Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:51, курсовая работа
Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.
Цель данной курсовой работы - исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3
1.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ…………………………………………….
4
1.1 Сущность и причины возникновения государственного долга. Внутренний и внешний государственный долг…………………………..
4
1.2 Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики……………………………………………………………………
10
1.3 Методы регулирования государственного долга……………………..
15
2.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..
18
2.1 Особенности государственного долга в Республики Беларусь……...
18
2.2 Способы сокращения государственного долга в Республике Беларусь……………………………………………………………………..
25
3.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВАЛОВЫМ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ……………………………………………………...
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..
Долги местных Советов депутатов не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок управления ими регулируется решениями этих Советов депутатов.
Предельный ежегодный прирост или сокращение долгов местных органов власти устанавливается Верховным Советом Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь.
Внутренний государственный долг с начала 2012 года не изменился, по состоянию на 1 февраля 2012 года составив 17,9 трлн. рублей при установленном лимите 18,7 трлн. рублей. По сравнению с началом 2011 года внутренний государственный долг вырос на 15,8 трлн. рублей, или на 765,2%.
Рост внутреннего
- выпуском государственных
облигаций в целях реализации
Указа Президента Республики
Беларусь от 22 февраля 2011 г. №
65 «О некоторых вопросах
- размещением государственных
облигаций, номинированных в
Еще в 2011 году руководство
Беларуси решило, что страна должна
жить по средствам и начало проводить
политику ограничения внешних
Но затем правительство вместо внешних заимствований начало наращивать внутренние заимствования и гарантии, возвращаясь к жизни в долг.
Так, только в декабре 2012 года внутренний государственный долг РБ увеличился на 7,7 трлн. BYR (19,3%), и составил 49,1 трлн. BYR.
Большую часть внутреннего долга РБ составили прямые обязательства центрального правительства, увеличившиеся в декабре 2012 года на 6,7 трлн. BYR, то есть примерно на 0,8 млрд. USD в долларовом выражении, - до 25,9 трлн. BYR. Долг, гарантированный центральным правительством, в декабре вырос всего на 1 трлн. BYR –- до 23,3 трлн. BYR.
С начала 2012 года внутренний государственный долг без учета гарантий вырос на 8 трлн. BYR, то есть почти весь прирост произошел в декабре. Это увеличение, в основном, было обусловлено эмиссией государственных облигаций.
Внутренний долг, гарантированный центральным правительством, в 2012 году вырос на 8,5 трлн. BYR, причем он постоянно увеличивался в течение года.
Внешний государственный долг Беларуси по состоянию на 1 января 2013 года составил 12,0 млрд. USD при установленном лимите 14,3 млрд. USD, увеличившись с начала года на 209,9 млн. USD.
В Минфине подчеркнули, что, несмотря на привлечение кредитов МБРР, Антикризисного фонда ЕврАзЭС и банков Китая, увеличение внешнего государственного долга по сравнению с началом 2012 года незначительно, что обусловлено погашением части основного долга по кредиту «стэнд-бай» МВФ, а также погашением дебютного выпуска облигаций РБ, размещенных на территории РФ.
При этом внешний долг, гарантированный правительством, в 2012 году вырос на 0,6 трлн. BYR – до 14 трлн. BYR.
В целом государственный долг Беларуси (внутренний и внешний) без учета гарантий, в декабре 2012 года увеличился на 5,9 трлн. BYR и на 1 января 2013 года составил 128,8 трлн. BYR. По сравнению с началом 2012 года данный долг вырос на 12,4 трлн. BYR.
2.2 Способы сокращения
государственного долга в
Управление государственным долгом – это комплекс мероприятий, направленных на его оптимизацию. Управление государственным долгом включает в себя 3 этапа [17,c.63]:
Государственные долговые обязательства могут погашаться за счёт бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.
Правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность или отсрочить выплату внешнего долга.
Возможными рекомендациями по проблеме внешнего долга в области экономической политики могут быть:
Выводы и рекомендации: внешний долг Беларуси находится на невысоком уровне, несмотря на его практически удвоение в 2007 г. Внешняя задолженность Беларуси значительно ниже средней по странам СНГ и ЦВЕ. Однако на ее устойчивость негативно влияет мировой финансовый кризис, усиливаемый краткосрочной природой внешнего долга Беларуси. В целом внешний долг Беларуси повержен следующим рискам [19]:
стать затруднительной в условиях кризиса. Предприятия, выполняющие план роста, вынуждены сохранять неизменным выпуск продукции при кардинальном снижении спроса на нее на внешних рынках. Это ведет к росту складских запасов готовой продукции и замораживанию оборотных средств предприятий, что затрудняет выплату торговых кредитов.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВАЛОВЫМ
Регулирование валового внешнего долга осуществляется:
Национальным банком при помощи инструментов валютного, монетарного регулирования и механизмов регулирования деятельности банков.
Косвенное регулирование уровня внешнего долга банков осуществляется через инструменты валютного контроля и регулирования ликвидности банков, процентную политику, установление нормативов безопасного функционирования и управление рисками.
Указанные меры Национального банка в совокупности с разработкой (в случае необходимости пересмотром) Основных направлений денежно-кредитной политики позволяют своевременно выявлять и минимизировать риски банков, связанные с внешними заимствованиями;
Министерством финансов
посредством осуществления
Управление внешним долгом органов государственного управления осуществляется путем разработки (в случае необходимости корректировки) проекта закона Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
Министерством экономики посредством создания условий (включая формирование нормативного правового поля), реализации комплекса экономических инструментов, формирующих структуру побудительных мотивов, обеспечивающих поддержание дисциплины заемщиков и оказывающих влияние на стимулы по осуществлению внешних заимствований, позволяющих оптимизировать структуру и размер внешнего долга других секторов экономики. Вместе с тем следует учитывать необходимость максимального ограничения прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования. В целом меры, направленные на сокращение внешнего долга, должны носить регулирующий (косвенный) характер. Применение прямых ограничительных мер по удержанию размера обязательств субъектов хозяйствования перед нерезидентами может допускаться в исключительных случаях в качестве крайней меры для обеспечения экономической безопасности страны [5].
Регулирование валового внешнего долга должно осуществляться с учетом того, что его рост является следствием недостаточного притока прямых иностранных инвестиций для финансирования складывающегося в Республике Беларусь дефицита счета текущих операций. Таким образом, регулирование внешних заимствований государственными органами должно также предусматривать мероприятия, следствием которых является сокращение отрицательного сальдо внешней торговли, а также приток инвестиций, не связанных с долговыми заимствованиями. В первую очередь к ним относятся меры, направленные на поддержание и развитие экспорта, мероприятия по импортозамещению, а также созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в целях притока прямых иностранных инвестиций.
Принятие решений, направленных
на регулирование внешних
Прогнозирование внешнего долга осуществляется в секторальном разрезе исходя из фактических данных, полученных в результате мониторинга, а также на основе прогноза операций платежного баланса Республики Беларусь, относимых к внешнему долгу (оцениваемых Министерством экономики при участии Национального банка).
Полученный прогноз валового внешнего долга с разбивкой по секторам экономики анализируется Министерством экономики на предмет соответствия установленным критериям безопасности с последующей подготовкой аналитической записки для Совета Министров Республики Беларусь.
Система управления валовым внешним долгом будет совершенствоваться по следующим направлениям:
совершенствование статистической отчетности по учету валового внешнего долга в части других секторов для повышения качества анализа и управления;
оценка механизмов и
возможности выделения в
совершенствование системы индикаторов, включая оптимизацию с учетом национальных особенностей показателей (интегральных и упреждающих индикаторов), разработку дифференцированных уровней их критичности с учетом политики социально-экономического развития страны;
разработка системы раскрытия информации и публикации регулярных отчетов, в том числе для зарубежных оценщиков и потенциальных иностранных инвесторов;
сокращение сроков обмена статистической информацией и подготовки аналитических документов;
углубление анализа, в том числе построение моделей оценки рисков, проведение стресс-тестирования портфеля долговых инструментов при экономических потрясениях [14];
внедрение единой компьютерной системы учета валового внешнего долга;
повышение информированности
руководства предприятий
дальнейшее развитие
внутреннего финансового рынка
в целях мобилизации
создание условий для расширения использования операций с производными финансовыми инструментами, в том числе сделок по хеджированию рисков внешних заимствований;
исключение из мер
государственной политики приемов
ограничивающего и
закрепление отдельными нормами законодательства механизма взаимодействия между государственными органами в целях системного учета, анализа и контроля валового внешнего долга;