Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2014 в 13:46, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа литературы, действующего законодательства, исследовать особенности правового регулирования отношений в сфере размещения государственного заказа. Для достижения этой цели поставлены и решались следующие задачи:
-Уточнить понятия и признаки государственного заказа;
-Выявить особенности правовой природы государственного заказа
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, признаки и принципы государственного заказа
Развитие государственного заказа в России…………………………………..5
Понятие и признаки государственного заказа…………………………………7
Принципы размещения государственного заказа…………………………….10
Виды процедур размещения государственного заказа…………………….14
Глава 2. Государственный заказ как механизм воздействия на экономику
2.1. Проблемы государственных заказов…………………………………………….….16
2.1.1. Коррупционная составляющая размещения государственного заказа…16
2.1.2. Нарушения при размещении государственного заказа в Российской Федерации…………………………………………………………………………………..17
2.1.3. Минусы законодательства в сфере осуществления государственных закупок……………………………………………………………………………………….18
2.2. Методы регулирования конечного спроса (потребление, накопление, экспорт-импорт)………………………………………………………………………………………………19
2.2.1. Роль государства в регулировании конечного спроса……………………….19
2.2.2. Анализ иностранных моделей государственного заказа…………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………31
Объектом исследования выступают особенности правового регулирования отношений в сфере размещения государственного заказа.
Предметом исследования
являются нормы гражданского
законодательства; теоретические воззрения
на разрабатываемые проблемы; судебная
практика.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе
анализа литературы, действующего законодательства,
исследовать особенности правового регулирования
отношений в сфере размещения государственного
заказа. Для достижения этой цели поставлены
и решались следующие задачи:
-Уточнить понятия и признаки государственного
заказа;
-Выявить особенности правовой природы
государственного заказа;
-Исследовать основные этапы процедуры
реализации государственного заказа:
планирование, формирование, размещения
и контроль за исполнением;
Для российского законодательства
весьма характерно, особое регулирование
отношений, связанных с поставками товаров
для удовлетворения потребностей государства.
Так, еще в дореволюционном гражданском
законодательстве такие правоотношения
регламентировались Положением о казенных
подрядах и поставках, предусматривавшим
особенности заключения договоров поставки
и подряда с казной (т. е. с государством).
Такие договоры могли быть заключены только
посредством торгов или запечатанных
объявлений. Торги проводились путем записи
предложений желающих вступить в договор
с казной относительно цены товаров или
подрядных работ. Казенное учреждение
принимало то предложение, которое было
наиболее выгодно государству. Заключение
договоров посредством запечатанных объявлений
состояло в том, что казенное учреждение
публиковало объявление, в котором содержалось
указание о предмете договора и некоторых
его условиях, а также приглашение потенциальным
поставщикам и подрядчикам делать свои
предложения. Такие предложения предъявлялись
в запечатанных пакетах, которые вскрывались
одновременно. Расчет был на то, что каждый
желающий вступить в договор с казной,
опасаясь более привлекательных предложений
со стороны конкурентов, будет стараться
предложить наиболее выгодные для государства
условия.
Законодательные акты о государственных
подрядах и поставках принимались также
после революции, в период нэпа. Можно
назвать, в частности, Закон «О государственных
подрядах и поставках» 1923 г., который в
целях защиты интересов государства устанавливал
специальные правила, регулирующие отношения
по поставкам с участием в качестве заказчика
государственных учреждений и государственных
предприятий. В дальнейшем с формированием
административно-командной системы управления
экономикой, когда практически все поставки
продукции и товаров осуществлялись на
основе плановых актов (фондовых извещений,
планов прикрепления, нарядов), нужда в
особом регулировании отношений, связанных
с поставками продукции и товаров для
удовлетворения государственных потребностей,
отпала.
Переход к рыночным методам регулирования
экономических отношений вновь вызвал
необходимость разработки специальных
законодательных актов, учитывающих специфику
отношений по поставкам товаров для удовлетворения
государственных потребностей.
Нормативная база для применения
системы государственного заказа начала
создаваться в России сравнительно недавно.
В соответствии со ст. 525 Гражданского
кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ) поставка
товаров для государственных нужд осуществляется
на основе государственного контракта
на поставку товаров для государственных
нужд, а также заключаемых в соответствии
с ним договоров поставки товаров для
государственных нужд. Кроме ГК РФ, нормы
гражданско-правового характера, регламентирующие
поставку товаров для государственных
нужд, закреплены в различных правовых
актах, среди которых основными являются
ГК РФ и специальные законы о поставке
товаров для государственных нужд: Федеральный
закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ (изменения от 19.07.2011)
«О поставках продукции для федеральных
государственных нужд», Федеральный закон
от 02.12.1994 N 53-ФЗ (изменения от 19.07.2011) «О
закупках и поставках сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд», Федеральный закон
от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном
заказе», Федеральный закон от 29.12.1994 N
79-ФЗ (изменения от 28.12.2013) «О государственном
материальном резерве» и др.
Основным нормативно-правовым
актом, регулирующим порядок размещения
и исполнение государственных заказов,
является Федеральный закон от 05.04.2013 N
44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд".
Законодательство, регулирующее порядок формирования, механизмы размещения государственного заказа в РФ, основывается также на Гражданском и Бюджетном кодексах Российской Федерации, Постановлениях Правительства РФ и целом ряде федеральных законов, в том числе Федеральном законе №135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральном законе № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
В соответствии с п. 2 ст. 525 ГК
РФ к соответствующим отношениям должны
применяться правила о договоре поставки,
если иное не предусмотрено данным Кодексом.
А второй абзац п.2 ст. 525 ГК РФ устанавливает,
что к отношениям по поводу поставки товаров
для государственных нужд субсидиарно
применяются иные законы о поставке товаров
для государственных нужд.
Таким образом, ГК РФ, во-первых, рассматривает
нормы о поставке для государственных
нужд как специальные, а во-вторых, в специальную
норму о данном виде договора помещает
отсылку к закону, такой закон и все включенные
в него нормы приравниваются к специальным
нормам ГК РФ, посвященным тому же виду
договора.
Исходя из изложенного,
очевидно, следует, что общие положения
о поставке применяются к
Генеральное соглашение по тарифам и торговле
(ГАТТ) в подп. «а» п. 8 ст. III определяет
государственные закупки товаров как
закупки государственными агентствами
для государственных нужд продукции, которая
не предназначена для коммерческой перепродажи
или для использования в производстве
товаров для коммерческой продажи. Статья
XIII Генерального соглашения о торговле
услугами (ГАТС) определяет государственные
закупки как услуги, закупаемые для государственных
нужд и «не с целью коммерческой перепродажи
или с целью использования при поставках
услуг для коммерческой реализации». Слово
«заказ» означает поручение на изготовление
чего-нибудь по чьей-либо просьбе, требованию,
поручение исполнить или доставить что-либо.
Это значение применимо и при определении
понятия «государственный заказ» как
поручения на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
нужд в целях решения вопросов, относящихся
к ведению местного самоуправления.
Во многих определениях
есть ряд общих признаков, которые
и следует считать
- государственный заказ
исходит от публичной власти,
представители которой
- государственный заказ - своеобразный
способ обеспечения нужд государственного
образования (имеются в виду сферы услуг,
производства и поставки товаров народного
потребления и др.);
- государственный заказ должен быть обеспечен
за счет финансирования из бюджетных или
внебюджетных средств, при этом государственный
заказ становится одним из элементов исполнения
бюджета и управления государственной
собственностью, государственными предприятиями
и учреждениями, осуществляющими закупки
для государственных нужд;
- государственный заказ исполняется лицами,
получившими этот заказ в порядке, предусмотренном
нормативно-правовыми актами муниципального
образования, а не самими органами местного
самоуправления.
Самое емкое определение предложено Т.
А. Московец, (майор юстиции
Государственный оборонный заказ) который пишет: «На основании проведенного
анализа федеральных законов, регулирующих
отношения по поставкам продукции для
государственных нужд, а также подзаконных
актов, принятых в их развитие, можно сделать
вывод о том, что под государственным заказом
следует понимать механизм, в том числе
совокупность нормативных правовых и
иных актов, предусматривающий поставки
продукции, выполнение работ и предоставление
услуг для решения задач жизнеобеспечения,
обороны и безопасности страны, а также
для реализации федеральных целевых программ
и межгосударственных целевых программ,
в которых участвует Российская Федерация».
Договор между государственным органом
и поставщиком (подрядчиком, исполнителем
услуг) заключается именно на исполнение
государственного заказа, поэтому государственный
заказ – это не сам договор и тем более
не поручение государственного органа.
Если с учетом этимологии слова «заказ»
государственный заказ считать поручением,
то в этом случае теряется добровольный,
договорный смысл возникающих отношений,
они выходят за рамки гражданско-правового
регулирования.
Анализ признаков государственного
заказа позволяет предложить следующее
его определение: государственный заказ
– это размещаемое на конкурсной основе
предложение государственного органа
хозяйствующему субъекту выполнить работу
(предоставить услугу, поставить товар),
предназначенную для удовлетворения государственных
потребностей в соответствии с законодательно
закрепленными за ним функциями и оплачиваемую
из средств государственного бюджета
или внебюджетных источников финансирования.