Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:40, курсовая работа
Целью настоящей работы является попытка дать еще один анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества и основных черт бюджетной системы, попытаться внести свой небольшой научный вклад в решение такой гигантской задачи, как стабилизация финансового состояния страны.
Введение 3
1. Теоретические основы государственного бюджета. Проблема его сбалансированности
1.1 Понятие и сущность бюджета, необходимость и условия его
функционирования 6
1.2 Бюджет как финансовый план и фонд денежных средств 12
1.3 Понятие бюджетного дефицита, причины его образования 14
1.4 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета 24
2. Анализ доходов и расходов бюджета РБ за прошлые годы 28
3. Прогноз бюджета РБ на 2013 год 36
Заключение 38
Список использованных источников
34
Чернобыльской АЭС на 2001— 2005 гг. и до 2010 г. Значительный объем средств — 20 млрд. р., или 6,3 % от общей суммы программ, направлялся на финансирование программ по развитию агропромышленного комплекса. Здесь реализуются программы по обеспечению аграрной реформы, а также по охране и рациональному использованию земель.
По итогам текущего года дефицит республиканского бюджета запланирован на уровне 1162,3 млрд. рублей. В целом за январь-февраль 2010 года доходы республиканского бюджета составили около 4 трлн. рублей, или 15,3% уточненного годового плана и 68,2% плана 1 квартала. По мнению специалистов Минфина, динамика исполнения бюджета по основным доходным источникам увязана с опережающими темпами роста макроэкономических показателей, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций, а также белорусского экспорта. Так, за январь-февраль в бюджет поступило около 260 млрд. рублей налога на прибыль, или 16% к уточненному годовому плану. Поступления НДС составили около 730 млрд. рублей, или 15,5% годового плана, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности - порядка 270 млрд. рублей, или 13,7% к годовому плану.
По состоянию на 1 марта 2010 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 353,9 млрд. рублей, или возросла по сравнению с началом года на 25,6%. Расходы республиканского бюджета за январь-февраль 2010 года составили около 3,4 трлн. рублей, или 12,6% годового плана. В целом за этот период по республиканскому бюджету все заявленные бюджетными организациями расходы профинансированы полностью. Погашены по наступившим срокам все обязательства Беларуси по государственному долгу, в полном объеме произведены расчеты по расходам Фонда социальной защиты населения. Кредиторская задолженность на 1 марта 2010 года по республиканскому бюджету составила немногим более 52 млрд. рублей (около 3% среднемесячных расходов республиканского бюджета) и носит текущий характер.За январь-октябрь 2010 года доходы республиканского
35
бюджета составили 23,2 трлн. рублей, или 90,4 процента уточненного годового плана. В январе-октябре т.г. динамика исполнения бюджета по основным доходным источникам увязана с опережающими темпами роста макроэкономических показателей, увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций.
В 2010 году на физическую культуру выделено в общей сумме 49,5 млрд.рублей, в том числе:
- на проведение республиканских
спортивных мероприятий по
- на содержание спортивных
детско-юношеских школ
- на содержание центров
олимпийской подготовки и
- на развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, спорта высших достижений, содержание спортивных детско-юношеских школ Белорусского физкультурно-спортивного общества "Динамо" - 7,0 млрд.рублей;
В республике действует система пособий семьям, воспитывающим детей, которая включает в себя 10 видов. В прошлом году расходы на выплату (с учетом выплат из Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь) составили 495,5 млрд.рублей. На будущий год эти расходы запланированы в сумме 517,5 млрд.рублей. В прошлом году пособия выплачены на 663 тыс. детей, что составляет 32,4% от их общего количества, в том числе 245 тыс. детей в возрасте до 3 лет, или 91,3%о детей этого возраста, и 418 тыс. детей старше 3 лет, или 23,3%.
14 февраля 2006 г. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ № 95 «Об усилении материальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет». Указом устанавливается пособие по уходу за ребенком до трех лет в едином для всех матерей (как работающих, так
36
и не работающих) размере, равном 65% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. В 2010 году на оздоровление пострадавшего населения выделено 50,0 млрд.рублей, на организацию бесплатного питания - 102,3 млрд.рублей.
Глава 3. Прогноз бюджета РБ на 2013 год
Расходы бюджета в 2013 году должны быть сориентированы прежде всего на достижение реального роста заработной платы работников бюджетной сферы - на 8,5-9,5% к уровню 2012 года. Размер среднемесячной зарплаты данных работников к концу следующего года должен составить в эквиваленте $305-325. Об этом заявил первый заместитель министра финансов Республики Беларусь Анатолий Сверж на расширенном заседании профильной парламентской комиссии Палаты представителей, озвучивая основные параметры проекта бюджета страны на 2012год.
Поступление доходов в консолидированный бюджет 2013 года планируется в сумме 39,6 трлн. бел. руб., или 43,7% к внутреннему валовому продукту. Рост доходов к ожидаемому исполнению основного финансового документа нынешнего года составит 111%. Предполагается, что расходы консолидированного бюджета составят 40,8 трлн. бел. руб, или 44,9% ВВП.
Доходы республиканского бюджета предусматриваются в объеме 30,611 трлн.бел. руб. Без учета средств Фонда социальной защиты населения, а это 20,638 трлн.бел. руб., они возрастут к ожидаемому исполнению 2013 года на 13,7%. Расходы по проекту республиканского бюджета на 2012 год (без учета средств ФСЗН) сформированы в сумме 22,038 трлн.бел. руб., что на 10% превышает ожидаемое исполнение текущего года. Рост расходов к планируемому исполнению бюджета 2013 года - 113,3%. Индекс роста реальной заработной платы в экономике, согласно проекту бюджета, должен составить в 2013 году 108,5-109,5%. Объем внутреннего валового продукта определен в размере 90,7 трлн.бел. руб. - с ростом 8-9% по отношению к
37
уровню текущего года. Планируется, что для состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан в 2013 году будет построен 71% от общего объема ввода жилья. В 2013 году в республике предусмотрено обеспечить жильем социального пользования 868 семей, еще 546 семей будет отселено из ветхих и аварийных домов. Кроме того, жильем будут обеспечены 1694 многодетные семьи. В сельской местности и малых городских поселениях в будущем году планируется ввести в эксплуатацию более 1,4 млн. кв. м жилья, или около 31% от общего объема ввода. В сельскохозяйственных организациях намечено построить 8135 домов (квартир), в том числе в агрогородках 1247 домов. На финансирование жилищного строительства из всех источников в 2007 году с учетом затрат на инженерную и транспортную инфраструктуру, планируется направить 4,2 трлн. руб. Основными источниками будут кредитные ресурсы банков, средства населения, средства консолидированного бюджета, а также средства организаций. Беларуси в 2009-2013 годах для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, планируется построить 19,2 млн. кв.м общей площади жилья. Об этом сообщил 12 декабря Заместитель Премьер-министра Виктор Буря на заседании Президиума Совета Министров. В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях за пять лет для нуждающихся предполагается ввести 6,568 млн. кв. жилья. В сельскохозяйственных организациях будет построено более 3 млн. кв.м такого жилья, в том числе в агрогородках - 580 тыс. кв.м. Во всех регионах, кроме Минской области и Минска, уже с 2013 года доля жилья, строящегося для нуждающихся в улучшении жилищных условий, составит 75% от общего объема ввода, а начиная с 2008 года - не менее 80%. "Минская область и Минск должны догнать остальные регионы по этому показателю к концу пятилетки", - добавил Виктор Буря. На финансирование строительства жилья для нуждающихся граждан за счет всех источников финансирования в 2009-2013 годах будет направлено более 19,1 трлн. бел. руб., в том числе почти 2,8 трлн. бел. руб. - на финансирование строительства объектов инфраструктуры.
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была сделана попытка проанализировать доходы государственного бюджета РБ в условиях рыночной экономики. Структура доходной части бюджета не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. Основными источниками доходов являются налоговые поступления, и в частности косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины и др. Удельный вес двух первых из них в структуре доходов бюджета занимает 44%. На долю прямых налогов на доходы и прибыль приходится только 17% поступлений. Таким образом, в структуре налогов бюджета в республике преобладают косвенные, тогда как в большинстве стран мира, прежде всего в странах с развитой рыночной экономикой, основным источником поступлений в бюджет являются прямые налоги. В одобренном проекте закона наибольшее повышение налоговой нагрузки коснулось так называемых ценообразующих налогов (прирост чрезвычайного налога запланирован в объеме 301% и акцизов - 330%). Если же учесть повышение налога с физических лиц, поступающего в местные бюджеты (303%), то в совокупности это может отрицательным образом сказаться на реальных доходах населения. Увеличение налоговой нагрузки - скорее негатив, нежели позитив нового законопроекта, так же как и сохраняющаяся довольно запутанная система налоговых изъятий в республиканский и местные бюджеты. Сейчас предприятия уплачивают 19 налогов и других платежей, многие из которых рассчитываются от одной и той же налоговой базы, однако исчисляются по-разному.[12,с.8] При этом некоторые налоги состоят из нескольких самостоятельных платежей. Например, отчисления в дорожные фонды включают в себя фактически 7 разновидностей платежей. Местные органы власти добавляют в зависимости от рода деятельности еще около 30 налогов и сборов. Попытка объединить отчисления в местный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, и расходов, связанных с дорожным фондом, как это сделано в законопроекте, по сути ничего не меняет.
39
Финансовая система
Республики Беларусь с обретением республикой
самостоятельности и
40
реформирования. В частности, в области формирования доходов можно предложить следующее:
1. Применение более
прогрессивных методов
2. Повышение обоснованности
макроэкономических
3. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения; разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения.
4. Реструктуризация доходов
бюджета. Имеется в виду
5. Усиление роли рыночных
источников в формировании
6. Совершенствование налогового планирования; оптимизация налоговой нагрузки. Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета.
7. Постепенная ликвидация
целевых бюджетных фондов (кроме
фондов социальной
8. Реформирование механизма
перераспределения бюджетных
9. Укрепление и развитие
законодательных основ
41
Список использованных источников:
1.Закон РБ «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О бюджетной системе РБ», Нац. экон. Газета, 2000г., №38.
2.Афанасьев М. Предпосылки концепции бюджетного устройства и бюджетного процесса // Вопросы экономики, 2001, №11.
3. Демин С.В. Бюджет для всех: Структура бюджета, составление, утверждение и исполнение. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский Центр», 2002
4. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет на 2001 год утвержден // Финансы, 2001, №1.
5. Лившиц А. Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №26, 2004
6. Малкина М.Ю. Экономическая теория: Учебное пособие, - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, 2005
7. Мокрый В.С. «Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления», 2001, №1.
8. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист, № 19, 2002
9. Т.В. Сорокина «Государственный бюджет», учебное пособие, Минск БГЭУ, 2004г.
10. Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькина «Государственное регулирование экономики и социальный комплекс», учебное пособие, 1998г.
11. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997.
12. Экономическая национальная газета, 2000г. №8.
13. Энтов Р.М., Дробышевский, В.П. Носко С.М., Юдин А.Д.
Эконометрический анализ динамических рядов основных макроэкономических показателей, Москва, ИЭПП. 2004
Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности