Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является раскрытие понятия государственного долга, его анализ и изучение возможностей управления государственным долгом.
К задачам курсовой работы относятся: изучение понятия государственного долга, исследование концепции управления и сокращения государственного долга, изучение причин возникновения и способов регулирования государственного долга США и Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3

1 Государственный долг: сущность, виды, последствия, способы минимизации…………………………………………………………. 5

1.1 Понятие государственного долга и причины его возникновения……….. 5

1.2 Виды государственного долга и его последствия………………………… 7

1.3 Способы минимизации государственного долга……………………….... 11

2 Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)………… 19

3 Государственный долг Республики Беларусь: динамика, структура и пути минимизации…………………………………………………………………… 28

Заключение………………………………………………………………………... 39

Список использованных источников…………………………………………..... 41

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.docx

— 118.58 Кб (Скачать файл)

Из выше сказанного можно сделать следующие выводы. Вместе с решение проблемы потребности в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в тоже время влечет ряд негативных явлений и последствий, связанных с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности экономики и производственного потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового кризиса.

Для избежания таких проблем необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным долгом. Основной проблемой Республики Беларусь в данной области является проблема нестабильной и нечетко проработанной законодательной базы, регламентирующей отношение в сфере государственного долга и управления им. Так, в первую очередь, необходимо развивать и совершенствовать законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг, который является неотъемлемой частью финансовой системы экономики любой развитой страны и позволяет осуществлять финансирование государственного долга наиболее целесообразным по сравнению с эмиссией и заимствованием средств в Национальном банке путем - путем выпуска государственных ценных бумаг. Необходимо также развивать рынок частных и производных ценных бумаг.

В целом проблемы государственного заимствования лежат в сфере макроэкономической политики, проводимой государством. Как следствие эффективное использование и погашение привлеченных средств в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта и объема ВВП, укреплением государственного бюджета и совершенствованием бюджета налоговой политики, четким разграничением полномочий в области управления государственным долгом на республиканском и местном уровнях, стабилизацией ситуации в предпринимательском секторе, эффективным использованием привлекаемых ресурсов и своевременным исполнением обязательств. Кроме того, в построении своей системы взаимоотношений в области регулирования и управления госдолгом, следовало бы использовать опыт зарубежных стран - как положительный, так и отрицательный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира.

В зависимости от происхождения кредитных ресурсов государственный долг может быть разделен на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг это долговое обязательство между государством и юридическими, или физическими лицами. Среди видов долговых обязательств существуют такие формы, как кредиты (государственные), а также государственные займы. Государственные займы осуществляются с помощью выпущенных от имени государства ценных бумаг. Существует также ряд долговых обязательств, который находится под гарантией правительства государства.

Вторая форма государственного долга, внешний долг, который является задолженностью в виде непогашенного внешнего займа в иностранной валюте с невыплаченными процентами по займу.

Стабилизировать и уменьшить внутренний долг правительство может тремя способами: увеличив доходы бюджета и уменьшив расходы, что приведет к сокращению первичного дефицита или даже появлению излишка; осуществив монетизацию бюджетного дефицита; полностью или частично отказавшись от уплаты долга.

Внешний государственный долг способен возникнуть в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, международных кредитно – финансовых институтов, частных компаний или путем продажи им государственных ценных бумаг. Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего, поэтому его лимит обычно устанавливается законодательно.

Чтобы спасти Соединенные Штаты от бюджетного кризиса, республиканцы и демократы достигли соглашения по бюджету, которое позволит увеличить потолок госдолга США. 16 октября 2013 г. Б. Обама подписал проект бюджета, который предусматривает финансирование госучреждений до 15 января 2014 года и расширение лимита заимствований до 7 февраля. После того, как правительство США получило возможность занимать деньги в результате вступившего в силу закона о повышении потолка госдолга, за один день он вырос до отметки в 17,027 триллиона долларов. В перерасчете на каждого гражданина страны это составляет чуть менее 54 тысяч долларов. Совокупная задолженность страны, в которую также входят долги штатов, муниципалитетов, компаний и домохозяйств, оценивается более чем в 60 триллионов долларов, или в 189,5 тысячи долларов на каждого гражданина.

Под обслуживанием долга понимается выплата процентов, начисляемых на основную сумму долга. Не только простые американцы, но даже многие политики имеют весьма смутное представление о том, насколько Америка способна обслуживать свои долги. Эти выплаты осуществляются из федерального бюджета США. В закончившемся 30 сентября финансовом году расходы на уплату процентов по государственному долгу США (процентные расходы) составили 220 млрд. долл. При общем объеме расходов федерального бюджета, равным примерно 3,5 трлн. долл., доля процентных расходов равна 6,2%.

На внешние заимствования Республики Беларусь может быть две крайние точки зрения. С одной стороны, показатели величины внешнего долга не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства и в дальнейшем мы должны избегать использования иностранных кредитов, с другой – участие иностранного капитала в экономике страны должно быть более широким, быстрая экономическая трансформация без внешней финансовой помощи невозможна.

В Беларуси для решения текущих проблем обслуживания внешнего долга используются, в основном, технические методы, носящие краткосрочный характер и являющиеся дорогостоящими. Это и погашение внешней задолженности предприятий за счет бюджетных средств, и привлечение средств для осуществления выплат по внешнему долгу на внутреннем рынке, и реструктуризация. Сюда же относится и предоставление заемщикам различных льгот и преференций с целью создания лучших условий для самостоятельного выполнения ими своих обязательств, что, как показывает практика, не дает необходимого эффекта.

Проблемы в сфере внешних заимствований лежат в сфере макроэкономической политики. Эффективное использование и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта, улучшением торгового баланса страны, а также с увеличением ВВП и укреплением государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1 Махмутова, Э. Долг платежом красен / Э. Махмутова // Финансовый контроль. – 2004. – № 7. – С. 70 – 72.

2 Гаврилова, Н. К вопросу о государственном долге / Н. Гаврилова // Экономист. – 2003 – № 4. – С. 15 – 18.

3 Бондарь, А. В. Макроэкономика: учебное пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, Л. Н. Новикова. – Минск: БГЭУ, 2007. – С. 106– 108.

4 Плотницкий, М. И. Макроэкономика: учебное пособие /                             М. И. Плотницкий. – Москва: Новое знание, 2002. – С. 210 – 213.

5 Вавилов, А. Принципы государственной долговой политики /               А. Вавилов  // Вопросы экономики. – 2001. –  № 8. – 46 с.

6 Селезнев, А. З. Государственный долг и внешние активы: учебник /          А. З. Селезнев. – Москва: Инфра – М, 2010. – С. 53 – 66.

7 Чернышева, Т. Ю. Модели управления государственным долгом /               Т. Ю. Чернышева // Финансы и кредит. – 2007. – № 24. – С. 39 – 42.

8 Воронин, Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом /           Ю. Воронин, В. Кабашкин // Экономист. – 2006. – №1. – С. 58 – 67.

9 Коренев, Е. Региональные займы в системе управления государственным долгом / Е. Коренев // Вестник Ассоциации Белорусских банков. – 2004. –     № 11 – 12. – С. 39 – 44.

10 Астапов, К. Государственный внешний долг США, долги Америки в перспективе, кому и сколько должны США / К. Астапов //  Финансы. – 2009. – №4. – 15 с.

11 Государственный долг США [Электронный ресурс] / Фонд стратегической культуры. – 2013. – Режим доступа: http://www.fondsk.ru/news/. – Дата доступа: 10.11.2013.

12 Леутина, Л. И. Финансовая система Республики Беларусь: учебник / Л. И. Леутина,              Т. Г. Струк. – Минск, 2010. – С. 74 – 76.

13 Закон Республики Беларусь от 27 мая 1993 г. №2328-XII "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь" [Электронный ресурс] / Левоневский Валерий Станиславович. – 2007. – 1 ноября. – URL: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/zakb1312.htm. – Дата доступа: 16.11.2013.

14 Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2013. – URL: http://www.nbrb.by/statistics/BalPay/Comment/2012.pdf. – Дата доступа: 16. 11. 2013. 

15 Республика Беларусь: экономическое обозрение [Электронный ресурс] / Приорбанк. – 2011. – 24 января. – URL: http://www.priorbank.by/download/info/reviews/weekly/2011/january/RBBY%20weekly05(345)_31012011.pdf. – Дата доступа: 16.11.2013.

16 Внутренний долг Беларуси растет за счет гарантий правительства [Электронный ресурс] / Все банки Беларуси. – URL: http://select.by/content/view/3734/782/. – Дата доступа: 17.11.2013.

17 Государственный долг [Электронный     ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. – Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/. – Дата доступа: 17.11.2013.

18 Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Совет Министров Республики Беларусь. – 2011. – 6 мая. – Режим доступа: http://www.government.by/. – Дата доступа: 17.11.2013.

19 Беларусь планирует  для рефинансирования государственного долга разместить на внешнем рынке государственные облигации на 800 млн. долларов [Электронный ресурс] / Новостной портал нового поколения. – URL: http://belport.by/belarus/7282-belarus-planiruet-dlya-refinansirovaniya-gosdolga-razmestit-na-vneshnem-rynke-gosobligacii-na-800-mln.html. – Дата доступа: 22.12.2013.

 

 


Информация о работе Государственный долг в зарубежных странах (на примере США)