Государственный долг: понятие, виды, причины, социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)», и Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год».

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2012 года составил 7891,4 млн. долларов США при установленном лимите на 2011 год 8,5 млрд. долларов США (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 Внешний государственный долг Республики Беларусь  
(млн. долл. США)

 

01.01.2011 г.

01.01.2012 г.

Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

3 588,8

7 778,8

Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь.

130,1

112,6

Всего

3 718,9

7 891 ,4


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2, с.248]

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 3.2).

Таблица 3.2 Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2011 г

01.01.2012 г.

отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, %

220%

10,0

32,5

отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, %

50%

6,4

16,5

отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, %

25%

1,0

1,3


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [2, с.248]

Долговые проблемы Республики Беларусь многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения Беларусь стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов, долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы.

Уровень дефицита госбюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП.

Существует четыре варианта финансирования бюджетного дефицита:

увеличение налогов, что приводит к росту государственных доходов;

эмиссия необходимого количества денег;

выпуск государственных займов;

привлечение внешних займов.

Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг — это сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам. В зависимости от этого различают внутренний и внешний долг. Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг — наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Внутренний долг — это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством, государственным внутренним долгом являются долговые обязательства правительства, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть значительными. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Проблемы управления бюджетным дефицитом по-прежнему актуальны для Республики Беларусь. Система мер по снижению дефицита республиканского бюджета включает мероприятия по управлению внутренним долгом. Финансирование бюджетного дефицита осуществляется за счет внутренних источников, что требует обеспечить повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

В последнее время Республика Беларусь попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, в том числе внешних, что привело к увеличению расходов на их обслуживание.

Таким образом, в настоящее время Беларусь не может в полной мере выполнять свои обязательства по обслуживанию государственного долга без его реструктуризации. В текущем году наблюдается увеличение внешнего долга.

Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения Республики Беларусь.

Основные направления бюджетной политики в области планирования дефицита государственного бюджета в прогнозируемом году предусматривают:

сокращение его размера до уровня, не превышающего 1,5% к ВВП;

использование неинфляционных источников финансирования бюджета на основе оптимального кредитования Национальным банком и выпуска государственных ценных бумаг;

увеличение доли долгосрочных ценных бумаг в финансировании государственного долга. Уровни внутреннего и внешнего долга будут определяться параметрами экономической безопасности страны. Объемы привлечения внешних источников финансирования государственного долга предусматривается ограничить размерами платежей по ранее привлеченным кредитам.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Аналитический доклад «О состоянии государственных финансов» за 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stock.bcse.by/index.phtml?page=35056&iid=37464&mode=print - Дата доступа: 15.04.2013.
  2. Беларусь в цифрах. Статистический справочник. / министерство статистики анализа Республики Беларусь. – Мн., 2013г.
  3. Бюджетная политика: ориентиры на перспективу // ФУА – 2013 № 2 с.13-15
  4. Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy. -  Дата доступа: 10.04.2013.
  5. Государственные финансы: учеб. пособие / Под ред. Г. К. Мультана. – Мн.: БГЭУ, 2011. – 166с.
  6. Гарапова Н. Налоговая система Беларуси. История и современность. // ФУА – 2013 № 2 с.37-38
  7. Довгун Н. Краткая характеристика системы налогообложения Р.Б. // Консультант: Налоги, практика, бухгалтерский учёт. 2013 - № 2, с. 24
  8. Жбанков М.Н. О влиянии налогов на уровень цен. // ЭФУ – 2012, № 3. с.66-73
  9. Образкова Т. Белорусская налоговая система далека от совершенства. // НЭГ. – 2013, – 15 января. с.6
  10. Мы в заложниках у крупнейших налогоплательщиках. НЭГ – 2012, № 2.
  11. Минимизировать госрасходы, хозяйствовать по средствам. / Финансы, учёт, аудит. - №9, 2011г. с. 5-7
  12. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P31100136 - Дата доступа: 01.09.2012.
  13. Статистический ежегодник Республики Беларусь. Статистический сборник. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2011г.
  14. Теория финансов: учеб. пособие / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. – Изд. 2-е. Мн; БГЭУ, 2006.-351.
  15. Финансы Республики Беларусь. Статистический сборник. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2012г.
  16. Фисенко М. К. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие. – Минск: Соврем.шк., 2008. – 184 с.
  17. Финансы: учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: 2010г.
  18. Финансы и кредит: Учебник. Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: 2010. – 800с.
  19. Финансы: Учебник / Под ред. проф. В. П. Литовченко. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

курсовой работы _______________

«Государственный долг: понятие, виды, причины, социально-экономические последствия»

 

Объём работы  30с., в том числе  2 таблицы, 25 источников.

Ключевые слова: дефицит госбюджета, государственный долг, финансирование бюджетного дефицита.

В курсовой работе исследуется проблема государственного долга  понятие, виды, причины и социально-экономические последствия, которая включает в себя следующие этапы:

- рассмотреть понятие государственный  долг, его содержание и виды;

- проанализировать социально-экономические  последствия бюджетного дефицита  и государственного долга;

- рассмотреть управление государственным  долгом.

В результате проведённого анализа сделаны следующие выводы:

 

1. Государственный долг — это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

2. Различают внутренний долг и внешний. Внутренний — это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний — задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран. Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием.

3. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

 

 

 


 



Информация о работе Государственный долг: понятие, виды, причины, социально-экономические последствия