Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.
Цель данной курсовой работы - исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3
1.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ…………………………………………….

4

1.1 Сущность и причины возникновения государственного долга. Внутренний и внешний государственный долг…………………………..

4

1.2 Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики……………………………………………………………………

10

1.3 Методы регулирования государственного долга……………………..
15
2.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..

18

2.1 Особенности государственного долга в Республики Беларусь……...
18

2.2 Способы сокращения государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………………………..

25
3.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВАЛОВЫМ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ……………………………………………………...

31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Подгол Снежана курсовая.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Аннулирование отмена, полный отказ правительства платить по внешним обязательствам, признание этих обязательств недействительными. Например, с победой Октябрьской революции 1917 г. советское правительство аннулировало долги царской России. Власти США, координирующие усилия по оказанию экономической помощи Ираку, призвали страны-кредиторы списать иракский внешний долг.

Таким образом целью  управления государственным долгом являются выработка экономически обоснованного  соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема долга на экономически безопасном уровне. поэтому система управления государственным долгом должна быть ориентирована на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а государство выступать координатором и гарантом производственных инвестиций в рамках выработанной стратегии экономического роста.

 

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА  В  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Особенности государственного  долга в Республики Беларусь

 

Управление внешним  государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного  долга Республики Беларусь по внешним  государственным займам на определенный момент времени.

Внешние государственные  займы привлекаются и используются для:

покрытия дефицита республиканского бюджета;

пополнения валютных резервов Республики Беларусь;

реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии  с  приоритетными  направлениями   развития   экономики республики;

решения острых социальных и экологических  проблем,  ликвидации последствий стихийных бедствий;

импорта сырья,  энергоресурсов и других необходимых продуктов  и товаров   в   случае   критического   положения  в  обеспечении  ими республики;

поддержки экономических  реформ.

Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных  ценных  бумаг  в  качестве государственных долговых обязательств,  формирующих внешний государственный   долг,   могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь.

В законе о бюджете  Республики Беларусь на очередной  финансовый (бюджетный)  год устанавливаются  лимит  внешнего  государственного долга и основные направления использования  внешних  государственных займов.

Обязательства по внешним  государственным  займам  возникают  из международных    и    гражданско-правовых   договоров,   решений   о предоставлении государственных гарантий  и  других  административных актов,    порождающих    по   законодательству   гражданско-правовые последствия,  в  результате  выпуска  и  размещения  государственных ценных  бумаг  в  качестве  государственных долговых обязательств на рынках ценных бумаг за пределами Республики  Беларусь,  а  также  из иных   оснований,   предусмотренных   законодательством   Республики Беларусь.

Республика Беларусь    несет   безусловные   обязательства   по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга [14].

Исполнение указанных   обязательств  обеспечивается  средствами республиканского  бюджета  и  иным   находящимся   в   собственности Республики Беларусь имуществом.

Платежи по погашению и обслуживанию  внешнего  государственного долга  предусматриваются  в  законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год до тех пор,  пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена.

Платежи по погашению  и обслуживанию  внешнего  государственного долга  являются  первоочередными  по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.

Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь,   возникшим   из   внешних    займов,    полученных    без государственной гарантии.

Правительство Республики Беларусь:

устанавливает по согласованию с Президентом Республики Беларусь обязательный  для  всех  резидентов  Республики   Беларусь   порядок привлечения,   использования  и  погашения  внешних  государственных займов;

условия и  порядок  предоставления  пользователям  средств, полученных Республикой Беларусь по внешним государственным займам, и расчетов за данные средства;

порядок предоставления государственных гарантий по внешним государственным займам;

определяет компетенцию  подчиненных ему республиканских  органов государственного    управления    в   области   управления   внешним государственным долгом в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

осуществляет общую  координацию  деятельности  подчиненных  ему республиканских   органов   государственного  управления  в  области внешних государственных заимствований;

уполномочивает по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь банки на обслуживание внешних государственных займов;

представляет ежеквартально  отчет Президенту Республики Беларусь о состоянии внешнего государственного долга.

Правительство Республики   Беларусь   либо   уполномоченные  им республиканские  органы  государственного  управления  совместно   с Национальным банком Республики Беларусь:

обосновывают необходимость  привлечения внешних  государственных займов,  анализируют  возможность такого привлечения с учетом уровня кредитоспособности  государства  и  готовят  предложения  по  лимиту внешнего государственного долга;

оценивают условия,   на   которых    предоставляются    внешние государственные займы;

проводят анализ   фактически   сложившегося   уровня   внешнего государственного   долга   по   отношению  к  его  лимиту,  а  также использования внешних государственных займов;

определяют порядок     выпуска,    размещения    и    погашения государственных ценных бумаг  в  качестве  государственных  долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг;

осуществляют иные  функции,  предусмотренные  законодательством Республики Беларусь.

Внешние государственные  заимствования осуществляются в  пределах лимита  внешнего  государственного  долга,  установленного законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, с предварительного согласия Президента Республики Беларусь.

Решение о привлечении  внешних государственных займов  от  имени Республики  Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь, а  решение  о  привлечении  таких  займов  для  пополнения  валютных резервов - совместно Правительством и Национальным банком Республики Беларусь [19].

Государственные гарантии    по    внешним   займам   резидентов Республики  Беларусь   предоставляются   Правительством   Республики Беларусь.

Решение о  выпуске  государственных  ценных  бумаг  в  качестве государственных    долговых    обязательств,   формирующих   внешний государственный долг, принимается:

для покрытия   дефицита  бюджета  -  Правительством  Республики Беларусь или по  его  поручению  Министерством  финансов  Республики Беларусь;

для формирования валютных резервов -  совместно  Правительством Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь.

Эффективная реализация и своевременное исполнение  обязательств по внешним государственным займам обеспечиваются административными и экономическими методами государственного регулирования.

Правительство Республики    Беларусь    и   Национальный   банк Республики  Беларусь  принимают  меры  по   созданию   условий   для эффективной  реализации  и своевременного исполнения обязательств по внешним государственным займам.

Валовой внешний долг Республики Беларусь на любой данный момент времени представляет собой  невыплаченную сумму фактических  текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного  долга и/или процентов дебитором в некоторый будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами.

На рисунке 2.1 изображена динамика внешнего долга (валового и органов государственного управления) Республики Беларусь с 2006 по 2012 годы. Как видно, долг органов государственного управления растёт с 2007 года. Особенно сильно он вырос в 2009 году - почти на 5 млрд. долларов США.

Рисунок 2.1. Динамика внешнего долга (валового и органов государственного управления) Республики Беларусь

 

На 1 октября 2012 года долг органов государственного управления составлял 12,7787 млрд. долларов США. Золотовалютные резервы Беларуси, рассчитанные по методологии МВФ, на ту же дату составляли 8,126 млрд. долларов. Как видно, золотовалютных резервов не хватит, чтобы выплатить даже долги только органов государственного управления.

Согласно бюджету Республики Беларусь на 2012 год, доходы государственного бюджета должны составить 92,771972225 трлн. рублей. По официальному курсу доллара к белорусскому рублю на 1 января 2012 г. в 8350 рублей за доллар эта сумма эквивалентна 11,11 млрд. долларов. Таким образом, внешний долг органов государственного управления превышает размер доходов госбюджета.

На рисунке 2.2 изображена динамика изменения валового внешнего долга на душу населения с 2007 по 2012 годы. На 1 октября 2012 года каждый житель РБ был должен 3 484,8 доллара США при средней зарплате по стране около 497 долларов.

Рисунок 2.2. Динамика валового внешнего долга на душу населения

 

На рисунке 2.3 изображена динамика выплат по процентам к внешнему долгу органов государственного управления с 2006 по 2011 годы. В 2011 году на выплаты процентов ушла внушительная сумма в 383 млн. долларов. За 9 месяцев 2012 года - уже 494 млн. долларов. Это - плата за фальшивое процветание перед президентскими выборами 2010 года с повышением средней зарплаты по стране до 500 долларов в месяц, которое было достигнуто за счёт набирания кредитов. А.Г.Лукашенко причинил большой вред белорусской экономике искусственным повышением зарплат, так как страна потратила огромные кредитные ресурсы на текущее потребление. Взятые кредиты ушли в основном на покупку импортных товаров - к примеру, автомобилей. Беларусь поддержала иностранных производителей автомобилей и других товаров вместо того, чтобы развивать на эти деньги свою экономику. Сотни миллионов долларов ушли на выплаты процентов к государственному долгу - по сути, они подарены кредиторам. Свои первые облигации Беларусь разместила под 9% годовых. Сейчас, если Беларусь захочет привлечь кредиты посредством размещения облигаций, ей придётся платить около 8% годовых по ним. В развитых странах максимальным приемлемым считается уровень примерно в 7% годовых.

Рисунок 2.3 Выплаты процентов к внешнему долгу органов государственного управления Республики Беларусь

 

Отношение валового внешнего долга к валовому внутреннему  продукту (ВВП) составляло 58,6% на 1 октября 2012 г., по официальным данным.

Под внутренним государственным  долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Кабинета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.

Гарантиями по внутреннему  государственному долгу Республики Беларусь являются имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности.

Предельный ежегодный  прирост или сокращение внутреннего  государственного долга устанавливается  Верховным Советом Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь [15].

Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Кабинета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Кабинетом Министров Республики Беларусь.

Государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными и долгосрочными.

Право привлечения заемных  средств у юридических и физических лиц от лица Кабинета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.

Под управлением внутренним государственным долгом понимается определение условий выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных  долговых обязательств.

Управление внутренним государственным долгом осуществляется Кабинетом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь.

од обслуживанием внутреннего  государственного долга понимается выплата процентов по государственным  долговым обязательствам и их погашение  путем выкупа либо иного изъятия из обращения.

Обслуживание внутреннего  государственного долга осуществляется за счет средств республиканского бюджета  либо других активов, находящихся в  республиканской собственности.

Операции по обслуживанию внутреннего государственного долга осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь и их органами на местах либо по поручению и под контролем Национального банка Республики Беларусь коммерческими банками.

Порядок и сроки погашения  внутреннего государственного долга определяются Кабинетом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь.

Информация о работе Государственный долг