Государственный бюджет и влияние на него фискальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Центральной частью финансовой системы государства являются государственные финансы с их ведущим звеном - государственным бюджетом как сводным балансом доходов и расходов государства. Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, формирующим государственный бюджет является фискальная политика государства.

Вложенные файлы: 1 файл

макро курс 1.docx

— 53.24 Кб (Скачать файл)

Однако во многих государствах ставки налогов значительно выше оптимального уровня, и это объясняется  действием других факторов, не учитываемых  в теоретической модели. Например, в странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию, будет  преобладать стремление к увеличению бюджета через доходную часть. Налоговые  ставки в таких странах высоки. И наоборот, если страна тяготеет к  либеральному рыночному устройству, к минимальному государственному вмешательству  в экономику, налоговые ставки будут  ниже. Кроме того, стремление иметь  социально ориентированную экономику  и направлять значительную часть  бюджетных ассигнований на социальную помощь не позволяет сильно снижать  налоговые ставки во избежание недостатка бюджетных средств для социальных нужд. Высокие налоговые ставки в экономике обусловлены прежде всего бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы - форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством.

Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет  располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут  стимулировать либо тормозить экономическое  развитие и благосостояние общества.

Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики - государственными расходами. Средства, изымаемые в  виде налогов, идут в государственный  бюджет, впоследствии расходуясь на различные  цели государства.

В настоящее время получила распространение точка зрения о  необходимости дополнительного  существенного сокращения налоговых  ставок по основным налогам. В обоснование  этого авторы указывают, что несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, в долговременной перспективе улучшаются условия инвестирования, увеличится производство товаров и услуг, повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства.

Под государственными или  правительственными расходами понимаются расходы на содержание института  государства, а также государственные  закупки товаров и услуг.

Государственные закупки  товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства  за счет бюджета школ, медицинских  учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный  признак всех этих закупок заключается  в том, что потребителем выступает  само государство. Обычно говоря о государственных  закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления  государства, которые более или  менее стабильны, и закупки для  регулирования рынка.

Государство увеличивает  свои закупки в период спада и  кризиса и сокращает во время  подъема и инфляции в целях  поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания  на нем равновесия между спросом  и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства [7, с. 86-123].

Государственные расходы  играют значительную роль в социально-экономическом  развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

Государственные расходы  выступают в форме:

с государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;

с строительства за счет капитальных вложений;

с расходов на оборону, управление и т.д.

Основная часть государственных  расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей.

Расходы показывают направление  и цели бюджетных ассигнований и  выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как  правило, безвозвратный характер. Безвозвратное  предоставление государственных средств  из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим  расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое  предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность  предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок  и условия использования денег  для целевого направления и обеспечения  общего экономического роста и улучшения  жизни населения [1, с. 701].

Структура государственных  расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями  экономики, развитием оборонных  отраслей, численностью армии и др.

Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты  государственных органов, не связанные  с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через  пособия, пенсии, выплаты по социальному  страхованию и т.д. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору  государственных расходов, умноженному  на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний  доход, и эти выплаты позволяют  увеличить бюджет семьи на 10-12% [2, с. 296].

Таким образом, каждый инструмент фискальной политики имеет собственное  влияние на экономическую ситуацию в стране, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики государства являются изменение  налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики взаимосвязаны  и играют большую роль в реализации экономической политики государства.

2. Фискальная политика  России на современном этапе

2.1 Основные цели  и задачи бюджетной политики  России на 2012-2014 гг.

В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в  значительной степени на частной  инициативе, постоянных инновациях, эффективной  системе предоставления публичных  услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.

Важнейшей предпосылкой и  условием для формирования новой  модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и  устойчивость бюджетной системы.

В отличии от стран с более диверсифицированной экономикой, Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и «вымывающих» из нее инвестиционные ресурсы [6, с. 7-31].

В 2012 году объем расходов федерального бюджета (с учетом компенсации  бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) составит 21,6% ВВП, в 2013 и 2014 годах - 21,2% ВВП  и 20,1% ВВП соответственно, что обеспечит  сокращение дефицита федерального бюджета.

При высоком уровне цен  на нефть необходимо накапливать  резервы, обеспечивающие «подушку безопасности»  в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008-2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике.

Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая  и долговая нагрузка, возможности  для привлечения долгосрочных кредитных  ресурсов могут и должны стать  важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.

Федеральный бюджет на 2012 год  и на плановый период 2013 и 2014 годов  является бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости  бюджета от конъюнктурных доходов  и сокращению его дефицита.

В 2012-2014 годах запланировано  сокращение дефицита федерального бюджета  к концу среднесрочного периода: 1,5% ВВП- в 2012 году, 1,6% ВВП - в 2013 году и 0,7% ВВП - в 2014 году. Объем ненефтегазового дефицита в 2012 году составит 11% ВВП, в 2013 и 2014 годах - 10,3% ВВП и 9,1% ВПП соответственно.

Государственный долг Российской Федерации в 2012, 2013 и 2014 годах предусмотрен на уровне 13,2% ВВП, 14,9% ВВП и 15,7% ВВП  соответственно.

Восстановление использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнение за счет дополнительных нефтегазовых доходов  позволит довести объем фонда  к концу 2012 года до 2220 млрд. рублей, к  концу 2013 года до 2810,1 млрд. рублей и  к концу 2014 года до 3947,2 млрд. рублей.

В соответствии с прогнозом  социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, темпы роста  ВВП составят 103,7% в 2012 году, 104% в 2013 году и 104,6% в 2014 году. Уровень инфляции в 2012 году составит 5 - 6%, в 2013 году - 4,5 - 5,5%, в 2014 году - 4 - 5%.

Необходимо интегрировать  бюджетное планирование в процесс  формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны [4].

Не позднее 2012 года необходимо утвердить долгосрочный экономический  прогноз, стратегию долгосрочного  развития России и увязанную с  ней бюджетную стратегию. В них  должны найти комплексное отражение  долгосрочные цели социально-экономического развития страны, финансовое и нормативно-правовое обеспечение механизмов их достижения.

В бюджетной стратегии  должны быть предусмотрены критерии и процедуры оценки рисков устойчивости бюджетной системы.

Необходимо начать полномасштабное  внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях  управления, в том числе утвердить  основные государственные программы.

В основных направлениях бюджетной  и налоговой политики на 2012-2014 годы отмечено, что вклад федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его  разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции  долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при  одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу, начиная с 2013 года, к «программному бюджету».

Следует закрепить, начиная  с 2015 года правила использования  нефтегазовых доходов и ограничения  на размер дефицита федерального бюджета. При формировании федерального бюджета  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить - в рамках переходного периода - создание предпосылок для введения указанных  правил, предусмотрев стабилизацию и  последующее снижение дефицита федерального бюджета.

Федеральным бюджетом на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусматривается снижение дефицита федерального бюджета с 1,5% ВВП в 2012 году до 0,7% ВВП в 2014 году.

На 2012-2013 годы снижены ставки страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального  обслуживания населения, а также  благотворительных организаций  и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 процентов. В 2012 году необходимо подготовить комплексные  предложения по развитию пенсионной системы и системы обязательного  социального страхования [11, с. 19-23].

В 2012-2013 годах предусматривается  снижение тарифов страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%, взимаемых с выплат в пользу физических лиц в размере  до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 573 тыс. рублей в 2013 году. При этом для малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, будет снижен до 20 процентов максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисляемый на выплаты до установленной предельной величины облагаемой базы.

Российская налоговая  система должна отвечать современным  вызовам в условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение доходов экономических  агентов и способствовать устойчивому  развитию России как федеративного  государства.

Требуется повысить роль налогов, взимаемых с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также  в алкогольной и табачной отраслях. Одновременно необходимо принять решения  для ускоренного введения налога на недвижимость и расширения патентной  системы налогообложения малого предпринимательства.

Информация о работе Государственный бюджет и влияние на него фискальной политики