Государство и его экономические функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка. Но рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного хозяйства. Есть немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку. Ими занимается государство.
В данной курсовой работе мы рассмотрим, что такое государство, его основные экономические функции, а также насколько государство влияет на экономику.

Содержание

Введение.................................................................................................................стр.3-4
Глава I Государство как субъект экономических отношений.
1.1. Понятие государства......................................................................................стр.5-6
1.2. Признаки государства ..................................................................................стр.7-8
1.3. Эволюция представлений о роли государства в экономике.....................стр.9-12
Глава II Функции государства в экономике
2.1. Экономические функции государства......................................................стр.13-18
2.2.Становление экономических функций Украинского государства.........стр.19-21
Глава III Государственное регулирование в Украине
3.1. Необходимость государственного регулирования.................................стр.22-24
3.2.Методы государственного регулирования................................................стр.25-26
3.3 Проблемы и ограничения государственного влияния.............................стр.27-30
Заключение .............................................................................................................стр.31
Список литературы .....

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая1.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

б) Классическая теория.

     Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил» (принцип"laissez faire") создает гармоничное устройство".

     В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

     Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

в) Кейнсианская теория.

     В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж.Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

     Главными  чертами кейнсианской модели регулирования являются:

- высокая  доля национального дохода, перераспределяемая  через госбюджет;

- создание  обширной зоны государственного  предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

- широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

     Модель  государственного регулирования, предложенная

Кейнсом, позволила ослабить циклические  колебания в течение более  чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.[6.c-288]

г) Неоклассическая  теория.

     Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

     Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

     Сокращение  налоговых ставок сократит, и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

     Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

     Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.[6.c-256]

      Т.е. исходя из выше сказанного можно сделать  вывод, что на протяжении многих веков экономисты разных времен по- разному рассматривали роль государства в экономической жизни. 
 

Глава II Функции государства в экономике.

2.1 Экономические  функции государства.

     Экономическая деятельность государства реализуется  в совокупности конкретных видов  деятельности, т.е. функций. Функции  классифицируют по определенным признакам, видам и целям деятельности, по источникам финансирования, по характеру мероприятий (экономические, административные, стимулирующие, ограниченные и другие), по объему и разделением деятельности (вся экономика или определенная сфера, долгосрочные или короткосрочные) и т.д.

     Наиболее  распространенной является классификация по сфере деятельности. Она делится на внутренние и внешние функции. Внутренние функции – это направление деятельности государства относительно общества в экономической, политической, идеологической, социальной и других сферах. Внешние функции – это направление деятельности относительно других государств в сфере обеспечения экономических интересов данного государства и общества.

     Базовой характеристикой для классификации  функций является вид деятельности. В каждом конкретном виде деятельности определенным образом присутствуют и присоединяются характеристики разных видов деятельности.

Сложность заданий, которые встают перед государством, определяют и множество функций, через которые реализуется деятельность государства. Составить определенный перечень функций государства невозможно. В тоже время есть основные функции государства, которые обеспечивают нормальное функционирование и развитие экономики.[4.c-271] Рассмотрим эти функции:

     1.Формирование правовой основы экономической деятельности.

     С помощью законов и других нормативных  актов государство устанавливает, «как можно и как нельзя» поступать  объектам хозяйствования. Государство определяет и защищает права собственности, статус предприятий, права производителей и потребителей, условия и формы посреднической деятельности, правила реализации товаров, условия размещения иностранных инвестиций и многое другое. Юридические нормы имеют смысл только тогда, когда они действительны. Поэтому государство должно организовывать контроль за соблюдением «правил игры» участниками экономической, выполнять функции верховного судьи и наказывать нарушителей. Нарушение хозяйственного законодательства могут быть связаны с несоблюдением условий поставки товаров, ограничением конкуренции, нечестной рекламой, распространением неправдивой информации о качестве, свойствах товара и другими обстоятельствами.

      2.Защита  и развитие конкуренции.

     Наличие конкуренции составляет одно из основных условий эффективного функционирования рынка. Потенциал свободного предпринимательства наилучшим образом реализуется в интересах потребителей только при наличии конкурентной борьбы. Фактор конкуренции производителей создает возможность свободного выбора для потребителей, чем обеспечивается их влияние на продавцов товаров. Вместе с тем среди участников рыночных отношений проявляются желания и действия, направленные на ограничение или даже устранение экономического соперничества. Завоевание каким-либо продавцом монопольного положения на рынке меняет расклад сил в отношениях «продавец – покупатель»: продавец получает возможность диктовать свои условия, у него снижается интерес к сокращению издержек, научно-техническому обновлению производства, маркетинговой деятельности. Таким образом, в экономике снижается степень эффективности использования экономических ресурсов. Сам рынок не обладает должным иммунитетом против монополизма, он нуждается во внешней помощи. Такую помощь ему оказывает государство, создавая государственные комиссии для регулирования цен, устанавливает стандарты на услуги, которые предлагаются, принимает антимонопольные законы.

      3.Оранизация  производства товаров и услуг  общественного пользования.

     В системе смешанной экономике частные производители не могут или не хотят заниматься созданием определенных товаров и услуг. Они либо не берутся за производство вообще, либо не обеспечивают достаточного их предложения. К ранее приводившимся примерам можно добавить строительство и обслуживание трубопроводов, национальную оборону и внутреннюю безопасность граждан, услуги образования, медицины, и другие. Такие блага принято называть товарами и услугами общественного пользования: их созданием занимается государство, т.к. они не производятся или производятся в недостаточных количествах в рамках рыночной системы. Государство целенаправленно « забирает» у рынка производство ряда товаров и услуг (образование, медицинское обслуживание и т.д.), пологая, что заниматься ими в рамках государственного сектора выгоднее для общества. Причины, по которым рынок отказывает во внимании некоторым товарам и услугам, связаны со следующим:

     а) невозможно взять плату за товар  или услугу от всех, кто ими пользуется. В темное время суток находиться на улицах предпочтительней при наличии их освещения. Как известно, заботу эту берет на себя государство, точнее – местные органы власти. Если бы это делала частная компания, то она не смогла б получать плату от всех, кто извлекает пользу от уличного освещения.

     б) длительным сроком окупаемости издержек. Практически в любой стране  сегодня выделяется средства на борьбу с таким заболеванием как СПИД. Врачи ищут способы его излечения. Никто не может сегодня даже приблизительно сказать, когда они будут найдены. А кто возьмется за расчеты возможной окупаемости вложенных средств? В реализации программ участвуют, наряду с государственными, и частные вложения, но как благотворительные, гуманитарные взносы. Частный   капитал весьма скромно идет в хозяйственные проекты с отдаленным сроком окупаемости.

      4. Перераспределение доходов.

     Перераспределение состоит в том, что государство с помощью налоговой системы «отбирает» часть доходов у населения и предприятий и передает их определенным категориям людей. Эта передача может осуществляться разными путями. Один из них – трансфертные платежи, которые прямо формируют денежные доходы пенсионеров инвалидов, безработных, студентов, временно неработающих из-за болезни и т.д. Другой – удешевление некоторых товаров и услуг за счет государственных  (дотаций) их производителям.

Это означает, что потребители, получая некоторые  товары и услуги, не оплачивает полностью  их стоимость. Какую-то часть за них  доплачивает государство. В качестве примеров в Украине можно назвать  предоставление коммунальных услуг  населению, проезд в городском транспорте и т.д. Государство не  может полностью освободить от оплаты некоторых товаров и услуг отдельные категории населения (например, пенсионеров, инвалидов). Получая товары и услуги с частичной оплатой или без нее, эти люди увеличивают свои реальные доходы, т.е. то количество товаров и услуг, которыми они могут воспользоваться.[2.c-241]

  5. Корректировка раздела ресурсов для изменения структуры национального дохода.

     Резкое  нарушение функционирования рынка  связано с такими негативными  явлениями: рыночная система производит не то количество определенных товаров и услуг, неспособна вообще выделить какие- либо средства на производство некоторых товаров и услуг, выпуск которых является экономически оправданным. Применяется два типа корректирующих методов: законодательство и специальные налоги, при помощи которых правительство накладывает на фирму-нарушителя побочные эффекты или расходы.

Информация о работе Государство и его экономические функции