Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение понятия и экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику, а также анализ устойчивости существующей внутренней и внешней задолженности Республики Беларусь, возможностей ее наращивания; рассмотрение основных общепринятых способов уменьшения объема государственной задолженности и выработка рекомендаций по поиску новых источников долгового финансирования приемлемых для Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

Вся теория на курсач.docx

— 101.91 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в  макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.

Причиной возникновения  государственного долга является возникновение  бюджетного дефицита вследствие неправильной политики, которая приводит к дисбалансу между доходами и расходами государства.

Вместе с тем в мире нет ни одной страны, которая в  те или иные периоды своей истории  не сталкивалась бы с этой проблемой. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем. Мировая практика свидетельствует о широком использовании заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в экономике любой страны.

Тема данной курсовой работы «Государственный долг и способы  его финансирования». Актуальность выбора темы  связана с резким увеличением государственного долга в последние годы, а также существенными изменениями в его структуре, что делает государственные заимствования Республики Беларусь неэффективными.

Целью данной работы является определение понятия и экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его  образования, степени влияния государственного долга на экономику, а также анализ устойчивости существующей внутренней и внешней задолженности Республики Беларусь, возможностей ее наращивания; рассмотрение основных общепринятых способов уменьшения объема государственной задолженности и выработка рекомендаций по поиску новых источников долгового финансирования приемлемых для Республики Беларусь.

Для достижения цели были выдвинуты  следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие государственного долга;
  2. Ознакомиться с основными составляющими государственного долга;
  3. Рассмотреть основные способы управления государственным долгом;
  4. Ознакомиться с особенностями государственного долга Республики Беларусь;
  5. Проанализировать изменения в размерах и структуре внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь;
  6. Рассмотреть основные способы сокращения государственной задолженности, приемлемые для Беларуси.

Методологической базой  исследования выступает диалектический метод познания, предполагающий изучение социально экономических явлений  в их развитии и взаимосвязи; методы системного и сравнительного анализа, экспертные оценки.

Объектом исследования выступает  государственный долг Республики Беларусь.

Предметом исследования выступает  государственный долг как финансовая категория, его влияние на экономическое  развитие страны, а также основные способы его сокращения.

В данной работе были использованы книги, монографии и статьи как отечественных, так и зарубежных авторов. Правовые аспекты, касающиеся государственного долга отражены в законодательных актах и постановлениях, а также в Бюджетном кодексе. Также использованы данные официального сайта Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов и Национального статистического комитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ  ФИНАНСИРОВАНИЯ

 

 

    1. Сущность понятия «государственный долг»

 

Как уже было сказано, государственный долг является неотъемлемой  частью практически всех современных экономических систем. Основной причиной возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Причинами его возникновения могут быть:

- во-первых, осуществление  крупных государственных программ  развития экономики. Например, ее  структурной перестройкой. В этом  случае появление дефицита может  быть оправдано, так как значительные  государственные расходы будут способствовать в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета;

- во-вторых, бюджетный дефицит  может быть обусловлен спадом экономики, при этом сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту;

- в-третьих, превышение  расходов над доходами может  быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами;

- в-четвертых, резкое увеличение  государственных расходов в связи  с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины. В такой ситуации доходы государственного бюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые товары и услуги правительство вынуждено приобретать по более высоким ценам;

- в-пятых, расширение трансфертных  платежей, введение налоговых льгот  и принятие других популярных  мер в определенные периоды  жизни государства (например, в предвыборные годы и т.п.).

Для покрытия дефицита государственного бюджета могут применяться следующие  меры:

  1. Повышение налоговой ставки или введение специального налога.
  2. Монетизация денежного дефицита (денежное финансирование).
  3. Приватизация государственной собственности.
  4. Долговое финансирование, которое и будет рассматриваться в данной работе [1, с. 103-104].

Бюджетный дефицит и государственный  долг тесно связаны друг с другом: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина госдолга, малозначительна для макроэкономического анализа, поэтому для оценки величины долга используются следующие расчетные показатели:

  • Отношение общей суммы долга к валовому внутреннему продукту не должно превышать 50 процентов (долговая нагрузка на экономику).
  • Отношение общей суммы долга к годовому объему экспорта товаров и услуг не должно превышать 275 процентов.
  • Отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг не должно превышать 30 процентов [2, с. 201].

В отношении воздействия  государственного долга на экономику  существует несколько точек зрения.

Согласно одной из них  государственный долг является бременем, осложняющим функционирование экономики, так как долги правительства являются долгами налогоплательщиков и требуют расходов по их обслуживанию. Этот подход обосновывается экономистами либеральной ориентации, полагающими экономическую активность государства и связанный с ней государственный долг нежелательным.

В соответствии со вторым подходом государственный долг является долгом государства населению и по существу представляет собой задолженность налогоплательщиков самим себе, так как население одновременно является и держателем государственного долга, и в лице государства должником по нему. Исключение составляют зарубежные долги, по которым возврат основного долга и платежи процентов осуществляются за счет текущего ВВП, уменьшая его величину, остающуюся в стране.

Существует также третий подход, провозглашающий гипотезу нейтральности государственного долга. Он возник в середине 1970-х гг. Согласно этому подходу влияние государства на экономику не зависит от того, осуществляется ли финансирование государственных расходов за счет налогов или за счет заимствований, увеличивающих государственный долг, так как уровень отечественных государственных и частных сбережений не меняется.

При тщательном рассмотрении государственный долг представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами – с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных ресурсов государства [3, с. 182].

Так же государственный долг понимается как сумма величин бюджетных дефицитов, накопленных за определенный период времени, за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране. [4, с. 194].

Таким образом, мы можем рассматривать  государственный долг с двух сторон. С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат привлечения дополнительных ресурсов в экономику страны, направленных на разрешение экономических либо социальных проблем государства при помощи займов у частных лиц либо институтов, а также иностранных государств. С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности страны по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Увеличение государственного долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

Государственный долг подразделяется на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет) [2, с.201]. Наиболее тяжелыми считаются краткосрочные и среднесрочные долги, так как по ним вскоре приходится выплачивать основную сумму, причем с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты (за просрочку). Поэтому государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

Основополагающей классификацией государственного долга является его  деление на внутренний и внешний. Хотя в странах с твердой и  свободно-конвертируемой валютой не существует такого деления, вместо этого  в таких странах существует понятие  национальный долг.

 Также в развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у Центрального банка и внешние межправительственные займы [5].

В зависимости от срока погашения выделяют капитальный и текущий долги.   Капитальный государственный долг представляет собой всю суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг составляет расходы по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок которых уже наступил [6, с. 70].

Выделяют следующие последствия  слишком большого государственного долга:

  • Сокращение запасов капитала в экономике (покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг вместо инвестирования);
  • Повышение ставки ссудного процента, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов (ставка повышается из-за того, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором);
  • Процентные платежи по государственному долгу очень обременительны для населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег, реже проводится секвестрование бюджета [6, с. 72];

Итак, рассмотрим понятие  внутреннего государственного долга. Внутреннее долговое финансирование имеет место тогда, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке населению данной страны. Как правило, по ценным бумагам выплачивается доход (обычно в виде процента), источником которого являются средства бюджета. Обычным делом является рефинансирование внутреннего государственного долга. Т.е. ситуация, когда у правительства страны нет средств для погашения ранее выпущенных долговых обязательств и когда оно выпускает новый заем. Деньги, полученные от продажи новых ценных бумаг, используются для погашения тех, срок обращения которых уже истек.

По материальному содержанию внутренний государственный долг –  это сумма выпущенных, но не погашенных Правительством, своих денежных обязательств, выраженных в облигациях и других ценных бумагах [7, с. 227].

Размер внутреннего долга, как правило, не имеет каких-либо четких границ, которые можно считать критическими. Предельный размер внутреннего долга, с одной стороны, определяется возможностями государства по его обслуживанию, а с другой,  зависит от того, насколько население терпимо относится к самому факту наличия долга, и его размерам. Для исследования величины внутреннего долга чаще используется отношение величины внутреннего долга к ВВП, которое получило название «бремя государственного долга» [1, с.106]. При его положительной динамике все большая доля совокупного дохода используется для погашения долга, что снижает инвестиции и негативно сказывается на экономическом росте страны.

Информация о работе Государственный долг