Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита как экономической категории.

Содержание

Введение
1. Государственный кредит как экономическая и финансовая категории.
1.1. Сущность и функции государственного кредита, отличительные особенности.
1.2. Управление государственным кредитом.
2. Государственный долг: состояние и проблемы.
2.1. Рынок государственных ценных бумаг.
2.2.Заёмная деятельность Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках.
2.3. Проблемы государственного долга Российской Федерации.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая государсвенный кредит без имени.docx

— 295.08 Кб (Скачать файл)
  • погашать с получением процентов.

Чтобы выполнять эти операции, КО должны пройти определенное для каждой серии количество индоссаментов (3—5) (передаточная надпись, совершаемая на ценных бумагах с целью передачи прав требования по этим документам или обеспечения каких-либо иных требований).

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). После банкротства Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) на его счетах «заморозились» средства юридических и физических лиц. Задолженность банка перед юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1 года до 15 лет.

Выпущен заем был в мае 1993 г. общим объемом 7,9 млрд. долл. Номинал облигаций: 1000, 10 000 и 100 000 долл. Облигации были выпущены пятью сериями. Форма облигаций — документарные бумаги на предъявителя. Эмитент облигаций — Минфин РФ.

Облигации содержат купоны для ежегодных выплат процентов. Купонная ставка - 3% годовых - выплачивается 14 мая каждого года. При обмене вкладов ВЭБ на облигации преимущество было отдано коммерческим банкам, совместным предприятиям и благотворительным фондам: им были выданы облигации ближних серий. Торговля облигациями ВЭБ производится как в РФ, так и за рубежом.

Облигации федерального займа с переменным купонным процентом (ОФЗ-ПК) являются именными среднесрочными бумагами и предоставляют их собственникам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации.

Эмитентом выступает Минфин РФ, устанавливающий для каждого отдельного выпуска облигаций его объем, порядок расчета купонного дохода, определяемого на основе доходности по ГКО, дату размещения, дату погашения, сроки выплаты купонного дохода, а также ограничения для потенциальных собственников.

Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплаты. Все операции с ОФЗ, включая расчеты и учет прав на облигации, осуществляются через учреждения ЦБ РФ. Размещение ОФЗ-ПК, как и ГКО, производится на аукционе через уполномоченных дилеров, а вторичные торги идут на ММВБ.

Государственный сберегательный заем (ГСЗ) был выпущен в обращение в августе 1995 г. Объем займа — 10 трлн. руб., которые государство намеревалось получить до 1998 г., выпустив его облигации десятью сериями по 1 трлн. руб. каждая (владельцы облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. имели право обменять их на облигации нового займа). ГСЗ выпускались в документарной форме, в виде облигаций на предъявителя, с процентным доходом, который для первого их выпуска составлял 102,7% годовых. Облигации займа были свободны в обращении, их владельцами могли быть как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты). Номиналы облигаций — 100 и 500 тыс. руб.

«Расчетная» цена облигаций ГСЗ зависела от дня покупки и определялась как сумма номинальной цены и накопленного на день совершения операции купонного дохода. Под действием различных факторов рыночная цена отличалась от расчетной [8].

Обязанность реализации ценных бумаг возложена на банковскую систему. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России [6].

Приобретая ценную бумагу, выпущенную правительством, обращают внимание на ее доходность, которая обусловлена видом ценной бумаги, ее номинальной величиной, сроком обращения, условиями выпуска, степенью риска, темпами инфляции. Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов у держателей ценных бумаг и вкладчиков Сбербанка, который выполняет функцию продажи и выкупа у населения облигаций государственных займов. Это достигается посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и вкладам в сберегательных учреждениях.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку [5]. 

Решение задачи поддержания высокой ликвидности внутреннего рынка,

обеспечения присутствия на нем широкого круга инвесторов и стимулирования

инвестиционного спроса требует скорейшей реализации комплекса мер по

повышению привлекательности рынка государственных ценных бумаг. 

В период 2010-2011  гг.  Минфин России предпринял ряд мер в данном

направлении. Были обеспечены:

1)  регулярная публикация  квартальных графиков размещения  ОФЗ,  а

также ориентиров по доходности размещаемых выпусков государственных ценных бумаг накануне каждого аукциона;

2) периодические консультации  с основными участниками рынка  с целью

выявления проблем, тормозящих его развитие, учета предпочтений участников

относительно параметров предлагаемых выпусков ОФЗ;

3)  отмена требования  о предварительном депонировании  денежных

средств в день аукциона;

4) переход к размещению  «эталонных выпусков» ОФЗ,  т.е.  выпусков со

стандартными сроками до погашения и крупными объемами в обращении;

5)  принятие поправок  в федеральный закон  «О рынке  ценных бумаг»  и

Налоговый кодекс Российской Федерации,  направленных на упрощение

порядка осуществления выплат по ценным бумагам с обязательным

централизованным хранением  (закрепление за российскими депозитариями

исключительного права на осуществление указанных выплат депонентам -

владельцам ценных бумаг и выполнение депозитариями функций налогового

агента).

В результате проведенных мероприятий,  на рынке ОФЗ произошли

следующие позитивные изменения:

  • увеличилась ликвидность обращающихся выпусков  (среднедневной оборот вторичных торгов ОФЗ вырос до 3 млрд. руб., то есть более чем в 4 раза по сравнению с 2009 г. (0,7 млрд. руб.);
    • средний объем выпуска в обращении вырос с 45 до 83 млрд. руб.;
    • в 4  раза увеличился средний объем размещения на аукционах –  до 

20 млрд. руб.;

    • возросло число участников аукционов по размещению ОФЗ. [7].

 

2.2. Заёмная деятельность Российской Федерации на внутренних и внешних рынках.

В соответствии с законодательством под внутренним государственным долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ. Государственный внутренний долг обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

В соответствии со ст. 97 Бюджетного кодекса РФ государственный долг - это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие в результате заемной деятельности.

Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну [10].

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 27.06.2011) ст. 98:

1. Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать  в форме:

- кредитных соглашений  и договоров, заключенных от имени  Российской Федерации с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями, в пользу указанных  кредиторов;

- государственных ценных  бумаг, выпускаемых от имени Российской  Федерации;

- договоров о предоставлении  государственных гарантий Российской  Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформления долговых  обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных  от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Российской  Федерации прошлых лет.

2. Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть  краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года  до пяти лет) и долгосрочными (от  пяти до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается [10].

Госдолг существует в двух видах: капитальный и текущий. Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты), а под текущим госдолгом — расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.

Многочисленность долговых обязательств РФ обусловливает необходимость их классификации. Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам:

  • месту размещения долга;
  • уровням государственной власти;
  • сроку привлечения средств;

  • характеру выплачиваемого дохода;

  • объему расходов на выплату государственного долга;

  • методу определения дохода и др.

По форме долговые обязательства делятся на:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ как заемщика с банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

  • государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

  • договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

  • договоры о предоставлении Российской Федерацией гарантий;

  • соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

По срокам долговые обязательства РФ могут быть:

  • краткосрочными (до одного года);
  • среднесрочными (свыше одного года до пяти лет);
  • долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается [8].

Наиболее распространенной является классификация в зависимости от места размещения долга, в этом случае государственный долг делится на внешний и внутренний [9].

Внутренний государственный долг составляет сумма задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам (облигациям) и невыплаченным по ним процентам.

Информация о работе Государственный кредит