Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:56, курсовая работа
Целью данной работы является определение понятия и экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику, а также анализ устойчивости существующей внутренней и внешней задолженности Республики Беларусь, возможностей ее наращивания; рассмотрение основных общепринятых способов уменьшения объема государственной задолженности и выработка рекомендаций по поиску новых источников долгового финансирования приемлемых для Республики Беларусь.
Существует несколько способов стабилизации и уменьшения внутреннего долга:
Внутренний государственный долг является важным инструментом перераспределения доходов в обществе и мобилизации свободных средств граждан и хозяйствующих субъектов. С его помощью государство может регулировать многие экономические процессы, включая уровень ссудного процента, степень инвестиционной деятельности и т.д.
Далее перейдем к рассмотрению понятия внешнего государственного долга. Внешний государственный долг может возникать по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств либо международных кредитно-финансовых институтов или путем продажи им государственных ценных бумаг.
Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего. При внешнем долге государство вынуждено отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малосущественна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину, используя такие показатели, как доля внешнего долга в валовом внутреннем продукте (степень вовлеченности во внешний долг); отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год.
В настоящее время в соответствии с международной практикой в состав государственного внешнего долга включаются:
Одной из основных опасностей внешнего долга является его увеличение в результате изменения обменного курса национальной валюты. Если в период между датами определения величины задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в валюте, служит фактором изменения общей величины государственного долга.
Большой внешний государственный долг и неумелое управление им может привести к негативным последствиям для экономики:
Поэтому, если внешний
долг превышает приемлемый
Однако последствия внешнего государственного долга могут быть не только негативными, но и позитивными. Для этого привлеченные ресурсы должны быть направлены на увеличение финансовых ресурсов в будущем, размер которых будет достаточен для своевременного обслуживания и выплат основной суммы долга. Для этого должны выполнятся следующие условия:
Таким образом, очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных и разумных условиях и что для эффективной, нормально развивающейся экономики государственный долг не является ключевой проблемой. По моему мнению, многое зависит от конкретной экономической ситуации. В зависимости от масштаба долга, его динамики, характера его использования, размеров расходов на его погашение и обслуживание государственный долг может как содействовать, так и тормозить экономическое развитие, оказывать позитивное или негативное воздействие на потребление, сбережение, инвестиции, денежное обращение, валютный курс и другие важнейшие макроэкономические показатели.
1.2. Теоретические основы управления государственным долгом.
Проблема снижения государственного долга (в особенности внешнего) считается одной из важнейших, так как при ограниченных возможностях бюджета оплата процентов по долгу не дает возможности сколь-нибудь существенно снижать основную сумму долга, что может негативно сказываться на экономическом состоянии страны и ее международном кредитном рейтинге. Поэтому для контроля над состоянием государственного долга разрабатывается совокупность специальных мероприятий, предусматривающих выплату процентов кредиторам и погашение займов, а также изменение условий уже выпущенных займов и определение условий выпуска новых государственных бумаг.
Основной целью, которая ставиться при управлении государственным долгом, является минимизация затрат, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга, а также снижение рисков, возникающих в результате долгового финансирования дефицита государственного бюджета.
Основными вопросами при характеристике государственного долга являются его структура и динамика, механизм управления, обслуживания и реструктуризации, влияние госдолга на экономику страны [14, с. 649].
Система управления государственным долгом должна иметь два режима функционирования:
В процессе управления государственным долгом используются различные методы его регулирования. К основным из них относятся:
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что современная концепция управления государственным долгом должна базироваться на эффективных финансово-экономических теориях и передовом мировом опыте. Ключевое значение в управлении государственным долгом имеет постоянное наблюдение за его изменениями и анализ основных показателей, характеризующих степень негативного влияния государственного долга на развитие экономики государства.
1.3. Государственный долг Республики Беларусь
Использование внутреннего
и внешнего государственного заимствования
ведет к образованию
Согласно бюджетному кодексу Республики Беларусь право осуществлять государственные заимствования принадлежит Республике Беларусь, Правительству Республики Беларусь и резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства. Государственные заимствования осуществляются в пределах лимитов внутреннего и внешнего государственного долга, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учетом допустимых параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере [10, статья 52].
Необходимо различать следующие понятия: