Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 20:38, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение сущности и способов формирования бюджета семьи. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
Определить сущность и структуру семейного бюджета.
Изучить понятие и структуру совокупных доходов и расходов населения, источники их формирования.
Определить ориентиры рационального построения семейного бюджета.
Определить стандарты бюджетов современных российских семей и проанализировать проблемы их формирования.
Дать ценностные рекомендации, касающиеся принципов рационального построения семейного бюджета.
Введение……………………………………………………………………………… 3
Экономическая сущность семейного бюджета…………………………………. 5
1.1. Что такое семейный бюджет. Структура семейного бюджета…………… 5
1.2. Понятие «доход» и его сущность. Классификация доходов, виды доходов……………………………………………………………………………. 7
1.3. Понятие «расход» и его сущность. Потребительская корзина…………... 9
2. Формирование семейного бюджета…………………………………………...... 12
2.1. Персональные финансы…………………………………………………….. 12
2.2. Бюджеты жизненного цикла семьи………………………………………… 15
2.3. Моделирование семейного бюджета………………………………………. 18
2.4. Временные ресурсы семьи…………………………………………………. 22
2.5. Расчет и анализ доходов и расходов семьи………………………………. 23
3. Государство в формировании семейного бюджета…………………………… 26
3.1. Семейный бюджет – ключ к осуществлению бюджетной политики государства……………………………………………………………………….. 26
3.2. Пособия женщинам, лицам с семейными обязанностями в связи с рождением ребенка и уходом за ним…………………………………………. ……………. 28
3.3. Льготы родителям………………………………………………………....... 30
3.4. Семейные инвестиции в будущий человеческий капитал………………. 32
Заключение…………………………………………………………………………... 34
Список литературы…………………………………………………………
Исходя из анализа статей доходов и расходов, можно сделать следующие выводы:
1. Несмотря на то, что в бюджете семьи доходы численно равны расходам, обязательные выплаты составляют более 50%. Это может привести к неуравновешенности семейного бюджета.
2. Отсутствие контроля над расходами создает препятствия для накопления сбережений.
3. Невозможность сберегать, в свою очередь, ведет к тому, что совершение крупных покупок происходит спонтанно и, как правило, путем кредитования, что создает дополнительные статьи расхода при отсутствии дополнительного источника дохода.
В качестве возможных путей решения сложившихся проблем можно предложить следующее: во-первых, необходимо осознать, что процесс планирования семейного бюджета является необходимым условием существования любой семьи. Он позволяет контролировать движение денежных средств внутри отдельно взятой семьи, анализировать результат, итог ведения домашнего хозяйства и перспективы существования семьи. Во-вторых, нужно поставить перед собой реальную цель, которая будет являться результатом ведения семейного бюджета. В случае данной семьи таковыми могут быть: снижение уровня обязательных расходов и накопление средств для совершения крупных покупок. Для достижения поставленных целей необходимо определить план действий. Во-первых, стремиться либо по максимуму уменьшать свои расходы путем экономии, либо искать источники дополнительных доходов. Таковыми, к примеру, могут являться дополнительные государственные пособия, положенные членам семьи в связи с трудным семейным положением. Во-вторых, владеть как можно большей информацией об акциях и скидках, с целью рационального планирования расходов. В-третьих, привлекать всех членов семьи к ведению семейного бюджета, что позволит не только разработать план совместно, но и разделить ответственность. Кроме того, необходимо анализировать факторы, мешающие соблюдать намеченный план и заставляющие отступать от него.
Глава 3. Государство в формировании семейного бюджета.
3.1. Семейный бюджет – ключ к осуществлению бюджетной политики государства.14
В настоящее время проблема изучения формирования и расходования семейного бюджета стала особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики.
Так как заработная плата остается самой значительной частью семейного дохода, то в условиях инфляции реальный совокупный семейный доход имеет тенденцию к понижению, несмотря на значительный рост его номинала, что приводит к значительному падению материального благосостояния значительной части семей. В нашей стране в связи с бедственным состоянием экономики государство пока не в состоянии поднять заработную плату на должный уровень и обеспечить должный стандарт благосостояния.
Поэтому, вторым не менее значимым источником доходности семьи становится личное подсобное хозяйство, которым вынуждены заниматься не только жители сельской местности, но и горожане. Развитие личных подсобных хозяйств оказывает влияние не только на бюджет семей, которые ведут эти хозяйства. Они существенно помогают тем семьям, которые приобретают их продукцию. Поэтому такое направление в пополнении дохода семьи непременно должно поддерживать государство.
В последнее время все большую роль в семейном бюджете играют доходы от предпринимательской деятельности в связи с развитием малого бизнеса в России.
Что же касается расходов, то питание является одной из важнейших статей расходов семейного бюджета. В США на его долю приходятся 15% семейного бюджета, в Германии, Франции, Швеции – 23%, в России более 50%. Из года в год происходит лишь увеличение этой расходной части семейного бюджета. Продолжает увеличиваться статья расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, транспорта и связи.
Увеличение расходов на питание и оплату жилья привело к изменению в самой структуре расходов семейного бюджета. Резко сократилось потребление товаров длительного пользования, товаров непродовольственной группы. В большей степени сократилось потребление товаров и услуг культурно-просветительного назначения, в том числе книг, газет, посещение театров (цены которых являются недоступными большему числу населения), покупка медицинских препаратов.
После перехода нашей страны на путь рыночных преобразований в результате либерализации цен наблюдается падение жизненного уровня и увеличение числа малообеспеченных семей. Увеличение числа малообеспеченных семей не только сокращает базу налогообложения, но и увеличивает расходную часть бюджета страны: увеличивается сумма трансфертных платежей в целом или, наоборот, сокращается сумма пособий на единицу нуждающихся. Снижение жизненного уровня населения пагубно отражается и на процессе воспроизводства рабочей силы общества: сокращается число рождаемых, представляющих потенциальную производительную силу общества. Вместе с тем сокращается возможность обеспечить высокий образовательный и профессиональный уровень этой потенциальной рабочей силы.
Сокращение доходной части семейного бюджета ведет к сокращению и расходной его части, предназначенной для накопления денежных средств, что сокращает возможность поступления инвестиций в экономику страны. Поэтому государство должно взять во внимание тот факт, что нельзя игнорировать вопросы, связанные с жизнедеятельностью семьи, которая играет огромную роль в экономическом развитии страны.
3.2. Пособия женщинам,
лицам с семейными
По общему правилу пособие выплачивается женщине при условии, что отпуск по беременности и родам начался в период ее работы, а также в случае, когда отпуск наступил в течение месячного срока после увольнения с работы (службы) в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке); переводом мужа на работу в другую местность, переездом к месту жительства мужа; необходимостью ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы. Выплата пособия в указанных случаях производится по последнему месту работы.
Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления данного отпуска с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, определенных законодательными и другими нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.16
За счет средств Фонда социального страхования гражданам, имеющим детей, выплачиваются денежные пособия в следующем размере:
- пособие по беременности и родам (100 % от среднего заработка);
- пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (40% от среднего заработка, но не ниже 2453,93 руб. – по уходу за 1-м ребенком, 4907,85 – по уходу за 2-м и последующими детьми)
- пособие при рождении ребенка (в 2013 г. 13087,61 руб.)
Женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранний срок беременности (до 12 недель беременности), вместе с пособием по беременности и родам выплачивается единовременное пособие в твердой сумме, которая определяется федеральным законом. С 1 января 2013 года размер пособия составит 13087,61 рублей17
Пособие по уходу за ребенком выплачивается матери или другому лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком, при оформлении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со ст.256 ТК.
Пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет. Пре предоставлении такого отпуска по частям пособие выплачивается пропорционально количеству календарных дней в месяц, приходящихся на отпуск по уходу за ребенком. Также право на получение пособия сохраняется, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком трудится на условиях неполного рабочего времени или на дому как по основному месту работы, так и в другой организации.
3.3. Льготы родителям.18
Льготы беременным женщинам. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания. Нужно заметить, что выполнение более легкой работы или выполнение выработки в гораздо меньших размерах отнюдь не означает понижения заработной платы. Работодатель обязан сохранить беременной женщине средний заработок, соответствующий ее прежней работе. Если на участке работы, на котором трудилась женщина до беременности, имелись неблагоприятные производственные факторы, администрация предприятия обязана перевести ее на другую работу. Работнице может быть предложено трудиться на дому. Но и в этом случае будущей матери должны сохранить средний заработок по прежней работе. Предположим, что администрация вообще не может найти на предприятии другой работы для беременной сотрудницы. Это не значит, что будущая мать должна трудиться на прежнем участке работы. В таком случае женщину обязаны вообще освободить от работы. При этом работодатель должен из своих средств выплатить ей средний заработок за все пропущенные рабочие дни.
Льготы родителям маленьких детей. Права на такие льготы имеют не только матери. Так, в частности, правом на отпуск по уходу за ребенком могут воспользоваться также отцы, бабушки, дедушки, другие родственники. На период этого отпуска (а он может длиться до тех пор, пока ребенку не исполнилось три года) за работником сохраняется место работы (должность).
В настоящее время женщины нередко возвращаются на работу всего через несколько месяцев после рождения ребенка. Статья 258 ТК РФ дает таким матерям право на дополнительные перерывы для кормления ребенка. В течение дня работодатель обязан предоставить такие перерывы не реже, чем каждые три часа продолжительностью по 30 мин. каждый. Если женщина имеет двух и более детей до полутора лет, то каждый дополнительный перерыв должен длиться не менее одного часа. Статья 264 ТК РФ предоставляет такое право и отцу маленького ребенка, если он растит его без матери. Нужно помнить, что перерывы для кормления включаются в рабочее время и должны оплачиваться в размере среднего заработка. Поэтому администрация предприятия не имеет права урезать заработную плату ввиду того, что матерью (или отцом) ребенка не отработан полный рабочий день.
Льготы родителям инвалида. В обязательном порядке предоставляются дополнительные оплачиваемые выходные дни родителям ребенка-инвалида. Минтруд России и Фонд социального страхования России в постановлении от 04.04.2000 №26/34 разъяснили, что эта льгота предоставляется родителям вплоть до достижения их детьми 18 лет. При этом не важно, трудится родитель ребенка-инвалида в государственном учреждении или на частном предприятии. Любой работодатель обязан дать такому работнику дополнительные выходные. Родители могут разделить выходные дни между собой по своему усмотрению. Всего предусмотрено четыре выходных, и каждый родитель может получить, например, по два дня в месяц. Если в семье два ребенка-инвалида, количество дополнительных выходных дней не увеличивается.
Льготы приемным родителям. Лица, усыновившие ребенка, имеют право на получение отпусков, связанных с появлением детей в семье, так же как и остальные родители. Право на отпуск имеют как новоявленная мать, так и отец, но воспользоваться им может лишь один из них. Продолжительность отпуска зависит от возраста ребенка. Если усыновлен младенец, то отпуск по уходу за ним должен продолжаться со дня его установления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения. Если в семью взято двое детей – то 110 календарных дней со дня их рождения. Если усыновленный ребенок уже не младенец, то новоявленные родители могут претендовать только на отпуск до достижения ребенком возраста трех лет. Усыновителям при передаче ребенка в их семью за счет средств федерального бюджета выплачивается пособие в сумме 8000 руб. Если детей двое и больше, пособие выплачивается на каждого ребенка.
3.4. Семейные инвестиции в будущий человеческий капитал.19
Известно, что затраты на формирование и развитие человеческого капитала осуществляются в различных сферах, основными из которых выступают семья, система образования, сфера профессиональной деятельности. Роль семьи в этом процессе очень значительна и заключается главным образом во вложениях трудовых и материальных затрат в воспитание, образование и состояние физического, психологического и интеллектуального здоровья будущего носителя человеческого капитала.
Значительная роль семьи в формировании будущего человеческого капитала подтверждается также и тем, что еще в процессе раннего развития закладываются способности личности по увеличению ее собственного человеческого капитала в будущем. Аргументируя это положение, различные исследователи представляют объем произведенного человеческого капитала как функцию от таких аргументов, как экономическая способность (Л.Тароу), как коэффициент способности увеличивать человеческий капитал, как унаследованные или приобретенные собственные дарования человека (Й.Бен-Порет).
В структуру затрат семьи на формирование человеческого капитала следует включать два основных элемента:
При этом ресурсы родителей включают их собственный человеческий капитал, их труд и временные затраты, их финансовые активы.
На уровень и направленность родительских инвестиций в человеческий капитал своих детей потенциально влияет целая система факторов:
Информация о работе Государство в формировании семейного бюджета