Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.
Цель данной курсовой работы - исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3
1.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ…………………………………………….

4

1.1 Сущность и причины возникновения государственного долга. Внутренний и внешний государственный долг…………………………..

4

1.2 Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики……………………………………………………………………

10

1.3 Методы регулирования государственного долга……………………..
15
2.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..

18

2.1 Особенности государственного долга в Республики Беларусь……...
18

2.2 Способы сокращения государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………………………..

25
3.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВАЛОВЫМ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ……………………………………………………...

31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Подгол Снежана курсовая.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...

3

1.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И  ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ  ЭКОНОМИКИ…………………………………………….

 

4

 

1.1 Сущность и причины возникновения государственного долга. Внутренний и внешний государственный долг…………………………..

 

4

 

1.2 Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики……………………………………………………………………

 

10

 

1.3 Методы регулирования государственного долга……………………..

15

2.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА  В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..

 

18

 

2.1 Особенности государственного долга в Республики Беларусь……...

18

 

2.2 Способы сокращения государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………………………..

 

25

3.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ ВАЛОВЫМ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ……………………………………………………...

 

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...

36


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Со становлением рыночных отношений государство превращается в хозяйствующий субъект. На смену  насильственным рычагам привлечения  средств (увеличению налогов) приходит использование кредита. Власть создает государственные предприятия в отраслях, которые недоступны и непривлекательны для частного предпринимателя (из-за долгих сроков окупаемости инвестиций) или социально значимы. Возникает необходимость заимствований для их финансирования.

Внешний долг возникает  и при переливе капитала из одной  страны в другую. Капитал стремится  туда, где устойчивы прибыли, ниже риски инвестиций. Речь идет о выпусках внешних ценных бумаг государства  для нерезидентов. Для иностранных инвесторов такие вложения менее рискованны, чем приобретение корпоративных ценных бумаг. Но риск присутствует всегда.

Социальная политика государства связана с его  дополнительными расходами. Социально-экономические  преобразования, реформы государственного управления, экономического, политического устройства являются дорогостоящими. Для их реализации государство вынуждено осуществлять заимствования. Для долговой политики Беларуси характерно сочетание внешних и внутренних заимствований. Основными формами внутренних заимствований были выпуск облигаций, бумажных ассигнаций, эмиссия процентных кредитных, доходных банковских билетов государственными банками [20,c.96].

Для урегулирования задолженности  на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

Цель данной курсовой работы - исследование сущности и понятия  внешнего и внутреннего государственного долга Республики Беларусь.

Объект курсовой работы – особенности государственного долга Республики Беларусь.

 

 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЕГО  ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ  ЭКОНОМИКИ

 

1.1 Сущность и причины возникновения государственного долга. Внутренний и внешний государственный долг

 

В научной литературе и сейчас, и в 1990-е не было однозначной  позиции по вопросу о правовом понятии государственного долга. Кроме  того, следует отметить, что экономисты и правоведы по-разному интерпретируют эту категорию, отражая те или  иные отдельные ее стороны.

Государственный долг связан с налоговой системой. Это обусловлено  тем, что государственный долг даже на заре возникновения государств выполнял макроэкономическую функцию. Ему была отведена роль альтернативы увеличения налогового бремени для живущих поколений, т.е. роль своеобразного инструмента «переложения» этого бремени на будущие поколения.

Государственный долг – это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. [6,с.125] В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

Государственный долг может  быть представлен в форме:

1)кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени государства как заемщика  с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2)государственных займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени государства;

3)договоров и соглашений  о получении государством бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов  от бюджетов других уровней бюджетной системы государства;

4)договоров о представлении  государству государственных гарантий;

5)соглашений и договоров,  в том числе международных,  заключенных от имени государства,  о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств государства прошлых лет [1,c.26].

Рост государственного долга наблюдается практически  во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью  государственных финансов. Таким  образом, государственный долг можно  также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

Государственный долг существенно  влияет на экономику в целом, а  именно на параметры монетарной и  фискальной политики и на экономическую  конъюнктуру. Эффективное управление государственным долгом предусматривает не только знание его эффектов, но и возможность и качественной и количественной оценок.

В экономической теории существует ряд концепций касательно толкования влияния государственного долга на экономику. В современной экономической литературе выделяют две основные теории государственного долга. Первой является традиционная (или классическая) теория государственного долга, которая базируется на принципах и подходах неоклассической школы экономической теории.

Сущность традиционной теории состоит в том, что увеличение государственного долга стимулирует  совокупный спрос и экономический  рост в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде способствует снижению части капитала в национальном богатстве и уменьшению национального дохода.

Анализ эффектов государственного долга был бы неполным без учета  и изучения «теории нейтральности  государственного долга», которую называют «Эквивалентность Риккардо». Ее сущность состоит в том, что выбор финансирования государственных расходов с помощью займов или налогов не является релевантным. Эта теория имеет большое теоретическое значение и нуждается в дальнейшем изучении. Однако при изучении оптимальных значений государственного долга и предельных показателей долговой нагрузки следует руководствоваться принципами классической теории государственного долга.

Классическая теория государственного долга базируется на ряде гипотез:

- на объем правительственных  расходов долговая политика не  влияет, ревалентными являются только уменьшение (увеличение) налогов или увеличение (уменьшение) объема государственного долга для покрытия дефицита бюджета;

- временное уменьшение  налогов в текущем периоде  предусматривает увеличение налогов  в будущем, так как государственный  долг постоянно расти не может;

- настоящая стоимость  повышения налогов равняется  стоимости текущего прироста  государственного долга.

Перед тем, как перейти  к исследованиям макроэкономических эффектов государственного долга, им следует  дать определение как объекту статистического изучения. Под макроэкономическим эффектом государственного долга понимают изменение параметров макроэкономической конъюнктуры, фискальной и монетарной политики государства, национального богатства, экономического развития, политической стабильности страны и ее экономической независимости в результате влияния государственного долга на экономику. 

Начнем исследование с анализа краткосрочных эффектов, которые влияют на дефицит бюджета, а потом перейдем к долгосрочным, среди которых одним из наиболее важных является уменьшение национального богатства.

В соответствии с классической экономической теорией в долгосрочном периоде государственный долг снижает  уровень национальных сбережений и, следовательно, величину внутренних и  внешних инвестиций. Это приводит к сокращению основного денежного капитала в экономике и уменьшению объемов национального производства и национального дохода.

Снижение налогов, финансируемое  правительством за счёт займов, будет  оказывать воздействие на экономику  по многим направлениям. Снижение налогов сразу же вызовет рост потребительских расходов. Рост потребительских расходов влияет на состояние экономики как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде.

На протяжении краткосрочного периода увеличение потребительских  расходов приводит к росту спроса на товары и услуги и, таким образом, к росту объёма производства и занятости. Однако ставка процента будет также расти из-за обострения конкуренции между инвесторами в связи со снижением объёма сбережений. Повышение ставки процента будет сдерживать инвестиции и стимулировать приток иностранного капитала. Курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам будет расти, что приведёт к снижению конкурентоспособности национальных фирм на мировом рынке [7].

В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений, вызванное снижением налогов, приведёт к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолженности. Поэтому объём национального продукта снизится, а доля в нём внешнего долга возрастёт.

Трудно оценить конечные результаты воздействия снижения налогов на экономическое благосостояние страны. Жизнь современного поколения улучшится благодаря росту дохода и занятости, хотя весьма вероятно. Что одновременно повысится и темп инфляции. Тяжёлое бремя последствий такого бюджетного дефицита ляжет в основном на плечи будущих поколений: они будут рождены в стране с меньшими размерами накопленного капитала и большим внешним долгом.

Рикардианский анализ влияния бюджетной  политики на государственный долг основывается на логике поведения потребителя, учитывающего интересы будущего. Какую же реакцию может вызвать снижение налогов у думающих о будущем потребителей? Заботящийся о будущем потребитель понимает, что наличие в настоящее время государственного долга означает повышение налогов в будущем. При снижении налогов, финансируемом за счёт роста государственного долга, сами налоги не уменьшаются: они просто перераспределяются во времени. Не увеличивается и постоянный доход потребителя, а следовательно, и потребление.

Общий принцип заключается в том, что сумма государственного долга равна сумме будущих налогов, и если потребитель в достаточной мере учитывает будущие события, то будущие налоги для него эквивалентны текущим. Следовательно, финансирование государственных расходов за счёт долга равносильно их финансированию за счёт налогов. Эта точка зрения, известная как рикардианское равенство, названа так в честь выдающегося экономиста XIX века Давида Рикардо, поскольку он первым обратил внимание на этот теоретический аргумент.

Вывод из равенства Рикардо заключается в том, что финансируемое за счёт долга снижение налогов не изменяет потребления. Домашние хозяйства сберегают прирост располагаемого дохода для оплаты предстоящего в будущем повышения налоговых обязательств, обусловленного снижением текущих налогов. Этот прирост личных сбережений равен по величине снижению государственных сбережений. Национальные сбережения - сумма личных и государственных сбережений - остаются неизменными. Поэтому снижение налогов не приводит к тем последствиям, на которые указывает традиционный анализ.

Информация о работе Государственный долг