Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:23, курсовая работа
Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.
Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги пассажирского транспорта будет сопровождаться мерами по повышению социальной защиты населения. Правда, социальная поддержка будет оказываться только в рамках адресных программ помощи нуждающимся. Средства на поддержку будут выделяться тем, кто по объективным причинам не может заработать их сам. Соответствующие расходы в бюджете предусматриваются в необходимом объеме. Пока же неэффективная система социальной поддержки сдерживает реформирование экономики и снятие ограничений в ценообразовании.
В 2012-2014 годах значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, в том числе направленные на улучшение демографической ситуации в стране. С начислениями фонд оплаты труда работников бюджетной сферы в 2012-2014 годах планируется сохранить в пределах его удельного веса в структуре расходов консолидированного бюджета, который складывается в 2011 году - около 33% [4, с.14].
С целью повышения заработной платы работников бюджетной сферы и ее последовательного сближения со средним уровнем по стране в соответствии с Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы потребуется усилить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, расширению спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг.
Ключевая задача бюджетной политики в предстоящие годы - повышение эффективности расходования бюджетных средств. Необходимо напрямую связать осуществление государственных расходов с достижением конкретных результатов, максимально широко внедрить нормативные методы финансирования отдельных направлений расходов в противовес покрытию фактически складывающихся затрат бюджетных организаций.
В текущем году Минфин активно занимается выработкой концепции совершенствования управления государственными финансами, включая в нее методы и подходы, апробированные мировым опытом. Уже при подготовке проекта закона о республиканском бюджете на 2012 год будет расширена самостоятельность отдельных распорядителей в расходовании бюджетных средств. Предлагается предоставить им право по окончании финансового года расходовать неиспользованные остатки бюджетных средств. Это позволит избежать неоправданного роста их расходования в конце года, даст возможность руководителям оперативно и своевременно перераспределять их как между получателями, так и по направлениям использования, исходя из экономической целесообразности и эффективности.
Одна из важнейших задач бюджетной политики, призванной создать механизмы быстрого реагирования на проявление кризисных явлений и экономное использование финансовых резервов, - ликвидация государственных целевых бюджетных фондов.
Так, с 2012 года мероприятия государственных программ в области охраны природы планируется финансировать в общем порядке без формирования республиканского и местных фондов охраны природы. Не будет формироваться фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья в связи с отменой платежей экологического налога, которые были источником его доходной части.
Со следующего года намечается также отменить отчисления в инновационные фонды для хозяйственных обществ, где в уставном фонде доля государства составляет менее 50%. С 2013 года инновационные фонды будут формироваться исключительно за счет прибыли организаций.
Министерство финансов принимает все необходимые меры для минимизации госрасходов. В 2011 году расходы республиканского бюджета планируется сократить на 1,7 трлн. рублей (около 4,3%) и снизить его дефицит вдвое - с 3% до 1,5% к ВВП.
Основные сокращения коснутся инвестиционной деятельности, расходов на ремонт, будут сокращены также ассигнования на текущее содержание бюджетных организаций. В наименьшей степени сокращение бюджетных расходов затронет систему здравоохранения, так как планируется завершить начатые мероприятия по совершенствованию материально-технической базы этой сферы, что позволит оказывать медицинские услуги на современном уровне. При этом, несмотря на сокращение расходов, направляемых ресурсов должно быть достаточно для устойчивого функционирования бюджетной сферы. В запланированных размерах будут исполняться местные бюджеты.
Существенное сокращение объема бюджетного финансирования грозит программе развития в Беларуси животноводства и птицеводства. Она предусматривает строительство целого ряда свинокомплексов, молочнотоварных ферм и птицеводческих предприятий за счет кредитов крупных государственных банков. Правительство и Нацбанк для финансирования мероприятий этой программы планируют шире использовать иностранные кредитные ресурсы и средства белорусских коммерческих банков.
Необходимо отметить, что сокращение госрасходов - это одно из условий получения стабилизационного кредита от России. Переговоры по этому вопросу ведут правительства двух стран.
Для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.
Серьезность проблем, связанных с осуществлением государственно-кредитных операций, требует внимания к управлению государственным долгом.
Управление внутренним государственным долгом предусматривает мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов.
В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляет по поручению Правительства Республики Беларусь Министерство финансов страны.
Успех управления зависит от соблюдения ряда принципов, как то:
• безусловное выполнение государством обязательств перед инвесторами и кредиторами, взятых на себя при заключении договоров заимствования средств;
• единство учета всех видов эмитированных обязательств;
• снижение рисков влияния колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных ценных бумаг;
• оптимальность структуры долговых обязательств государства по срокам их обращения и погашения;
• сохранение финансовой независимости путем поддержания оптимальной структуры долговых обязательств государства между заимодавцами — резидентами и нерезидентами;
• открытость (прозрачность) выпуска займов, доступность достоверной информации об экономическом положении страны для международных рейтинговых агентств, способствующая укреплению кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.
В управлении государственным долгом любой страны важное значение имеет принцип безусловности. Однако по разным экономическим причинам он может нарушаться.
Наиболее часто старые займы покрываются путем выпуска новых займов, т.е. путем рефинансирования государственного долга. При этом используются такие методы, как новация, унификация. Изменение условий займов осуществляется с помощью методов конверсии и консолидации.
Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством.
Унификация (обмен облигаций по регрессивному соотношению) — объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Этот метод предпочтителен в условиях выхода из экономического кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погашение раннее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.
Конверсия — это изменение первоначальных условий займа (чаще доходности). Как правило, государство снижает доходность займов для кредиторов.
Консолидация — изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения. Консолидация может совмещаться с конверсией.
Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов должна направляться на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Этим отсрочка погашения отличается от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.
Аннулирование государственного долга — отказ государства от обязательств по выпущенным займам. Это крайняя мера, чаще всего применяемая в странах, где произошла смена политической власти. Однако следует помнить, что внешние долги государства не списываются. Примером тому — долги царской России, которые через много лет пришлось оплачивать правительству новой России.
Рефинансирование активно используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга при условии экономической и политической стабильности страны — заемщика средств. Поэтому важно обеспечить и в дальнейшем поддерживать высокую финансовую репутацию страны. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых странам специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.
Поскольку по достижении определенного соотношения платежей по обслуживанию государственного долга и ВВП иссякает возможность для дальнейшего экономического роста, то главной задачей государства в управлении долгом является ограничение последнего. В бюджетно-налоговой политике Республики Беларусь с этой целью предусматриваются мероприятия по увеличению налоговых поступлений, сокращению расходов бюджета на поддержку слабых предприятий, оптимизации распределения бюджетных средств между отраслями и статьями расходов.
В Беларуси платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга отвечают требованиям защищенности и первоочередности по отношению к другим статьям расходов при исполнении республиканского бюджета. Кредиты международных финансовых организаций предоставляются республике в основном на развитие экономических реформ и используются на поддержание курса валют, создание объектов социальной сферы. Под государственные гарантии выдаются кредиты на реализацию инвестиционных проектов. По условиям расчетов к ним приравниваются кредиты, которые предоставлялись Республике Беларусь, но были переуступлены внутренним заемщикам, и те должны самостоятельно рассчитываться по кредитам за счет собственных средств.
Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фуражного зерна, нефти и газа, реконструкцию предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, легкой и пищевой промышленности.
Для оценки долгового бремени того или иного государства в международной практике используются различные методы. Например, Всемирный банк определяет уровень кредитоспособности страны через систему показателей, а именно отношение:
• приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к ВВП;
• приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг;
• внешнего долга к ВВП;
• внешнего долга к экспорту товаров и услуг;
• годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг.
Под приведенной стоимостью платежей по внешнему долгу понимается сумма всех платежей по погашению и обслуживанию иностранных кредитов, включая платежи по погашению основного долга и уплате процентов, с поправкой на коэффициент дисконтирования. Последний определяется с учетом альтернативных способов использования предоставляемых кредитов.
Если отношение приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к ВВП составляет более 80 % , экспорту товаров и услуг — 220 % и более, то задолженность считается чрезмерной. Умеренной считается задолженность, если первый показатель находится в пределах 18—80 %, а второй — 132—220 %. По расчетам Всемирного банка, в Республике Беларусь значения указанных показателей намного ниже приведенных критериев, что позволяет признать ее страной с низкой задолженностью.
В Республике Беларусь при управлении государственным долгом также используются не требующие специальных расчетов показатели — отношение внешнего долга к ВВП (критический уровень 50 %) и отношение годовых платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг (критический уровень 25 %).
Однако данные широко распространенные показатели кредитоспособности не учитывают все особенности страны, поэтому следует принимать во внимание такой показатель, как чистые трансферты (разность между суммой привлеченных иностранных кредитов и платежами по их погашению).
Учитывая «товарный» характер иностранных кредитов, Республика Беларусь для погашения государственного долга (внешнего и внутреннего) должна использовать внутренние источники средств. Это создает дополнительную нагрузку на бюджет страны и отрицательно сказывается на платежном балансе. В целях снижения финансового напряжения Правительство Республики Беларусь проводит работу по реструктуризации внешней и внутренней задолженности государства.