Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение понятия и экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику, а также анализ устойчивости существующей внутренней и внешней задолженности Республики Беларусь, возможностей ее наращивания; рассмотрение основных общепринятых способов уменьшения объема государственной задолженности и выработка рекомендаций по поиску новых источников долгового финансирования приемлемых для Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

Вся теория на курсач.docx

— 101.91 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно выделить следующие связи между вышеприведенными понятиями: основной долг состоит из внутреннего и внешнего долга, причем внутренний долг (внешний) включает в себя внутренний (внешний) долг, гарантированный правительством, как одну из составляющих.

Государственный долг Республики Беларусь представляет собой сумму  внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени.

Государственный долг Республики Беларусь имеет следующие формы  долговых обязательств:

  • Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Республики Беларусь с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь;
  • Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
  • Государственные гарантии, гарантии правительства Республики Беларусь, предъявленные к оплате;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет [6, с. 69].

Лимиты внутреннего и  внешнего государственного долга Республики Беларусь устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учетом допустимых параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере [10, статья 55]. Согласно закону «О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2011 год» лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь установлен в размере 4 трлн. рублей; лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 20 трлн. рублей; лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 13 млрд. долларов США; лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 5 млрд. долларов США [12].

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение  о государственном долге Республики Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу 1 января 2009 года. 1 января 2011 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 г. № 175-3 «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь», в котором были уточнены определения ряда терминов, в том числе касающихся государственного долга. Определения в данной работе приведены с учетом изменений.

Внутренний государственный  долг в Беларуси может выступать  в виде: займов, выпускаемых в  форме ценных бумаг от лица Правительства  Республики Беларусь; кредитов Национального банка Республики Беларусь; других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь [6, с. 70].

Условия выпуска и обращения  государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Правительства  Республики Беларусь либо по его поручению  Министерством финансов. Учет внутреннего государственного долга осуществляется Министерством финансов посредством ведения реестра внутреннего государственного долга, в том числе реестра долга органов местного управления и самоуправления [6, с. 70].

Обслуживание внутреннего  государственного долга заключается  в выплате процентов по государственным  денежным обязательствам и погашении  долга путем выкупа, либо иного  изъятия государственных долговых обязательств из обращения. Обслуживание производится за счет республиканского бюджета, либо иных активов, находящихся  в республиканской собственности. Операции по обслуживанию долга осуществляются Национальным банком [7, с. 227].

Далее рассмотрим внешний  долг Республики Беларусь. В качестве методологической основы формирования статистики внешнего долга нашей страны выступают Руководство по платежному балансу (пятое издание, 1993 г.) и Руководство по статистике внешнего долга Международного валютного фонда (2003 г.). Эти руководства содержат положения, определяющие совокупный, то есть валовой внешний долг. В соответствии с ними валовой внешний долг республики на любой данный момент времени представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и процентов дебиторам в некоторый будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами [9, с. 12].

Согласно указанным руководствам в состав внешнего долга не включаются:

    • Акционерный капитал предприятий прямого инвестирования, другие формы участия в капитале, а также реинвестированные доходы, поскольку они не предусматривают выплату основного до<span class="List_0020P

Информация о работе Государственный долг