Государственный бюджет и проблема его сбалансированности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является попытка дать еще один анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества и основных черт бюджетной системы, попытаться внести свой небольшой научный вклад в решение такой гигантской задачи, как стабилизация финансового состояния страны.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы государственного бюджета. Проблема его сбалансированности

1.1 Понятие и сущность бюджета, необходимость и условия его
функционирования 6

1.2 Бюджет как финансовый план и фонд денежных средств 12

1.3 Понятие бюджетного дефицита, причины его образования 14

1.4 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета 24

2. Анализ доходов и расходов бюджета РБ за прошлые годы 28

3. Прогноз бюджета РБ на 2013 год 36

Заключение 38

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

старый курсач.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

34

Чернобыльской АЭС на 2001— 2005 гг. и до 2010 г. Значительный объем средств — 20 млрд. р., или 6,3 % от общей суммы программ, направлялся на финансирование программ по развитию агропромышленного комплекса. Здесь реализуются программы по обеспечению аграрной реформы, а также по охране и рациональному использованию земель.

По итогам текущего года дефицит республиканского бюджета запланирован на уровне 1162,3 млрд. рублей. В целом за январь-февраль 2010 года доходы республиканского бюджета составили около 4 трлн. рублей, или 15,3% уточненного годового плана и 68,2% плана 1 квартала. По мнению специалистов Минфина, динамика исполнения бюджета по основным доходным источникам увязана с опережающими темпами роста макроэкономических показателей, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций, а также белорусского экспорта. Так, за январь-февраль в бюджет поступило около 260 млрд. рублей налога на прибыль, или 16% к уточненному годовому плану. Поступления НДС составили около 730 млрд. рублей, или 15,5% годового плана, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности - порядка 270 млрд. рублей, или 13,7% к годовому плану.

По состоянию на 1 марта 2010 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 353,9 млрд. рублей, или возросла по сравнению с началом года на 25,6%. Расходы республиканского бюджета за январь-февраль 2010 года составили около 3,4 трлн. рублей, или 12,6% годового плана. В целом за этот период по республиканскому бюджету все заявленные бюджетными организациями расходы профинансированы полностью. Погашены по наступившим срокам все обязательства Беларуси по государственному долгу, в полном объеме произведены расчеты по расходам Фонда социальной защиты населения.  Кредиторская задолженность на 1 марта 2010 года по республиканскому бюджету составила немногим более 52 млрд. рублей (около 3% среднемесячных расходов республиканского бюджета) и носит текущий характер.За январь-октябрь 2010 года доходы республиканского

35

бюджета составили 23,2 трлн. рублей, или 90,4 процента уточненного  годового плана. В январе-октябре  т.г. динамика исполнения бюджета по основным доходным источникам увязана с опережающими темпами роста макроэкономических показателей, увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций.

В 2010 году на физическую культуру выделено в общей сумме 49,5 млрд.рублей, в том числе:

- на проведение республиканских  спортивных мероприятий по физкультурно-массовой  и оздоровительной работе - 2,2 млрд.рублей;

- на содержание спортивных  детско-юношеских школ Министерства образования - 7,9 млрд.рублей;

- на содержание центров  олимпийской подготовки и Республиканского  учебно-методического центра физического  воспитания населения системы  Министерства спорта и туризма  -29,2 млрд.рублей;

- на развитие военно-прикладных  и служебно-прикладных видов спорта, спорта высших достижений, содержание спортивных детско-юношеских школ Белорусского физкультурно-спортивного общества "Динамо" - 7,0 млрд.рублей;

   В республике действует система пособий семьям, воспитывающим детей, которая включает в себя 10 видов. В прошлом году расходы на выплату (с учетом выплат из Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь) составили 495,5 млрд.рублей. На будущий год эти расходы запланированы в сумме 517,5 млрд.рублей. В прошлом году пособия выплачены на 663 тыс. детей, что составляет 32,4% от их общего количества, в том числе 245 тыс. детей в возрасте до 3 лет, или 91,3%о детей этого возраста, и 418 тыс. детей старше 3 лет, или 23,3%.

14 февраля 2006 г. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ № 95 «Об усилении материальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет». Указом устанавливается пособие по уходу за ребенком до трех лет в едином для всех матерей (как работающих, так

36

и не работающих) размере, равном 65% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. В 2010 году на оздоровление пострадавшего населения выделено 50,0 млрд.рублей, на организацию бесплатного питания - 102,3 млрд.рублей.

 

Глава 3. Прогноз бюджета РБ на 2013 год

 

Расходы бюджета в 2013 году должны быть сориентированы прежде всего на достижение реального роста заработной платы работников бюджетной сферы - на 8,5-9,5% к уровню 2012 года. Размер среднемесячной зарплаты данных работников к концу следующего года должен составить в эквиваленте $305-325. Об этом заявил первый заместитель министра финансов Республики Беларусь Анатолий Сверж на расширенном заседании профильной парламентской комиссии Палаты представителей, озвучивая основные параметры проекта бюджета страны на 2012год.

Поступление доходов в консолидированный бюджет 2013 года планируется в сумме 39,6 трлн. бел. руб., или 43,7% к внутреннему валовому продукту. Рост доходов к ожидаемому исполнению основного финансового документа нынешнего года составит 111%. Предполагается, что расходы консолидированного бюджета составят 40,8 трлн. бел. руб, или 44,9% ВВП.

Доходы республиканского бюджета предусматриваются в  объеме 30,611 трлн.бел. руб. Без учета  средств Фонда социальной защиты населения, а это 20,638 трлн.бел. руб., они возрастут к ожидаемому исполнению 2013 года на 13,7%. Расходы по проекту республиканского бюджета на 2012 год (без учета средств ФСЗН) сформированы в сумме 22,038 трлн.бел. руб., что на 10% превышает ожидаемое исполнение текущего года. Рост расходов к планируемому исполнению бюджета 2013 года - 113,3%. Индекс роста реальной заработной платы в экономике, согласно проекту бюджета, должен составить в 2013 году 108,5-109,5%. Объем внутреннего валового продукта определен в размере 90,7 трлн.бел. руб. - с ростом 8-9% по отношению к

37

уровню текущего года. Планируется, что для состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан в 2013 году будет построен 71% от общего объема ввода жилья. В 2013 году в республике предусмотрено обеспечить жильем социального пользования 868 семей, еще 546 семей будет отселено из ветхих и аварийных домов. Кроме того, жильем будут обеспечены 1694 многодетные семьи. В сельской местности и малых городских поселениях в будущем году планируется ввести в эксплуатацию более 1,4 млн. кв. м жилья, или около 31% от общего объема ввода. В сельскохозяйственных организациях намечено построить 8135 домов (квартир), в том числе в агрогородках 1247 домов. На финансирование жилищного строительства из всех источников в 2007 году с учетом затрат на инженерную и транспортную инфраструктуру, планируется направить 4,2 трлн. руб. Основными источниками будут кредитные ресурсы банков, средства населения, средства консолидированного бюджета, а также средства организаций.  Беларуси в 2009-2013 годах для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, планируется построить 19,2 млн. кв.м общей площади жилья. Об этом сообщил 12 декабря Заместитель Премьер-министра Виктор Буря на заседании Президиума Совета Министров. В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях за пять лет для нуждающихся предполагается ввести 6,568 млн. кв. жилья. В сельскохозяйственных организациях будет построено более 3 млн. кв.м такого жилья, в том числе в агрогородках - 580 тыс. кв.м. Во всех регионах, кроме Минской области и Минска, уже с 2013 года доля жилья, строящегося для нуждающихся в улучшении жилищных условий, составит 75% от общего объема ввода, а начиная с 2008 года - не менее 80%. "Минская область и Минск должны догнать остальные регионы по этому показателю к концу пятилетки", - добавил Виктор Буря. На финансирование строительства жилья для нуждающихся граждан за счет всех источников финансирования в 2009-2013 годах будет направлено более 19,1 трлн. бел. руб., в том числе почти 2,8 трлн. бел. руб. - на финансирование строительства объектов инфраструктуры.

38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была сделана  попытка проанализировать доходы государственного бюджета РБ в условиях рыночной экономики. Структура доходной части бюджета не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. Основными источниками доходов являются налоговые поступления, и в частности косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины и др. Удельный вес двух первых из них в структуре доходов бюджета занимает 44%. На долю прямых налогов на доходы и прибыль приходится только 17% поступлений. Таким образом, в структуре налогов бюджета в республике преобладают косвенные, тогда как в большинстве стран мира, прежде всего в странах с развитой рыночной экономикой, основным источником поступлений в бюджет являются прямые налоги. В одобренном проекте закона наибольшее повышение налоговой нагрузки коснулось так называемых ценообразующих налогов (прирост чрезвычайного налога запланирован в объеме 301% и акцизов - 330%). Если же учесть повышение налога с физических лиц, поступающего в местные бюджеты (303%), то в совокупности это может отрицательным образом сказаться на реальных доходах населения. Увеличение налоговой нагрузки - скорее негатив, нежели позитив нового законопроекта, так же как и сохраняющаяся довольно запутанная система налоговых изъятий в республиканский и местные бюджеты. Сейчас предприятия уплачивают 19 налогов и других платежей, многие из которых рассчитываются от одной и той же налоговой базы, однако исчисляются по-разному.[12,с.8] При этом некоторые налоги состоят из нескольких самостоятельных платежей. Например, отчисления в дорожные фонды включают в себя фактически 7 разновидностей платежей. Местные органы власти добавляют в зависимости от рода деятельности еще около 30 налогов и сборов. Попытка объединить отчисления в местный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, и расходов, связанных с дорожным фондом, как это сделано в законопроекте, по сути ничего не меняет.

39

Финансовая система  Республики Беларусь с обретением республикой  самостоятельности и проведением  экономических реформ претерпела  значительные изменения. Она пополнилась  новыми звеньями, которых ранее не было. Все государственные расходы ранее финансировались из бюджета. Начиная с 1990г., в Беларуси, начинает широко применяться практика образования целевых государственных фондов денежных средств, как в составе бюджета, так и внебюджетных фондов. Целевые фонды, входящие в состав бюджетов, - это локализованные в соответствующих бюджетах денежные средства, имеющие, как правило, строго целевое назначение и используемые органами исполнительной власти одновременно с исполнением расходной части бюджетов. Указанные фонды не имеют закрепленных за ними источников доходов, а формируются за счет бюджетных субвенций. Внебюджетные фонды имеют свой правовой статус, законодательно установленные источники их формирования. Таким образом, целевые бюджетные и внебюджетные фонды – это специальные фонды, создаваемые органами представительной власти с целью финансирования республиканских и региональных программ и мероприятий экономического и социального характера. Республика Беларусь вступила в XXI в. в условиях переходной экономики и развития рыночных отношений. Государству предстоит адаптировать к рыночному механизму систему общегосударственных финансов с учетом усиления роли бюджетных методов, регулирования общественных процессов. На основе комплексного и многостороннего исследования организации доходов бюджета и исполнения бюджета можно наметить основные направления развития бюджета в перспективе. Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и

 

40

реформирования. В частности, в области формирования доходов можно предложить следующее:

1. Применение более  прогрессивных методов планирования  и прогнозирования, обеспечивающих  многовариантность расчетов на  основе экономико-математических  методов и моделирования, выбор  оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

2. Повышение обоснованности  макроэкономических показателей  как основы планирования доходов  бюджета.

3. Получение достоверной  и объективной информации о  предполагаемых изменениях в  налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения; разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения.

4. Реструктуризация доходов  бюджета. Имеется в виду оптимальное  сочетание прямых и косвенных  налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов.

5. Усиление роли рыночных  источников в формировании доходов  бюджета (поступлений средств  от приватизации государственной  собственности, продажи принадлежащих  государству акций, налогов на  собственность и др.).

6. Совершенствование налогового планирования; оптимизация налоговой нагрузки. Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета.

7. Постепенная ликвидация  целевых бюджетных фондов (кроме  фондов социальной направленности), формирование интегрированной структуры бюджета.

8. Реформирование механизма  перераспределения бюджетных ресурсов  через систему трансфертов из  фонда финансовой поддержки административно-территориальных  единиц.

9. Укрепление и развитие  законодательных основ налогообложения, включая разграничение полномочий различных ветвей власти в регулировании обложения налогами.

41

Список использованных источников:

1.Закон РБ «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О бюджетной системе РБ», Нац. экон. Газета, 2000г., №38.

 

2.Афанасьев М. Предпосылки концепции бюджетного устройства и бюджетного процесса  //  Вопросы экономики, 2001, №11.

 

3. Демин С.В. Бюджет для всех: Структура бюджета, составление, утверждение и исполнение. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский Центр», 2002

 

4. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет на 2001 год утвержден  //  Финансы, 2001, №1.

 

5. Лившиц А. Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №26, 2004

 

6. Малкина М.Ю. Экономическая теория: Учебное пособие, - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского, 2005

 

7. Мокрый В.С. «Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления», 2001, №1.

 

8. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист, № 19, 2002

 

9. Т.В. Сорокина «Государственный бюджет», учебное пособие, Минск БГЭУ, 2004г.

 

10. Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькина «Государственное регулирование экономики и социальный комплекс», учебное пособие, 1998г.

 

11. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997.

 

12.  Экономическая национальная  газета, 2000г. №8.

 

13. Энтов Р.М., Дробышевский, В.П. Носко С.М., Юдин А.Д.

Эконометрический анализ динамических рядов основных макроэкономических показателей, Москва, ИЭПП. 2004

Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности