Государство и его экономические функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка. Но рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного хозяйства. Есть немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку. Ими занимается государство.
В данной курсовой работе мы рассмотрим, что такое государство, его основные экономические функции, а также насколько государство влияет на экономику.

Содержание

Введение.................................................................................................................стр.3-4
Глава I Государство как субъект экономических отношений.
1.1. Понятие государства......................................................................................стр.5-6
1.2. Признаки государства ..................................................................................стр.7-8
1.3. Эволюция представлений о роли государства в экономике.....................стр.9-12
Глава II Функции государства в экономике
2.1. Экономические функции государства......................................................стр.13-18
2.2.Становление экономических функций Украинского государства.........стр.19-21
Глава III Государственное регулирование в Украине
3.1. Необходимость государственного регулирования.................................стр.22-24
3.2.Методы государственного регулирования................................................стр.25-26
3.3 Проблемы и ограничения государственного влияния.............................стр.27-30
Заключение .............................................................................................................стр.31
Список литературы .....

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая1.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

      Проблема  государственного управления и регулирования  является главным вопросом последнего десятилетия в экономической  науке. Исследования сфокусировали  внимание на том, почему и при каких условиях рынки функционируют хорошо или плохо, почему рыночный механизм может привести к недопроизводству в одной сфере и перепроизводству – в другой.

      Государственное регулирование экономики позволяет  преодолеть противоречие между развитием содержания рыночных отношений и развитием их формы. Оно позволяет трансформировать развитие формы в соответствии с развитием содержания, ликвидируя тем самым основу для социального взрыва. Таким образом, можно констатировать, что государственное регулирование играет в рыночной экономике, прежде всего, корректирующую роль. Иначе говоря, оно корректирует противоречие между уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Т.е. государство не должно допускать как неоправданного вмешательства хозяйственную деятельность, так и экономической анархии, разгула рыночной стихии. Вмешательство не должно быть чрезмерным и нарушающим законы, но важно, чтобы оно было достаточным для обеспечения решения задач социального развития и соблюдения законов. Государственное регулирование экономических процессов необходимо, но ограничивается обеспечением  социальной направленности, добросовестной конкуренции в предпринимательстве, экономической защиты населения, защиты прав потребителя и безопасности общества и государства.[11c-54] Таким образом, можно сделать вывод, что государственное регулирование необходимо в Украине, т.к. оно является залогом стабильности и поступательного развития рыночной экономики в нашей стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Методы  государственного регулирования.

      Система государственного регулирования экономики Украины в настоящее время находится в процессе реформирования, испытывая влияние разных факторов объективного и субъективного характера. К таким факторам относятся условия формирования современной системы государственного регулирования экономики Украины. В  первую очередь, это:

   - остатки административно-командной системы управления;

       - несбалансированность народного  хозяйства;

       - значительный внешний и внутренний  долг;

       - отсутствие эффективных стимулов  к высокопродуктивному труду;

       - большой вес государственного сектора,  низкая эффективность управления в нем;

       - нерациональная организованная  структура управления;

     Государственное регулирование Украины осуществляется в определенных формах (см. приложение 4).

      Что же касается методов государственного регулирования, то государство через законодательные и исполнительные органы пытается влиять на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, не коммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий их деятельности соответственно национальной экономической политике. Классификацию этих методов рассмотрим на схеме (см. приложение 5).

      Экономические регуляторы, которые использует государство, классифицируется по таким видам:

     1)Прямое регулирование

     Прямое  регулирование экономических отношений государством (принуждение) предполагает непосредственное установление определенных обязательных норм во взаимоотношениях экономических субъектов. К формам такого регулирования можно отнести определение минимальной заработной платы, порядка включения тех или иных затрат в себестоимость продукции, страховых отчислений, минимальных размеров уставных фондов различных предприятий, прямое определение цен и т.д. Принуждение ограничивает свободу действий экономических субъектов, оно не популярно, вызывает нередко болезненную реакцию у людей. Но объективный, реалистический взгляд на вещи требует признания неизбежности использования принуждения. Без него невозможно нормально организовать сотрудничество людей. Проблема заключается не в самом принуждении, а в масштабах его использования. Важно найти разумную меру, использовать принуждение в разумных дозах. К этому методу относятся государственный контракт, субсидии, дотации, субвенции, прямые расходы правительства, установление фиксированных цен, валютных курсов, лицензирования, установление государственных стандартов и норматив и т.д.

     2)  Косвенное регулирование

     Косвенное регулирование экономических отношений  государством (побуждение) предполагает воздействие на деятельность экономических субъектов через изменение условий, в которых она осуществляется. Это непрямое воздействие, оно не строится на факторе «кнута», наказания, страха. Здесь используется мотив выгодности, рациональности того или иного поступка. Государство не ограничивает свободу выбора экономического субъекта, но стремится склонить, заинтересовать его к принятию определенных решений. Для этого оно использует такие инструменты, как налоги, бюджетные расходы, кредитно-денежное регулирование, внешнеэкономическую политику и др.

     3)Административные методы

     Методы  государственной – запреты, разрешение или принуждение (указы, распоряжения, лицензирование, установление фиксированных цен, валютных курсов, введение экономических, фармацевтических, социальных, экологических стандартов и нормативов, указов, распоряжений, санкции и нарушения и др.)

     Таким образом, можно сделать вывод, что  при помощи методов государственного регулирования, государство влияет на деятельность субъектов хозяйствования и рыночную конъюнктуру с целью  создания нормальных условий для функционирования рынка и решения, сложных социально-экономических проблем общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Проблемы  и ограничения государственного  влияния.

     Очевидно, что современная рыночная система  немыслима без вмешательства  государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

     Среди методов государственного регулирования  не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

     Нельзя  забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

     Надо  иметь в виду, что среди экономических  регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный  эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития.

     Вмешательство государства в экономику требует  довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.[9.c-59]

     В силу определенных несовершенств государственное  вмешательство иногда влечет за собой потери

      Система государственного управления современной  Украины характеризуется разбалансированием прямых и обратных связей. К очевидным признакам слабости государства следует отнести и постоянное корректирование экономического курса. В Украине проведение экономических реформ, переход к рыночным отношениям привели к ослаблению почти всех видов управления на государственном уровне. Это произошло вследствие появления взглядов, что в условиях рынка повышается уровень самоорганизации, отпадает необходимость в централизованных механизмах управления, происходит эффективное функционирование экономики. Однако реальность показала, что рыночная экономика не может быть полностью неуправляемой, поскольку в таком случае теряются организационные механизмы, которые обеспечивают объединение экономических субъектов страны в целостную экономическую систему.

      Снижение  роли государственного управления, дезорганизация в исполнении самых важных функций центральных органов исполнительной власти благоприятствовали появлению исковерканных представлений о неограниченных возможностях самоорганизации рынка, необходимости устранения государства от управления экономикой и другими сферами жизнедеятельности страны.

      В Украине за годы реформ не удалось  создать эффективную систему  государственного регулирования и  управления. Организация и состояние  финансового контроля находятся  на низком уровне, что негативно влияет на экономику Украины. Для выхода из этой ситуации среди приоритетов политических и социально-экономических реформ самым главным следует признать укрепление и развитие институтов государственного управления и правопорядка. Одна из составляющих этой задачи связана с комплексом проблем организации механизма управления в финансовой сфере и сфере бюджетного регулирования.[8.c-74]

      В настоящее время в Украине  не существует четко сложенной системы  государственного регулирования, а  существует состояние политической и экономической нестабильности.

      Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в Украине государственная машина не способна разрабатывать и внедрять новую политику, которая действовала бы эффективно. Меры государственного дают некоторые позитивные результаты, но правительство еще не имеет эффективных способов реформирования украинской экономики.[12.c-11] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таким образом, рассмотрев некоторые аспекты  данной темы можно сделать вывод, что оно является актуальной. Изучение этой темы дает обильную пищу для размышлений. Ведь очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне.

     В данной курсовой работе мы рассмотрели  основные теоретические аспекты, касающиеся государства, определили его экономические функции, и рассмотрели государственное регулирование в Украине.

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что на данный момент государственное регулирование в Украине развивается очень слабо и неэффективно. Для решения этой проблемы необходимо проводить такую политику, которая бы улучшила государственное управление в нашей стране.

Информация о работе Государство и его экономические функции