Государство на рынке благ: фискальная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики страны как способа государственного регулирования экономики. Во-первых, мною будет раскрыто само понятие фискальной политики, выделены её главные составляющие, обозначены принципы, механизмы и инструменты действия на хозяйственную систему общества. Во-вторых, мною будет проведен анализ современной фискальной политики в РФ: освещены конкретные предпосылки необходимости реформирования имеющейся фискальной политики, преобразования, осуществляемые правительством РФ в настоящее время, а также вероятные пути дальнейших усовершенствований в области фискальной политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика 2.docx

— 51.74 Кб (Скачать файл)

Введение 

Я считаю тему данной курсовой очень актуальной сейчас. Фискальная политика является одним из главных инструментов государственного регулирования экономики и в условиях продолжающегося экономического кризиса в России играется значительную роль в восстановлении народного хозяйства. 

Тяжелое положение  экономики предопределяет фискальную политику, направленную, с одной  стороны на прекращение спада  производства и на стимулирование производства (к примеру, в виде отдельных налоговых  льгот производителям), на мобилизацию  денежных ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли  экономики, а с другой - на сдерживание  всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.Д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние изменяются направления  фискальной политики. 

В последнее  время прослеживается тенденция  к усилению роли правительства в  регулировании государственной  экономики через финансовую систему, а конкретно - расходы страны на программы  по социальному обеспечению, на поддержание  среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.Д. 

меж тем, с начала экономических реформ в России Правительство  взяло ориентир на введение очень  высокого налогообложения на доходы компаний, что отрицательно сказалось  на состоянии государственной экономики  и перспективах её подъема. Не случаем  ответной реакцией является активное развитие теневой экономики. В итоге  Правительство русской Федерации  не в состоянии собрать в доходную часть бюджета и половины предусмотренных  поступлений. 

В связи с  этим фискальная политика Правительства  РФ нуждается в дальнейшем реформировании как в области налогообложения, так и в сфере государственных  расходов. 

Итак, целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики страны как способа  государственного регулирования экономики. Во-первых, мною будет раскрыто само понятие фискальной политики, выделены её главные составляющие, обозначены принципы, механизмы и инструменты  действия на хозяйственную систему  общества. Во-вторых, мною будет проведен анализ современной фискальной политики в РФ: освещены конкретные предпосылки  необходимости реформирования имеющейся  фискальной политики, преобразования, осуществляемые правительством РФ в  настоящее время, а также вероятные  пути дальнейших усовершенствований в  области фискальной политики. 

При подготовке к написанию данной работы мною был  исследован широкий ряд литературных источников, с полным перечнем которого можно ознакомиться в заключительной части курсового проекта. Но, мне  хотелось бы отметить литературу, содержащую, на мой взор, более детализированную и квалифицированную информацию относительно особенностей фискальной политики в России. Это: статья «Выполнение  фискальной политики» / трудности прогнозирования, № 2, 2003, с 45-57, в которой обозначены главные направления современной  фискальной политики в РФ, а также  освещены процессы её реформирования; статья «Основные ориентиры фискальной политики»/деньги, № 8, 2002, с 50-56, в которой  приводятся вероятные пути оптимизации  нынешней фискальной политики, отмечены цели, которые обязано преследовать правительство РФ в ходе проведения проводимых преобразований, а также  их вероятные последствия; статья «Эффективна ли сегоднящая налоговая политика» / деньги, № 10, 2002, с 24-32, рассматривающая особенности современной налоговой политики в России как одной из главных составляющих фискальной политики: освещены процессы реформирования системы налогообложения, конфигурации в экономике, происходящие под влиянием этих действий, а также способы дальнейшего совершенствования, роста эффективности налоговой системы в РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Фискальная политика  как система государственного  регулирования экономики 
 

1.1 Сущность фискальной  политики страны 
 

Посредством фискальной политики правительство регулирует систему мер в области правительственных закупок продуктов и услуг, а также налогообложения. Слово «фискальный» латинского происхождения и в переводе значит казенный. В России в эру Петра I фискалами называли должностных лиц, которые надзирали за сбором налогов и финансовыми делами. В современной экономической литературе фискальная политика ассоциируется с государственным регулированием правительственных расходов и налогообложением. Государственные расходы на приобретение продуктов и услуг значительно влияют на размеры валового и незапятнанного внутреннего продукта. В нашей стране такие закупки традиционно назывались госзаказом, который финансировался из госбюджета. По сути дела фискальная политика является главным рычагом, с помощью которого правительство может влиять на экономику. Поэтому нужно разглядеть, каким образом правительство с помощью данной политики воздействует на достижение равновесного размера государственного производства, экономической стабильности и полной занятости. 

чтоб понять общие принципы государственного регулирования, нужно верно выделить два компонента фискальной политики. 

Это правительственные  расходы на закупку продуктов  и услуг, с помощью которых  можно увеличить либо уменьшить  совокупные расходы, а тем самым  воздействовать на размер государственного производства. К правительственным  расходам относятся все бюджетные  ассигнования, направленные на стройку  дорог, школ, больниц, учреждений культуры, воплощение экологической и энергетической программ и остальные публичные нужды и потребности. 

Сюда относятся  и расходы на оборону, внешнеторговые закупки, приобретение нужной для населения  сельскохозяйственной продукции и  др. Такового рода расходы и закупки  можно назвать государственно-публичными, потому что потребителем продуктов  и услуг является общество в целом  в лице страны. 

Государственные расходы, направляемые на регулирование  устойчивого функционирования рыночной экономики. Такие расходы способствуют увеличению или сокращению размера  внутреннего производства (ЧВП) в  периоды его спада либо подъема. Государственные расходы не лишь прямо, но и через мультипликационный эффект влияют на размер внутреннего  производства, вызывая его увеличение либо сокращение. 

правительство влияет на размер внутреннего производства через свою налоговую политику. Разумеется, что чем выше налоги, тем меньшим  доходом будет располагать популяция, а означает, тем меньше брать и  сберегать. Поэтому разумная налоговая  политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут провоцировать  или тормозить экономическое  развитие и благосостояние общества. 

На первый взор, кажется, что высокие налоги, методствуя увеличению государственного дохода, будут работать на общество и бюджет страны. Но при ближнем рассмотрении находится противоположное: ни предприятию, ни рабочему при чрезвычайно больших  налогах работать оказывается невыгодным, в чем мы все могли убедиться  на примере нашей экономической реформы. Но низкие ставки налогов существенно подорвут государственный бюджет и такие его важнейшие статьи, как расходы на содержание бюджетных организаций и на социально-культурные мероприятия. Вот почему при проведении осторожной и разумной налоговой политики приходится, что именуется, семь раз отмерить и один раз отрезать. 

Государственные расходы на закупку продуктов  и услуг традиционно составляют значительную часть бюджета. В нашей  стране они выступали в форме  госзаказов компаниям. Таковой заказ  практикуется и в странах с  развитой рыночной структурой. Так, в  США и Англии пятая часть ВВП  приобретается государством, и, как  правило, компании и компании постоянно  стремятся получить заказ от страны, поскольку это обеспечивает их гарантированным  рынком сбыта, кредитными и налоговыми льготами, исключает риск неплатежей. Рузавин Г. И. Базы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. - с. 273 

правительство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и уменьшает  во время подъема и инфляции в  целях поддержания стабильности внутреннего производства. В то же время эти деяния ориентированы  на регулирование рынка, поддержание  на нем равновесия меж спросом и предложением. Таковая мишень составляет одну из важнейших макроэкономических функций страны. 

Важнейшую роль государственные расходы играются в финансировании социальных и культурных программ государства, обеспечении  его обороны, содержании аппарата управления и правоохранительных органов, а  также инвестиций для развития государственного сектора индустрии. Совместно с  тем в нашей стране сложился большой  дефицит государственного бюджета, что приводит к денежной разбалансированности народного хозяйства и поэтому  просит в особенности тщательного  планирования расходов, добиваясь наибольшей эффективности. Значительную роль в  пополнении бюджета может сыграть  не столько разумная налоговая политика, сколько меры по ужесточению налоговой  дисциплины. Это касается до этого  всего кооперативов, арендных и совместных компаний и в особенности коммерческих структур, которые зачастую уклоняются от уплаты налогов, находя всевозможные лазейки в законах и инструкциях. Более того, в печати появляются публикации, которые учат людей обходить законы по налогообложению. Все это  свидетельствует о очень низком уровне организации нашей фискальной политики как по государственным расходам, так и по налогообложению. В последнем случае наблюдается, с одной стороны, совсем высокие налоги на прибыль и добавленную цена, что не дает способности развернуть создание продуктов народного потребления, а с другой, -- правительство совсем много теряет от неуплаты тех вполне законных и обоснованных налогов, от которых уклоняются многие коммерческие структуры, не говоря уже о прямом хищении миллиардных сумм из банков по подложным документам и содействии коррумпированных должностных лиц. 

По-видимому, многие недочеты в нашей налоговой системе  объясняются тем, что у нас  по сути дела она лишь начала складываться. Многие законы и аннотации оказались  несовершенными и их пришлось уточнять и дополнять, в особенности после  распада русского Союза; аппарат  налоговой инспекции оказался не достаточно подготовленным для борьбы с нарушителями законов. Удачному проведению налоговой политики мешают и старые взоры и психологические установки, согласно которым налоги считались приемлемо буржуазным инвентарем хозяйствования. Нелишне напомнить, что в 60-е годы у нас был издан закон о постепенной отмене всех налогов, который, естественно, никогда не был введен, так как всякому ясно, что без налогов никакое правительство существовать не может. 

Налогами облагаются доходы (имущества) физических и юридических  лиц. Как нормативная форма, налагаемая на доходы, налоги характеризуются  обязательностью и срочностью платежа. Поэтому всякое уклонение от налогов  и несвоевременная их уплата ведут  к подходящим юридическим и административно-денежным санкциям. 

Принципиально новым в нашем законодательстве является введение налога на прибыль, который больше соответствует структуре  рыночного хозяйства, чем существовавшие ранее платежи, в особенности  те, которые шли министерствам. Хотя налоги на прибыль все еще остаются высокими, тем не менее равномерно законодательные органы начинают обдумывать, что их размеры обязаны быть снижены, и равномерно они вправду начинают пересматриваться. Наряду с этим компаниям  предоставляются разные льготы, к  примеру, при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и  освоении новейших и наукоемких технологий. 

Для подоходного  налога существует шкала налогообложения  в зависимости от форм принадлежности; предусматриваются также разные льготы для различных категорий граждан; отменены очень высокие налоги на индивидуально-трудовую деятельность, хотя встречаются еще неоправданные ставки и ограничения. 

Наконец, совершенно новым для нас является создание налоговой инспекции, которая призвана строго контролировать процесс налогообложения  в условиях формирования различных  форм принадлежности и тщательно  смотреть за уплатой налогов коллективными  и частными предприятиями, а также  отдельными гражданами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Принципы и механизмы  действия фискальной  политики на функционирование  экономики 

С помощью фискальной политики правительство непосредственно  может влиять на развитие экономики, добиваясь её устойчивого роста, стабильности цен и полной занятости  дееспособного населения. 

таковая политика заключается в том, чтоб впору предсозидать спад производства и рост безработицы, а также нарастание инфляционных действий в экономике и соответствующим образом воздействовать на них. При наступающем спаде производства правительство увеличивает государственные расходы и уменьшает налоги с целью увеличения совокупных расходов и инвестиций. Тем самым оно содействует подъему производства и увеличению занятости. При пришествии инфляции, напротив, государственные расходы уменьшаются, а налоги растут. 

Информация о работе Государство на рынке благ: фискальная политика России