Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита как экономической категории.

Содержание

Введение
1. Государственный кредит как экономическая и финансовая категории.
1.1. Сущность и функции государственного кредита, отличительные особенности.
1.2. Управление государственным кредитом.
2. Государственный долг: состояние и проблемы.
2.1. Рынок государственных ценных бумаг.
2.2.Заёмная деятельность Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках.
2.3. Проблемы государственного долга Российской Федерации.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая государсвенный кредит без имени.docx

— 295.08 Кб (Скачать файл)

- заимствование средств  общегосударственного ссудного  фонда;

- казначейские ссуды;

- гарантированные займы.

Международный государственный кредит для страны-получателя средств является источником расширения ее возможностей по ускорению социально-экономического развития, упрочнению ее финансового положения. В сфере международных экономических отношений государственный кредит - это рычаг укрепления международного сотрудничества.

Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов [3].

В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит. Органы власти предоставляют государственные и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной системы и юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства.

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

- распределительную;

- регулирующую;

- контрольную.

Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С помощью этой функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты и для погашения процентов по задолженности.

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате.

Регулирующая функция государственного кредита выражается в том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов [10].

 

 

 

 

 

 

1.2. Управление  государственным кредитом.

 

Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. В соответствии с иституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.          Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку Правительством двух программ: Программы государственных внешних заимствований и Программы государственных внутренних заимствований. Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

В процессе управления государственным кредитом решаются задачи:

  1. минимизации стоимости долга для заемщика;

  1. недопущения переполнения фондового рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

  1. эффективного использования мобилизованных средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов;

  1. обеспечения своевременного возврата кредитов;

  1. максимального решения задач, определенных финансовой политикой, в частности, сохранения иностранных капиталов в стране и переориентировки инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.

Минфин выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица федерации. Оно устанавливает конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством.

В соответствии с Бюджетным кодексом ЦБ РФ бесплатно осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче Минфином на хранение и учет в депозитарий. Функции депозитария выполняет; ЦБ РФ или иная уполномоченная им организация. ЦБ РФ осуществляет по поручению Минфина и за счет средств федерального бюджета выплаты владельцам облигаций при погашении выпусков.

Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ. К мерам воздействия, применяемым ЦБ, относятся:

  1. поднятие ставки рефинансирования;

  1. интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг;

  1. регулирование валютного рынка.

Специализированным банком по обслуживанию внешнего и внутреннего валютного долга является Внешэкономбанк. Распоряжением Правительства РФ от 24 июня 1998г. №857-р ему также переданы права ведения учета операций по обслуживанию и погашению государственных кредитов, предоставленных Правительством РФ правительствам государств – участников СНГ. Задолженность этих государств по ранее выданным им Правительством РФ кредитам передана на баланс Внешэкономбанка. [5]

Эффективное решение задачи по минимизации постоянно растущих расходов,  направляемых на погашение и обслуживание государственного долга,  а также расходов по управлению присущими суверенным долговым обязательствам рисками диктует необходимость перехода к практике применения так называемых активных операций с государственным долгом. Их главное содержание состоит в целенаправленном воздействии на структуру

задолженности  (по срокам,  используемым валютам и инструментам,

процентным ставкам и т.п.).

Опыт ряда зарубежных стран показывает,  что в данном контексте ключевое значение имеет создание подконтрольного государству специализированного рыночного института,  обладающего необходимым набором полномочий и кадровым потенциалом.

Применительно к нашей стране речь идет об ОАО  «Российское финансовое агентство» (РФА),  политическое решение о создании которого было принято еще в 2008 г. Данному институту

отводится,  с одной стороны,  роль  «фронт-офиса»,  отвечающего за

взаимодействие с инвесторами и другими участниками финансовых рынков. Его деятельность будет призвана формировать и поддерживать адекватное восприятие инвестиционным сообществом кредитного риска России.

С другой стороны,  в перспективе к РФА перейдут функции основного консультанта Минфина России по вопросам оптимизации структуры и снижению расходов по погашению и обслуживанию государственного долга,  минимизации процентных и валютных рисков федерального бюджета.

График 2. Функции Российского финансового агентства

Планируется,  что РФА будет осуществлять от имени Российской

Федерации внутренние и внешние государственные заимствования,  то есть размещать государственные ценные бумаги,  а также проводить операции с данными ценными бумагами на вторичном рынке с целью оптимизации структуры государственного долгового портфеля.  По мере создания необходимых предпосылок и условий, РФА будет инвестировать часть средств российских суверенных фондов (График 2).

В случае принятия разработанного Минфином России соответствующего законопроекта в предстоящем периоде такой институт будет учрежден Правительством Российской Федерации и начнет развертывание своей деятельности. [7].

 

2. Государственный  долг: состояние и проблемы.

2.1. Рынок  государственных ценных бумаг.

С помощью ценных бумаг государство регулирует развитие экономики решая следующие задачи:

    • регулирование денежной массы;
    • регулирование инфляции;
    • влияние на валютный курс;
    • формирование уровня доходности по ценным бумагам;
    • обеспечение перелива капитала с одного сегмента финансового рынка на другой;
    • решение других социально-экономических задач.

Ценные бумаги государства делятся на две группы: бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке (казначейские векселя (обязательства), облигации), и бумаги, не поступающие на вторичный рынок (сберегательные облигации; облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг; облигации местных органов власти).

Приведем общую характеристику основных видов государственных ценных бумаг, обращавшихся на отечественном фондовом рынке в последние годы и обращающихся ныне.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Главная цель эмиссии этих ценных бумаг — финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитентом ГКО выступает Минфин РФ. По срокам обращения облигации являются краткосрочными. Их владельцами могут быть российские и иностранные организации и физические лица. Владелец ГКО имеет право на получение номинальной стоимости при их погашении.

Денежные расчеты по сделкам с ГКО осуществляются через ЦБ РФ и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в наличной и безналичной форме.

Казначейские обязательства (КО). Эти бумаги появились в связи с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. Ситуация усугублялась тем, что существовал мультипликативный эффект: каждый рубль государственного долга стимулировал 2–3 руб. долгов самих предприятий. Чтобы решить эту проблему не прибегая к инфляционным методам, Правительство РФ переоформило 10% задолженности в КО.

КО выпускались сроком на один год в безбумажной форме — в виде записей на счетах депо в уполномоченных депозитариях.

Время с момента выпуска до начала погашения варьировалось от 50 до 360 дней в зависимости от серии. По всем сериям КО существовал равный доход — 40% годовых. Владельцы КО вправе были производить с ними следующие операции:

  • погашать кредиторскую задолженность;

  • оплачивать без ограничений товары и услуги;

  • продавать их юридическим и физическим лицам-резидентам;

  • совершать залоговые операции;

  • обменивать на казначейские налоговые освобождения;

Информация о работе Государственный кредит