литературы, можно прийти к выводу, что главными инструментами фискальной политики являются изменение налогов  и трансфертных платежей [1, с. 655].

Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги выполняют три  основные функции:

- фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;

- экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;

- социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

В современной экономике  существуют различные виды налогов.

Прямыми являются налоги на доход или имущество налогоплательщиков. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на:

- реальные, которые получили наибольшее распространение в первой половине XIX в., и к которым относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги;

- личные, включающие подоходный, налоги на прибыль корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль.

Косвенные налоги состоят  из акцизов, налогов на добавленную  стоимость, налогов с продаж, налогов  с оборота, таможенные пошлины.

В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают  те или иные налоги, различают государственные  и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов  федерации, местные.

В зависимости от использования  налоги делятся на:

- общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;

- специальные налоги, имеющие целевое назначение.

В зависимости от характера  ставок различают налоги:

- твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;

- регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;

- пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;

- прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода [13, с. 38].

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера, представленной на рисунке.

Рис. Кривая Лаффера

Налоговые ставки устанавливаются  в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного  повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий  поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов  в государственный бюджет достигнут  максимальной величины. Государству  целесообразно установить налоговую  ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику.

Информация о работе Государственный бюджет и влияние на него фискальной политики