Государственный долг: понятие, виды, причины, социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.  Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит — превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.

Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.

Актуальность данной темы заключается в том, что дефицит бюджета и величина государственного долга – это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Важность этой темы также подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета.

Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.

Цель курсовой работы рассмотреть государственный долга как инструмент экономической политики государства. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- дать понятие государственный  долг, его содержание и виды;

- проанализировать социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга;

- рассмотреть управление государственным  долгом.

Объект исследования курсовой работы является бюджет Республики Беларусь. Предметом исследования государственный долг Республики Беларусь.

В современной экономической литературе и периодической печати широко обсуждаются вопросы бюджетного дефицита и государственного долга.

При написании работы были использованы следующие источники информации: монографические статьи, учебники и учебные пособия, журналы периодической печати, всемирная сеть Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ

 

Государственный долг — это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.

Долговые обязательства государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. В основе такого разделения была валюта, в которой номинировались обязательства государства: внешним долгом считалась сумма обязательств, номинированная в иностранной валюте, внутренним долгом — номинированная в национальной валюте. Сегодня этот признак не является определяющим, так как и внутренние займы могут номинироваться в свободно конвертируемой валюте. Основным в современных условиях является признак места размещения государственных займов и других форм заимствования.

По своему экономическому содержанию внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний — перед нерезидентами.

Государственно-кредитные экономические отношения регулируются законодательно-правовыми документами. В нашей стране это законы «О государственном внутреннем долге Республики Беларусь», «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», о бюджете на очередной финансовый год; Положение о порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов и другие нормативные документы.

Государственный внутренний долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами. В него входят задолженности прошлых лет и вновь возникшая. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг и кредиты, выданные Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга в процентах к ВВП.

Как можно заметить, займы административно-территориальных единиц, получаемые ими кредиты и выдаваемые гарантии к государственному долгу не относятся. Расходы по обслуживанию таких операций ложатся на областные и Минский городской бюджеты.

Некоторые экономисты причисляют к внутреннему государственному долгу неисполненные финансовые обязательства перед субъектами отраслей экономики (неоплаченные государственные заказы, задолженность по заработной плате в бюджетных организациях, задолженность по выплате пенсий и т.д.). Однако неисполненные финансовые обязательства отражают проблемы центрального и местных бюджетов. По своей сути это не кредитные, а финансовые отношения, так как они не отвечают признакам кредита.

Внешний государственный долг нашей страны складывается из суммы основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени.

В соответствии с законодательством внешние государственные займы Беларуси могут привлекаться в виде: а) иностранных кредитов, предоставляемых республике; б) иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию; в) займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.

Расходы за счет финансовых ресурсов, дополнительно привлекаемых с помощью государственного кредита, увеличивают внутренний и внешний долг государства. Его абсолютная величина и динамика изменений характеризуют состояние экономики и результативность государственно-кредитных операций. В развитых странах обычно не принято деление государственного долга на внутренний и внешний, но для Беларуси и России оно сохраняет актуальность. Внешний долг нужно возвращать в свободно конвертируемой валюте, что ложится дополнительной нагрузкой на экономику, так как основным источником получения конвертируемой валюты является экспорт. Другой путь привлечения иностранной валюты — получение новых внешних займов. Однако этот источник увеличивает государственный долг и, соответственно, проблему его возврата. К тому же не все иностранные кредиты направляются в валютоокупаемые проекты, а получение кредитов часто обусловлено требованиями, не всегда отвечающими национальным интересам страны-должника.

Размер государственного долга изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам.

В последние годы наблюдается снижение внешнего государственного долга.

Республика Беларусь не несет ответственности по долговым обязательствам административно-территориальных единиц, если указанные обязательства не были им гарантированы. Административно-территориальные единицы также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Республики Беларусь в целом.

Влияние государственного долга на экономику страны зависит от размеров долга. Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. В Беларуси оно осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в собственности республики. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь. В последние годы наблюдалось превышение платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга над суммами полученных иностранных кредитов, что говорит о небольшом притоке иностранного капитала в экономику страны.

Быстрый рост внешнего государственного долга может угрожать экономической безопасности страны. Так, если расходы по его обслуживанию превышают так называемую «красную черту» (25 % -е соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений от экспорта), то при определенной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов.

Быстрый рост внутреннего государственного долга требует изыскания дополнительных доходных источников. Чтобы не допускать негативного воздействия государственного долга на экономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга.

В случае, если валюта государства неконвертируема, различают два типа госдолга:

Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ).

Внешний — задолженность государства другим странам и международным экономическим организациям. Погашается за счёт экспорта товаров.

Таким образом, государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемые для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА  И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 

 

В современной экономической науке существуют две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, государственного долга и их макроэкономических последствий. Большинство экономистов считает, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы, а именно - рост бюджетного дефицита и государственного долга влекут за собой реальные негативные последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. тот, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

Информация о работе Государственный долг: понятие, виды, причины, социально-экономические последствия