Государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование сущности и понятия внутреннего государст-венного долга России, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внут-реннего долга и определение методов по его управлению. Основные задачи исследования:
раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;
проведение исследований в области истории заимствований России;
анализ современного состояния внутреннего долга РФ;
оценка влияния государственного долга на экономику России;
исследование путей совершенствования управления госдолгом.

Содержание

Введение. Актуальность проблемы государственного долга
Основная часть
§1. Государственный долг – основные понятия
1.1. Понятие государственного долга
1.2. Причины возникновения государственного долга
1.3. Формы государственного долга
1.4. Виды государственного долга
1.5. Государственный долг как инструмент регулирования экономики
§ 2. Внутренний государственный долг
2.1. Понятие внутреннего государственного долга
2.2. Проблемы и противоречия
2.3. Структура и динамика внутреннего государственного долга РФ
§ 3. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
3.1. Регулирование государственного долга
3.2. Основные задачи по управлению долгом
3.3. Пути преодоления
3.4. Последствия долговой политики для экономики страны
3.5. Зарубежный опыт управления государственным долгом
3.6. Мировая практика управления государственным долгом
3.7. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ
3.8. Реструктуризация государственного долга
3.9. Способы сокращения долговой зависимости
§ 4. Куда ведут долги России
4.1. Как меняется долг
4.2. Возможные последствия
4.3. Долги опять растут
4.4. Что может быть основными индикаторами
4.5. Долговые пороги
4.6. Что делать?
Заключение
Приложения
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

gosudarstvennyy_dolg_rf.docx

— 309.44 Кб (Скачать файл)

 

 

Курсовая

работа

 

 

 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ» 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Наименование

Стр.

Введение. Актуальность проблемы государственного долга

3

Основная часть

6

§1. Государственный долг – основные понятия

6

1.1. Понятие государственного долга

6

1.2. Причины возникновения государственного долга

7

1.3. Формы государственного долга

8

1.4. Виды государственного долга

9

1.5. Государственный долг как инструмент регулирования экономики

10

§ 2. Внутренний государственный долг

13

2.1. Понятие внутреннего государственного  долга

13

2.2. Проблемы и противоречия

15

2.3. Структура и динамика внутреннего  государственного долга РФ

17

§ 3. Проблемы управления  российским долгом и пути их решения

20

3.1. Регулирование государственного  долга

20

3.2. Основные  задачи по управлению долгом

21

3.3. Пути  преодоления

21

3.4. Последствия  долговой политики для экономики  страны

22

3.5. Зарубежный  опыт управления государственным  долгом

24

3.6. Мировая практика управления  государственным долгом

27

3.7. Обслуживание  государственного внутреннего долга  РФ

32

3.8. Реструктуризация  государственного долга

32

3.9. Способы  сокращения долговой зависимости

34

§ 4. Куда ведут долги России

37

4.1. Как  меняется долг

38

4.2. Возможные  последствия

39

4.3. Долги  опять растут

40

4.4. Что  может быть основными индикаторами

40

4.5. Долговые  пороги

41

4.6. Что  делать?

43

Заключение

45

Приложения

47

Список литературы

60


 

 

Введение

 

Актуальность проблемы государственного долга

 

В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения  долговой проблемы зависит бюджетная  дееспособность, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка.

Весь  мир живет в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям.

Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних подпиток будет укрепляться и дальше по ходу либерализации и глобализации финансовых рынков, несмотря на все-таки еще ощутимое сохранение их изолированности.

В первой половине 1998г. восточно-азиатский кризис привел к падению мирового производства примерно на 1%, что составляет почти 260 млрд. долл. и эквивалентно годовому доходу всех африканских стран к югу от Сахары. Неравномерность экономического развития является символом уходящего ХХ века, и в этом смысле долговые проблемы отдельных регионов являются главным тому доказательством.

С начала 90-х гг. мировая экономика  уже страдала от дефляции - из-за американского долга, затем из-за неурядиц в европейской валютной системе в 1992-1993 гг., после этого из-за мексиканского кризиса 1994-1995 гг. и, наконец, из-за азиатских потрясений в 1997-1998 гг. И каждый раз во время всех этих негативных явлений крах принято было объяснять ошибочной внутренней политикой. Между тем поступательное экономическое развитие и активность финансовых рынков уже не так связаны с уровнем благосостояния и ростом занятости, а во многом зависят от спекулятивных и биржевых операций.

Влияние даже объективных глобальных факторов на формирующиеся и развивающиеся рынки достаточно велико.

Финансовая  неустойчивость стала в конце  столетия характерной чертой глобальной экономики и носит системный характер. На приток и отток капиталов, как правило, влияют финансовые условия в ведущих промышленно развитых странах мира, то есть внешний фактор. Однако особенности новой ситуации должным образом не учитываются в связи с чрезмерной верой в рынок как таковой.

К примеру, значительное влияние на приток и отток инвесторов оказывает  «стадный инстинкт». Внезапное изъятие капитала и массированная атака на ту или иную валюту способны быстро вызвать панику. Все это оказывало влияние и на объемы торговли.

В последнее время интерес финансистов  к проблемам дефицита федерального бюджета государственного долга  заметно усилился. Причины этого  очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора:

  • высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
    • неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению;
  • высокая доходность государственных ценных бумаг.

Единой  научно-теоретической платформы  по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось. Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики.

От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

Пристальное внимание к проблемам внешней  задолженности России сохраняется на протяжении всего периода рыночных реформ. Апогея оно достигло во время кризиса 1998г. в связи с объявлением дефолта по долговым обязательствам. Финансовый кризис 1998г. обусловил переход вопросов управления госдолгом России в разряд первостепенных. Зарубежные инвесторы резко изменили свои мнения о платежеспособности Российской Федерации. Для понимания сущности госдолга важно определить основные причины его возникновения в экономике.

Всеобщими причинами образования  госдолга принято считать: войны, стихийные бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальную политику государства. Военное происхождение госдолгов известно испокон веков. Война и приготовления к войне, содержание армии в связи с ростом ее размера и совершенствованием вооружения требуют таких расходов, которые не позволяют покрыть их за счет текущих бюджетных доходов.

Со становлением рыночных отношений государство превращается в хозяйствующий субъект. На смену насильственным рычагам привлечения средств (увеличению налогов) приходит использование кредита. Власть создает государственные предприятия в отраслях, которые недоступны и непривлекательны для частного предпринимателя (из-за долгих сроков окупаемости инвестиций) или социально значимы. Возникает необходимость заимствований для их финансирования.

Внешний долг возникает и при  переливе капитала из одной страны в другую. Капитал стремится туда, где устойчивы прибыли, ниже риски инвестиций. Речь идет о выпусках внешних ценных бумаг государства для нерезидентов. Для иностранных инвесторов такие вложения менее рискованны, чем приобретение корпоративных ценных бумаг. Но риск присутствует всегда. Так, в 1917г. в России были аннулированы долговые обязательства царского правительства.

Социальная политика государства  связана с его дополнительными расходами. Социально-экономические преобразования, реформы государственного управления, экономического, политического устройства являются дорогостоящими. Для их реализации государство вынуждено осуществлять заимствования.

Для долговой политики России характерно сочетание внешних и внутренних заимствований. Основными формами внутренних заимствований были выпуск облигаций, бумажных ассигнаций, эмиссияпроцентных кредитных, доходных банковских билетов государственными банками.

Бюджетная, долговая и валютная политика государства  неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический  рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста.

Рано  или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск.

Это особенно касается стран, развивающих  и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Для урегулирования задолженности на общегосударственном  уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его  погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

Цель курсовой работы - исследование сущности и понятия внутреннего  государственного долга России, экскурс в историю вопроса, анализ динамики  и структуры внутреннего долга и определение методов по его управлению. Основные задачи исследования:

  • раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих;
  • проведение исследований в области истории заимствований России;
  • анализ современного состояния внутреннего долга РФ;
  • оценка влияния государственного долга на экономику России;
  • исследование путей совершенствования управления госдолгом.

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

§1. Государственный  долг - основные понятия

 

«Репутация  державы точнее всего определяется той суммой, какую она способна взять в долг»

(У. Черчилль)

 

    1. Понятие государственного долга

 

Превышение  государственного долга над ВВП  более чем в 2,5 раза считается  опасным для стабильности национальной экономики, в первую очередь для устойчивого денежного обращения.

Государственный долг - это сумма задолженности государства по еще не погашенным внутренним и внешним займам. Сюда входят сам долг плюс начисленные по немупроценты.

Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленныепроценты). Следует отметить, что понятие государственного долга различными теоретиками дается различное. При этом в конечном итоге для полноценного понимания понятия государственный долг применительно к конкретной стране следует искать, прежде всего, официального толкования этого понятия в различных нормативных правовых актах.

При этом в любом определении всегда присутствуют центральные исполнительные органы власти. Государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. Кроме того, госдолгом считаются долговые обязательства России перед:

  • физическими и юридическими лицами
  • иностранными государствами
  • международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Информация о работе Государственный долг РФ