Кроме того, часть заимствований,
составляющих государственный долг Российской
Федерации, имеет плавающие процентные
ставки, что приводит к возникновению
риска увеличения бюджетных расходов
на обслуживание долга в связи с колебаниями
процентных ставок на международных рынках.
Таким образом, развитие системы
анализа рисков, связанных с управлением
государственным долгом и осуществлением
заимствований, является основополагающим
элементом системы активного управления
государственным долгом и осуществления
экономически и финансово обоснованной
политики в области управления долгом.
Несмотря на появление отдельных
элементов планирования долговой политики
в последние годы, следует признать, что
в настоящее время не сложилось целостной
системы планирования государственных
заимствований и механизма определения
политики в области управления государственным
долгом.
Процесс долгового планирования
в значительной степени зависит от развития
механизмов и методологии макроэкономического
и бюджетного планирования, а также методологии
учета в секторе государственного финансирования.
В этой связи долговое планирование
должно быть органичной частью бюджетного
планирования и должно осуществляться
на базе единой методологии, механизмов
и подходов.
Вместе с тем, процесс долгового
планирования является в значительной
степени самостоятельным процессом, поскольку
определяет долговую политику, как в случае
благоприятной бюджетной ситуации, так
и в случае ее ухудшения.
Существенное значение имеет
и то обстоятельство, что программы государственных
заимствований разрабатываются и утверждаются
только на предстоящие 12 месяцев, в отличие
от международной практики, для которой
характерны разработка и принятие, как
правило, среднесрочных (на 3-5 лет) заемных
программ и программ в области управления
государственным долгом.
Однако обеспечение эффективности
среднесрочных программ государственных
заимствований возможно при наличии утвержденных
программ социально-экономического развития
страны на соответствующий период.
Нет и, видимо, не может быть
единого показателя, измеряющего эффективность
управления государственным долгом, поскольку,
осуществляя эту деятельность, государство
оказывает прямое воздействие на самые
разнообразные области общественной жизни.
Не существует методик оценки положительного
влияния государственного долга на бюджет
и денежное обращение страны, инвестиционный
процесс и степень доверия населения к
финансовой деятельности государства
и т.п. Однако отдельные стороны результативности
управления государственным долгом можно
измерить. Это, как уже говорилось выше,
эффективность управления внутренним
долгом и коэффициент обслуживания государственного
долга.
По официально представленному
документу Минфина об основных направлениях
долговой политики России государственная
долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена
на обеспечение финансирования дефицита
федерального бюджета путем привлечения
ресурсов на российском и международном
рынках капитала на благоприятных условиях,
обеспечение оптимального соотношения
дюрации и доходности суверенных долговых
обязательств, поддержание высокого уровня
кредитных рейтингов страны, формирование
адекватных ориентиров по уровню кредитного
риска для российских корпоративных заемщиков.
Одновременно будет решаться
задача по совершенствованию системы
мониторинга внешних заимствований корпоративного
сектора, созданию механизма оперативного
влияния на заемную политику российских
корпораций и банков с крупной долей государственного
участия. [7].
Заключение.
Итак, государственный кредит - это средство регулирования государством
экономического развития. Он имеет важное
значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса. Государственный долг и государственный кредит - следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для
покрытия дефицита госбюджета государство
располагает двумя источниками его восполнения:
дополнительным выпуском денег в обращение,
что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов
от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных
государств [6].
Существуют как минимум три причины,
по которым экономическая деятельность
государства невозможна без государственного
кредита:
1)наличие кассового разрыва
в исполнении бюджета, т. е. разницы
во времени поступления доходов
в бюджет и совершения расходов;
2)дефицит государственного бюджета;
3)усиление социальной ориентации
экономики, рост затрат на охрану
окружающей среды, что требует
увеличения государственных расходов
[11].
Госкредит влияет на важные макроэкономические
показатели развития страны – ВВП, экспорт,
импорт, инвестиции в основной капитал,
индексы цен и т.д. Здесь обнаруживается
тесная взаимосвязь между этими показателями
и проводимой государством денежно-кредитной,
бюджетно-налоговой и валютной политикой.
Мобилизуемые с помощью государственного
кредита средства носят антиципированный
характер и являются не чем иным, как изъятыми
вперед налогами.
В макроэкономическом аспекте госкредит
может иметь весьма неблагоприятные последствия
в случае неверно выбранной стратегии
и тактики его использования как финансового
инструмента управления экономикой страны.
В этом случае неизбежен мультипликативный
эффект роста финансово-кредитной зависимости
государства от кредиторов (как внутренних,
так и внешних).
Госкредит способствует правильной организации
сбережений, является источником увеличения
денежных доходов держателей государственных
ценных бумаг и вкладчиков банков, создает
условия для большей сбалансированности
доходов и расходов населения, организаций,
предприятий и государственного бюджета,
является одним из решающих факторов стабилизации
денежного обращения и проведения эффективной
кредитно-эмиссионной и валютной политики.
Главное же, для чего используется госкредит
в макроэкономическом смысле, – покрытие
дефицита бюджета. Давно доказано, что
госкредит значительно эффективнее для
балансирования доходов и расходов бюджета,
чем эмиссия денежных знаков. Государственные
займы временно сокращают платежеспособный
спрос населения и хозяйствующих субъектов,
регулируют натурально-вещественные и
стоимостные пропорции. Тем самым оптимизируется
масса денег в обращении [8].
Список
использованной литературы.
Список литературы
- Буневич К.Г. Бюджетная система Российской Федерации.- МИЭМП, 2010. - 95 с.
- Елизарова Н.В. Финансовое право.
Учебное пособие. Московский институт
экономики, менеджмента и права, 2009.
- Злобина А.А. Финансы: Учебное
пособие/ А.А. Злобина - М.: МГУП, 2008. - 265 с.
- Интернет-источник http://www.creditorus.ru «Государственный кредит».
- Интернет-источник http://rumanager.com «Государственный
и муниципальный кредит».
- Интернет-источник http://www.grandars.ru «Государственный кредит».
- Интернет-источник http://www.minfin.ru Структура государственного долга РФ.
- Миляков Н.В. Финансы:
Учебник. – 2-е изд., - М.: ИНФРА-М, 2004. – 543
с. – (Высшее образование).
- Мягкова Т.Л., Мягкова Е.Л. Финансы, денежное обращение и кредит: Шпаргалка по курсу. Ответы на экзаменационные
билеты.: Юрайт, 2009.- 187 с.
- Финансовое право: учебник для
студентов вузов/ Н.Д. Эриашвили. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. – 575с.
- Финансы и кредит: учебно-методическое
пособие для самоподготовки к практическим
занятиям (в вопросах и ответах)/ Казанская А.Ю. Таганрог: ЮФУ, 2007.