Государство и его экономические функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка. Но рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного хозяйства. Есть немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку. Ими занимается государство.
В данной курсовой работе мы рассмотрим, что такое государство, его основные экономические функции, а также насколько государство влияет на экономику.

Содержание

Введение.................................................................................................................стр.3-4
Глава I Государство как субъект экономических отношений.
1.1. Понятие государства......................................................................................стр.5-6
1.2. Признаки государства ..................................................................................стр.7-8
1.3. Эволюция представлений о роли государства в экономике.....................стр.9-12
Глава II Функции государства в экономике
2.1. Экономические функции государства......................................................стр.13-18
2.2.Становление экономических функций Украинского государства.........стр.19-21
Глава III Государственное регулирование в Украине
3.1. Необходимость государственного регулирования.................................стр.22-24
3.2.Методы государственного регулирования................................................стр.25-26
3.3 Проблемы и ограничения государственного влияния.............................стр.27-30
Заключение .............................................................................................................стр.31
Список литературы .....

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая1.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Государство осуществляет перераспределение ресурсов на общественные блага. В экономике, где существует определенная занятость, перед государством постает задача освобождения ресурсов, которые используются в производстве товаров индивидуального потребления, для направления их в производство общественных благ. Предприятия, хозяйства обкладывать налогами, тем самым исключается часть их покупательной способности. Налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального пользования, что, в свою очередь, вызывает снижение частного спроса на ресурсы. Передавая покупательную способность частных экономических агентов производству, налоги освобождают ресурсы из частной сферы их применения. Правительство, тратя налоговые поступления, может направить эти ресурсы в производство общественных благ и услуг. Государство сознательно перераспределяет  ресурсы для осуществления значительных изменений в структуре национального продукта страны.

      6. Стабилизация экономики, т.е. стимулирование  экономического развития, контроль  за уровнем занятости и инфляции, которая порождается  колебанием  экономической конъюнктуры.

     Исторически сложилось так, что самой новой и в определенном смысле сомой важной функцией правительства является стабилизация рыночной экономики, т.е. помощь частной экономике в обеспечение и полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен. Уровень производства  зависит от общего объема расходов. Возможным является возникновение двух неблагоприятных ситуаций:

     а) безработица, когда общий уровень  расходов в частном секторе слишком  низкий для реализации полной занятости. Правительство  обязано так дополнить  частные расходы, чтоб общий объем расходов – частных и государственных – был  достаточным для создания полной занятости. Правительство должно повысить собственные расходы на общественные  блага и услуги, а с другой стороны – сократить налоги для стимулирования доходов частного сектора;

       б) инфляция, когда общество пытается потратить больше чем позволяет производственная мощность экономики. Когда  общие расходы превосходят величину продукта при полной занятости, чрезмерные расходы вызывают повышение цен. Правительство обязано ликвидировать чрезмерные расходы, сократить собственные расходы, а также повысить налоги с целью сокращения расходов частного сектора.[4.c-273]

      7. Учет побочных (внешних) эффектов.

     Производитель и потребитель являются двумя  сторонами в любой экономической  сделке. На  них приходятся и издержки, и выгоды, связанные с созданием и потреблением объекта их взаимодействий – товара или услуги. Однако нередко эти издержки и выгоды не только между непосредственными участниками, но и « достаются» третьей стороне – в результате возникает побочный (внешний) эффект. Побочный  эффект может быть как отрицательным так и положительным для третьей стороны. Перемещение отрицательных издержек наиболее наглядно можно представить на примерах, связанных с загрязнением окружающей среды (см. приложение 2). Допустим металлургическое предприятие г. Днепропетровска продает металл, машиностроительному предприятию г. Кировограда, получая за это определенный доход. При этом металлургический завод не обеспечивает полную утилизацию выбросов в атмосферу: в результате жители этого города несут издержки, связанные с тем, что они дышат загрязненным воздухом, и это отрицательно сказывается на их здоровье. И никто им эти вынужденные издержки не компенсирует, если не произойдет эффективного вмешательства государства, которое с помощью правовых и экономических инструментов может заставить металлургическое предприятие нести расходы на применение более эффективных систем защиты окружающей среды, совершенствование технологии и, тем самым, взять на себя действительно все издержки, связанные с производством данного товара. Его же реализация должна покрывать все понесенные издержки, если правильно рассчитывается рыночная ситуация.

     Внешний эффект может иметь и положительный  характер. Например, построив культурный, разбив вокруг него сквер с фонтаном, детскими качелями, металлургическое предприятие предоставит прекрасные возможности для отдыха не только работникам своего предприятия, сюда будут приходить и работники других предприятий, которые будут получать благоприятный внешний эффект. Предоставлением таких эффектов должно поощряться государством.[2.c-243]

      8. Осуществление макроэкономической  стабильности.

     Ни  одна национальная экономика не обладает абсолютной стабильностью. Для экономик характерны колебания в объемах  национального производства, ценах, занятости. Государственная экономическая политика призвана сглаживать экономические колебания и способствовать: а) экономическому росту; б) стабильности цен; в) достижению полной занятости. [2.c-244] 

2.2. Становление  экономических функций Украинского государства.

      Что касается становления функций украинского  государства, то этот процесс идет долго  и  болезненно. До сих пор продолжаются дискуссии по поводу того, какой  должна быть экономическая роль Украинского  государства, какими путями оно должно осуществлять социальные реформы.

      В сознании многих доминирует отрицательное  отношение к государственной  собственности и государственному хозяйствованию. Эта отрицательная  реакция на последствия неудачного эксперимента с построением огосударствленной экономики в бывшем СССР распространяется на экономическую роль государства вообще. Существует опасная иллюзия о возможности построения  саморегулируемой хозяйственной системы, более того, об автоматизме перехода к такой системе. Как следствие – проявление разрушения социально-экономического потенциала, который достался в наследство от УССР. При этих условиях в обществе реанимируются силы, которые стремятся повернуть развитие экономики Украины назад к ее скомпрометированной модели.

      Реализация экономической функции государства сегодня в Украине имеет свои особенности. Исторический путь украинского народа слишком долгое время не увенчивался построением своего суверенного государства, вследствие чего он много потерял в экономическом развитии. Сегодня открываются уникальные возможности изменить положение.

      Украинское  государство должно стать носителем  прогрессивной системы хозяйствования, главным архитектором новой национальной экономики. В переломную эпоху одного общественного строя другим эта функция государства играет особо важную роль.

Функция архитектора национальной экономики  направлена  на трансформацию экономики  бывшей УССР как части, обломка так  называемого народнохозяйственного  комплекса СССР самостоятельную  хозяйственную систему, которая функционирует на основе разделения труда в Европе и мире. Такая трансформация должна быть обеспечена структурной перестройкой экономики, социальной сферы, образования, науки и других отраслей, достижением энергетической независимости страны, завершением формирования национальной финансовой, денежно-кредитной, банковской, бюджетной, таможенной, валютной, налоговой систем, национального законодательства. Перед государством стоит задача формирования национальной модели государственного сектора экономики, рынка и рыночной инфраструктуры, обеспечения эффективности занятости, преодоления монополизма и недобросовестной конкуренции. Государство не может пройти по пути развития свободной конкуренции предпринимательских структур. Западные страны этот этап прошли еще в XIX в. Свободная, ничем не сдерживаемая конкуренция имеет не только положительные, но и отрицательные последствия. В свободной конкурентной борьбе выигрывает тот, кто сильнее, однако не всегда тот, кто лучший. Как следствие – фальсификация результатов труда, обман покупателей, ухудшение качества услуг, продуктов, их подделка, новая форма диктата производителя над покупателем. Это в полной мере присуще для нынешней экономики Украины. В этих условиях важной экономической функцией является регулирование конкурентной борьбы, обеспечение государственных стандартов качества продукции и социальных требований.

      Особое  значение для молодого государства  в этой связи имеет создание новой  системы социальной защиты. Украинское государство является главным фактором трансформации всех общественных отношений в стране. На него возлагаются такие важные функции как обеспечение территориального верховенства в экономической и финансовой системах, экономического суверенитета, реализация права эффективного верховного собственника национального достояния и др.

      Не  менее важной и сложной является функция защиты национальной экономики, национальных предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, интеграционная политика.

      Интеграционализация хозяйственных связей, интеграционные процессы ограничивают возможности реализации государством своего права верховного собственника. Вместе с тем протекционализм, меры коллективного, межгосударственного регулирования экономики усиливают эту функцию государства. Та или иная форма участия в объединениях с другими бывшими республиками СССР, другими международными структурами ослабляет возможности Украинского государства, которое находится в процессе становления, иметь полное верховенство над своим экономическим потенциалом. Разрыв этих связей наносит большой вред экономике. Необходима гибкая формула решения этого достаточно сложного вопроса. Опыт других стран свидетельствует, что национальная экономика в условиях жесткой международной конкуренции, борьбы за рынки сбыта продукции не может выжить без мер государственного протекционизма относительно отечественных производителей. Учитывая все эти обстоятельства, необходимо кардинально повысить роль Украинского государства, укрепить его институты.[1.c-517]

   Важными элементами формирования функций государства в современных условиях Украины являются ориентация на экономические реформы; значительное замедление и «растягивание» этапа активных реформ; многоукладный характер экономики; сильные тенденции к смешиванию теневой экономики с легальной; проникновение теневых отношений в механизмы государственного управления;

      Конечно, при становлении государственности и экономической независимости Украины ключевой функцией государства является создание условий для формирования и развития высокоэффективного рыночного хозяйства, которое может финансово и организованно обеспечить  реализацию целого спектра функций управления экономикой и обществом.[10.c-17] 
 

   
 
 

Глава III Государственное регулирование в Украине.

3.1.Необходимость  государственного регулирования.

      Рынок – это механизм, который сам  налаживается и устанавливает равновесие в экономической системе. Однако отдельные периоды развития экономики  могут сопровождаться высоким уровнем  безработицы и огромной инфляцией. Сильнейшая инфляция и безработица влияют на уровень жизни в период экономических кризисов, поэтому политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность государства относительно удерживания промышленных циклов. Согласно общим рекомендациям для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги, чтобы стимулировать расходы частного сектора в период большой безработицы и, соответственно, сокращать государственные расходы повышать налоги для того, чтобы уменьшить расходы частного сектора в период инфляции.

      Для реализации сложных экономических  задач государство использует таки направления деятельности:

-фискальная  и денежная политика как совокупность  мер, направленных на регулирование  экономических процессов в стране;

- социальная  политика и политика регулирования  доходов как совокупность мер со стороны государства, направленных на защиту отдельных социальных групп населения;

- внешнеэкономическая  политика как совокупность мер,  направленных на развитие и  регулирование торговых и других отношений с другими государствами и международными организациями.

      Механизм  реализации функции государства  является разнообразным в пространстве и времени функционирования экономики. Он качественно отличается в период становления, формирования рыночной экономики в условиях функционирования сформированной, хорошо отрегулированной экономики.

Главной целью государственного регулирования  экономики является обеспечение  экономической и социальной стабильности и укрепление экономической безопасности страны. Из этого выходят конкретные задания, без выполнения которых главной цели достичь нельзя. Эти конкретные цели, к которым принадлежат также отрасли усовершенствования отраслевой и региональной структуры хозяйствования, улучшение состояния окружающей среды и другие, неразрывно связанные с объектами государственного регулирования экономики, т.е. регулирующая деятельность государства, предусматривает регламентацию экономических и социальных отношений с целью реализации определенных целей (см. приложение 3).[7.c-47]

Информация о работе Государство и его экономические функции