Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:15, курсовая работа
Центральной частью финансовой системы государства являются государственные финансы с их ведущим звеном - государственным бюджетом как сводным балансом доходов и расходов государства. Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, формирующим государственный бюджет является фискальная политика государства.
Однако во многих государствах
ставки налогов значительно выше
оптимального уровня, и это объясняется
действием других факторов, не учитываемых
в теоретической модели. Например,
в странах, тяготеющих к сильному
государственному регулированию, будет
преобладать стремление к увеличению
бюджета через доходную часть. Налоговые
ставки в таких странах высоки.
И наоборот, если страна тяготеет к
либеральному рыночному устройству,
к минимальному государственному вмешательству
в экономику, налоговые ставки будут
ниже. Кроме того, стремление иметь
социально ориентированную
Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.
Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики - государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства.
В настоящее время получила распространение точка зрения о необходимости дополнительного существенного сокращения налоговых ставок по основным налогам. В обоснование этого авторы указывают, что несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, в долговременной перспективе улучшаются условия инвестирования, увеличится производство товаров и услуг, повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства.
Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.
Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.
Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства [7, с. 86-123].
Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.
Государственные расходы выступают в форме:
с государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;
с строительства за счет капитальных вложений;
с расходов на оборону, управление и т.д.
Основная часть
Расходы показывают направление
и цели бюджетных ассигнований и
выполняют функции
Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.
Государственные трансферты,
являясь одним из инструментов фискальной
политики, представляют собой выплаты
государственных органов, не связанные
с движением товаров и услуг.
Они перераспределяют доходы государства,
полученные от налогоплательщиков, через
пособия, пенсии, выплаты по социальному
страхованию и т.д. Трансфертные
платежи имеют более низкий мультипликатор
по сравнению с другими
Таким образом, каждый инструмент
фискальной политики имеет собственное
влияние на экономическую ситуацию
в стране, помогая достичь целей,
поставленных перед фискальной политикой.
Основными инструментами
2. Фискальная политика России на современном этапе
2.1 Основные цели и задачи бюджетной политики России на 2012-2014 гг.
В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.
Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
В отличии от стран с более диверсифицированной экономикой, Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и «вымывающих» из нее инвестиционные ресурсы [6, с. 7-31].
В 2012 году объем расходов федерального бюджета (с учетом компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) составит 21,6% ВВП, в 2013 и 2014 годах - 21,2% ВВП и 20,1% ВВП соответственно, что обеспечит сокращение дефицита федерального бюджета.
При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие «подушку безопасности» в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008-2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике.
Макроэкономическая
Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов является бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.
В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.
В 2012-2014 годах запланировано сокращение дефицита федерального бюджета к концу среднесрочного периода: 1,5% ВВП- в 2012 году, 1,6% ВВП - в 2013 году и 0,7% ВВП - в 2014 году. Объем ненефтегазового дефицита в 2012 году составит 11% ВВП, в 2013 и 2014 годах - 10,3% ВВП и 9,1% ВПП соответственно.
Государственный долг Российской Федерации в 2012, 2013 и 2014 годах предусмотрен на уровне 13,2% ВВП, 14,9% ВВП и 15,7% ВВП соответственно.
Восстановление использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнение за счет дополнительных нефтегазовых доходов позволит довести объем фонда к концу 2012 года до 2220 млрд. рублей, к концу 2013 года до 2810,1 млрд. рублей и к концу 2014 года до 3947,2 млрд. рублей.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, темпы роста ВВП составят 103,7% в 2012 году, 104% в 2013 году и 104,6% в 2014 году. Уровень инфляции в 2012 году составит 5 - 6%, в 2013 году - 4,5 - 5,5%, в 2014 году - 4 - 5%.
Необходимо интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны [4].
Не позднее 2012 года необходимо утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России и увязанную с ней бюджетную стратегию. В них должны найти комплексное отражение долгосрочные цели социально-экономического развития страны, финансовое и нормативно-правовое обеспечение механизмов их достижения.
В бюджетной стратегии должны быть предусмотрены критерии и процедуры оценки рисков устойчивости бюджетной системы.
Необходимо начать полномасштабное внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления, в том числе утвердить основные государственные программы.
В основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2012-2014 годы отмечено, что вклад федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу, начиная с 2013 года, к «программному бюджету».
Следует закрепить, начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета. При формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить - в рамках переходного периода - создание предпосылок для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета.
Федеральным бюджетом на 2012
год и на плановый период 2013 и 2014
годов предусматривается
На 2012-2013 годы снижены ставки
страховых взносов в
В 2012-2013 годах предусматривается снижение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%, взимаемых с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 573 тыс. рублей в 2013 году. При этом для малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, будет снижен до 20 процентов максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисляемый на выплаты до установленной предельной величины облагаемой базы.
Российская налоговая
система должна отвечать современным
вызовам в условиях глобализации
экономики, обеспечивать справедливое
налогообложение доходов
Требуется повысить роль налогов, взимаемых с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной и табачной отраслях. Одновременно необходимо принять решения для ускоренного введения налога на недвижимость и расширения патентной системы налогообложения малого предпринимательства.
Информация о работе Государственный бюджет и влияние на него фискальной политики