Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является раскрытие понятия государственного долга, его анализ и изучение возможностей управления государственным долгом.
К задачам курсовой работы относятся: изучение понятия государственного долга, исследование концепции управления и сокращения государственного долга, изучение причин возникновения и способов регулирования государственного долга США и Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3

1 Государственный долг: сущность, виды, последствия, способы минимизации…………………………………………………………. 5

1.1 Понятие государственного долга и причины его возникновения……….. 5

1.2 Виды государственного долга и его последствия………………………… 7

1.3 Способы минимизации государственного долга……………………….... 11

2 Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)………… 19

3 Государственный долг Республики Беларусь: динамика, структура и пути минимизации…………………………………………………………………… 28

Заключение………………………………………………………………………... 39

Список использованных источников…………………………………………..... 41

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 118.58 Кб (Скачать файл)

 

 

Функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь государственный долг Республики Беларусь – подлежащая возврату и невозвращённая сумма  внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.

В странах, валюта которых не является свободно конвертируемой, государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Бюджетный кодекс Республики Беларусь определяет внутренний государственный долг как общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определённый момент времени; а внешний – как общую сумму основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определённый момент времени.

Долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в формах:

  • кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;
  • государственных займов, осуществлённых путём выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
  • договоров о предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь;
  • займов, осуществлённых путём выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;
  • договоров о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);
  • договоров о получении бюджетных кредитов.

Основным нормативно – правовым актом, регламентирующем положение о государственном долге Республики Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания и сроки погашения. Учёт государственного долга осуществляется Министерством финансов.

По экономическому содержанию внешний долг отражает приток финансовых ресурсов в страну, а внутренний – только их перераспределение. Внешний долг нужно возвращать в свободно конвертируемой валюте, что ложится дополнительной нагрузкой на экономику, так как основным источником получения конвертируемой валюты является экспорт.

Внешние государственные займы, привлечённые Республикой Беларусь и предоставленные резиденту Республики Беларусь на условиях переуступки, приравниваются к займам (кредитам), полученным резидентом Республики Беларусь под гарантию Республики Беларусь.

В состав внешнего долга не включаются:

  • акционерный капитал предприятий прямого инвестирования, другие формы участия в капитале, а также реинвестированные доходы, поскольку они не предусматривают выплату основного долга и/или процентов по его обслуживанию (прямые и портфельные инвестиции, обеспечивающие участие в капитале);
  • производные финансовые инструменты, такие, как форвардные контракты и опционы;
  • выпускаемые резидентами долговые ценные бумаги, используемые в рамках обратных операций с ценными бумагами.

Валовой внешний долг представлен по следующим секторам экономики:

  • центрального банка; депозитных организаций за исключением центрального банка; сектора
  • государственного управления; а также других секторов в составе других финансовых
  • организаций и нефинансовых предприятий, домашних хозяйств и некоммерческих
  • организаций, обслуживающие домашние хозяйства [12, c. 74 – 75].

В Республике Беларусь внутренний государственный долг может быть представлен в виде  займов,  выпускаемых  в  форме  ценных  бумаг от лица Совета    Министров     Республики    Беларусь,    кредитов Национального  банка Республики  Беларусь, других  долговых обязательств, гарантированных  Советом Министров Республики Беларусь.

Государственные   долговые   обязательства   могут  быть краткосрочными и долгосрочными. Условия  выпуска  и  обращения  государственных долговых обязательств регулируются  постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Право  привлечения  заемных   средств  у  юридических  и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит   только   Министерству   финансов   Республики Беларусь.

Гарантиями по  внутреннему  государственному  долгу  Республики Беларусь   являются   имущество   и  другие  активы,  находящиеся  в республиканской собственности.

Долги  местных   органов  власти  не   входят  в  состав внутреннего  государственного долга  Республики Беларусь, а порядок  управления  ими  и  их  обслуживания  регулируется  решениями местных Советов народных депутатов.

Лимиты внутреннего и внешнего государственного долга устанавливаются Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учетом параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере. Определены нормы обеспечивающие регулирование вопросов заимствований непосредственно на местном уровне. В проекте бюджетного кодекса предусмотрено предоставление государственных гарантий правительством в порядке, установленном Президентом. Порядок предоставления и исполнения гарантий местных исполнительных и распорядительных органов устанавливается правительством на основе норм, предусмотренных кодексом и на условиях аналогичных определенным Президентом для гарантий правительства по кредитам выдаваемым банками Республики Беларусь [13].

Обязательства Республики Беларусь перед нерезидентами, образующие ее валовой внешний долг, на 1 января 2013 г. составили 34,1 млрд. долларов       (54 % годового ВВП), или 72 % общей суммы иностранных обязательств страны. За 2012 год внешний долг Республики Беларусь увеличился на          93,1 млн. долларов, или на 0,3 %. За счет операций, отражаемых в платежном балансе, внешние долговые обязательства уменьшились на 161,9 млн. долларов, за счет курсовой и стоимостной переоценок – увеличились на 228,6 млн. долларов, за счет прочих изменений (в результате пересмотра классификации, списания безнадежных долгов и др.) – на 26,4 млн. долларов.

Рост валового внешнего долга Республики Беларусь за 2012 год обеспечило привлечение инвестиций сектором органов государственного управления, банками (в структуре платежного баланса и международной инвестиционной позиции соответствует сектору депозитных организаций, за исключением центрального банка) и другими секторами.

В структуре валового внешнего долга страны наибольший удельный вес занимали внешние долговые обязательства других секторов и сектора органов государственного управления. При этом следует отметить, что за последние пять лет доля внешних обязательств Правительства Республики Беларусь значительно возросла.

Обязательства органов денежно-кредитного регулирования                       (в структуре платежного баланса и международной инвестиционной позиции соответствует сектору ”центральный банк“) на 1 января 2013 г. составили   438,9 млн. долларов (1,3 % валового внешнего долга страны) и уменьшились за 2012 год на 1,1 млрд. долларов, или на 71,3 %, за счет значительного сокращения обязательств перед нерезидентами по счетам и депозитам, которые на 1 января 2013 г. сложились в объеме 212,6 млн. долларов (48,4 % внешнего долга данного сектора). На 1 января 2012 г. обязательства перед нерезидентами по счетам и депозитам составляли 1 195,6 млн. долларов (78,2 % внешнего долга данного сектора).

На 1 января 2013 г. внешний долг сектора органов государственного управления (без учета кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь) сложился в объеме 12,6 млрд. долларов (36,8 % валового внешнего долга страны) и увеличился с начала 2012 года на 217,6 млн. долларов            (на 1,8 %). Внешний долг данного сектора представлен исключительно долгосрочными обязательствами, в том числе в форме привлеченных Правительством Республики Беларусь кредитов и займов в размере 10,2 млрд. долларов (включая кредит МВФ на сумму 3 млрд. долларов), обязательствами перед нерезидентами по государственным долгосрочным облигациям Министерства финансов Республики Беларусь на сумму 1,8 млрд. долларов, а также обязательствами, связанными с распределением специальных прав заимствования МВФ, в объеме 566,6 млн. долларов.

За 2012 год внешний долг банков увеличился на 129,4 млн. долларов, или на 2,1 %, и на 1 января 2013 г. составил 6,2 млрд. долларов (18,2 % валового внешнего долга страны).

Краткосрочные внешние обязательства составили 2,6 млрд. долларов (42,6 % внешних обязательств данного сектора) и увеличились на 589,3 млн. долларов, или на 28,7 %.

Долгосрочный внешний долг сократился с начала года на 459,9 млн. долларов, или на 11,4 %, и сложился в размере 3,6 млрд. долларов (57,4 %). Основная сумма внешнего долга банков (83,8 %) представлена обязательствами перед нерезидентами по привлеченным кредитам и займам в размере 5,2 млрд. долларов, в том числе долгосрочными – в объеме 3,2 млрд. долларов и краткосрочными – в объеме 2 млрд. долларов.

На 1 января 2013 г. внешний долг других секторов увеличился на 5,9 % и составил 14,9 млрд. долларов (43,7 % валового внешнего долга страны). Основная часть внешнего долга в размере 10,4 млрд. долларов                        (69,7 % внешнего долга данного сектора) представлена краткосрочными обязательствами на срок один год и менее. При этом основным инструментом привлечения внешнего финансирования явились торговые кредиты и авансы (включая просроченные обязательства) в размере 8,7 млрд. долларов (58,1 %).

Задолженность по привлеченным иностранным кредитам и займам составила 5 млрд. долларов (33,8 %), обязательства по долговым инструментам между прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования (межфирменное кредитование) сложилось в размере 1,2 млрд. долларов (7,8 %).

Кроме анализа внешних заимствований страны в разрезе секторов экономики, предусмотренных стандартной структурой платежного баланса и международной инвестиционной позиции, особый интерес может вызывать статистика внешнего долга государственного сектора в расширенном определении и данные частных внешних заимствований.

По состоянию на 1 января 2013 года внешний долг государственного сектора в расширенном определении составлял 19,3 млрд. долларов, или 56,5 % от величины совокупного внешнего долга Республики Беларусь, что указывает на значимую роль государственных органов и подконтрольных им субъектов хозяйствования во внешнеэкономической инвестиционной деятельности.

В структуре внешнего долга государственного сектора в расширенном определении органы государственного управления являются основным заемщиком иностранных финансовых ресурсов, их доля составляет 65,2 % рассматриваемых заимствований.

Финансовым и нефинансовым организациям принадлежит 32,5 % указанного долга, органам денежно-кредитного регулирования (центральному банку) – 2,3 %.

Кроме прямых обязательств, условные внешние обязательства государственного сектора в расширенном определении по предоставленным гарантиям по иностранным кредитам организациям частного сектора составили 68,2 млн. долларов.

Относительные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь традиционно используются в качестве индикаторов платежеспособности страны и безопасного уровня внешнего долга.

На 1 января 2013 г. критерии устойчивости валового внешнего долга Республики Беларусь сложились следующим образом:

– отношение валового внешнего долга к ВВП снизилось с 57,9 % на          1 января 2012 г. до 54 % на 1 января 2013 г.;

– отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг уменьшилось с 73,1 % на 1 января 2012 г. до 65,9 % на 1 января 2013 г.;

– валовой внешний долг в расчете на душу населения составил                  3 605,2 доллара (на 1 января 2012 г. – 3 594,5 доллара);

– международные резервные активы Республики Беларусь покрывали 61,1 % краткосрочного внешнего долга (на 1 января 2012 г. – 54,8 %). На           1 января 2011 г. этот показатель соответствовал 39,7 %;

– покрытие международными резервами предстоящих в течение года выплат по внешнему долгу на 1 января 2013 г. составило 41 % (на 1 января 2012 г. – 41,8 %).

За 2012 год на обслуживание валового внешнего долга направлено         7,7 млрд. долларов, что эквивалентно 12,2 % ВВП или 14,9 % экспорта товаров и услуг. В том числе на погашение основного долга потрачено 6,5 млрд. долларов, на платежи по процентам – 1,2 млрд. долларов.

Чистый внешний долг Республики Беларусь, представляющий собой разницу между валовым внешним долгом и величиной внешних активов в виде долговых инструментов, на 1 января 2013 г. сложился в размере 17,3 млрд. долларов (27,3 % годового ВВП) и увеличился за 2012 год на 0,4 млрд. долларов, или на 2,1 %.

Информация о работе Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)