Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:40, курсовая работа
Целью настоящей работы является попытка дать еще один анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества и основных черт бюджетной системы, попытаться внести свой небольшой научный вклад в решение такой гигантской задачи, как стабилизация финансового состояния страны.
Введение 3
1. Теоретические основы государственного бюджета. Проблема его сбалансированности
1.1 Понятие и сущность бюджета, необходимость и условия его
функционирования 6
1.2 Бюджет как финансовый план и фонд денежных средств 12
1.3 Понятие бюджетного дефицита, причины его образования 14
1.4 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета 24
2. Анализ доходов и расходов бюджета РБ за прошлые годы 28
3. Прогноз бюджета РБ на 2013 год 36
Заключение 38
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЧУО «БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему « Государственный бюджет и проблема его сбалансированности»
Студента 2-го курса
экономико-правового факультета
заочного отделения, специальности
« Экономика и управление
на предприятии» гр. 1 __________________________ А.А. Жук
Руководитель:
канд. эконом наук, доц. __________________________ В. Л. Гурский
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы
государственного бюджета.
1.1 Понятие и сущность бюджета, необходимость и условия его
функционирования
1.2 Бюджет как финансовый план и фонд денежных средств 12
1.3 Понятие бюджетного дефицита, причины
его образования
1.4 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета 24
2. Анализ доходов и расходов
бюджета РБ за прошлые годы
3. Прогноз бюджета РБ на 2013 год
Заключение
Список использованных
источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Вначале работы
посвященной анализу бюджета
и анализу его
4
инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на
решение экономических и социальных задач. В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования — наиболее эффективными. Путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства. Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов. Однако как в теории, так и в практике формирования бюджета возникает ряд проблем, решение которых позволило бы усилить его воздействие на выход страны из затянувшегося кризиса. Это требует реформирования бюджета и бюджетного процесса с учетом особенностей рыночных преобразований. В современной экономической литературе и периодической печати широко обсуждаются вопросы, как правило, по отдельным аспектам проблемы. Цельного исследования развития бюджета и бюджетного процесса Республики Беларусь в условиях суверенитета и переходной экономики не проводилось. Имеет место серьезное отставание теоретических разработок в области государственных финансов. Вместе с тем многогранность и непрерывность бюджетного процесса требуют комплексного подхода к изучению проблем формирования и исполнения бюджета, его специфики в условиях переходной экономики. При этом в равной степени важными являются как вопросы
5
формирования
доходной и расходной частей бюджета,
так и его исполнения. По-прежнему остается актуальной
проблема создания эффективной системы
бюджетных отношений между всеми уровнями
власти. Важнейшими задачами в сфере межбюджетных
отношений являются укрепление доходной
базы местных бюджетов, разработка механизма
бюджетного выравнивания доходов регионов
посредством оказания им финансовой помощи,
распределение расходных функций между
уровнями власти с целью создания объективной
основы бюджетной самостоятельности административно-
Целью настоящей работы является попытка дать еще один анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества и основных черт бюджетной системы, попытаться внести свой небольшой научный вклад в решение такой гигантской задачи, как стабилизация финансового состояния страны.
6
Глава 1. Теоретические основы государственно госбюджета. Проблема его сбалансированности.
1.1 Понятие и сущность бюджета, необходимость и условия его
Функционирования.
Бюджет (англ. budget – “денежная сумка”) – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. Государственный бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет – это совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое “денежной сумки”, наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опустошения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами [7, с.18].
Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов, находящийся в распоряжении правительства и используемый для осуществления социально-экономических функций, содержания государственного аппарата. Бюджет выступает в качестве экономической категории, представляет собой денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения ВВП в целях образования и использования централизованного денежного фонда. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно распределения своей деятельности, так важного элемента проведения экономической и социальной политики. Основные функции, которые выполняет бюджет, можно представить в виде следующей схемы:
7
Схема1. Основные функции бюджета
Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета. В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет важного самостоятельного значения. В Беларуси социалистической системы хозяйствования истинное состояние государственного бюджета было известно только аппарату центральных финансовых органов. Народ не имел о нем представления. Партийно-государственная власть выносила на рассмотрение и утверждение законодательных органов во многом фиктивные, неполные, нераскрытые плановые и отчетные бюджеты, которые автоматически одобрялись и утверждались законодательными органами. При этом система не только не вырабатывала, но последовательно отбивала у людей интерес к тому, чтобы узнать, куда же идут народные деньги, средства налогоплательщиков,
8
попавшие в государственную денежную сумку. Да и бюджет предприятий оставался для его работников за семью печатями. Отсутствие глубокого интереса со стороны граждан к анализу государственных, республиканских, местных бюджетов и бюджетов предприятий можно объяснить нежеланием “считать деньги в чужом кармане”. Ведь подавляющее число граждан полагает “чужими” любые деньги, не попавшие в собственный или семейный карман или изъятые из этих карманов посредством налогов и платежей. В действительности это тоже кровные, “свои” деньги граждан, но направляемые по государственным, территориальным, коллективным, производственным, социальным каналам использования. В странах с рыночной экономикой ситуация несколько иная. Составлению, утверждению, анализу исполнения государственных годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном уровне и уровне территориальных единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования. Кстати, этот факт опровергает представление о том, что в условиях рыночной экономики нет места централизованному государственному планированию. Реальная ситуация говорит об обратном. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:
1. Государственный бюджет
является инструментом
2. Государственный бюджет
играет важную роль в решении
социальных проблем путем
3. На современном этапе
развития экономики
9
расходы, государство концентрирует денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.
4. Государственный бюджет
играет важную роль в
5. Основная роль бюджета
состоит в том, что он
Государственный бюджет служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Он играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.
6. Государственный бюджет
играет важную роль в
Бюджетно-финансовое планирование в странах с рыночной экономикой поставлено лучше, чем в государствах с традиционно плановой социалистической системой ведения хозяйства. Принципиально важен и тот несомненный факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. Тем самым правительства лишены возможности тратить народные деньги направо и налево, как им заблагорассудится. В принципе, бюджеты
Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности