Государство на рынке благ: фискальная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики страны как способа государственного регулирования экономики. Во-первых, мною будет раскрыто само понятие фискальной политики, выделены её главные составляющие, обозначены принципы, механизмы и инструменты действия на хозяйственную систему общества. Во-вторых, мною будет проведен анализ современной фискальной политики в РФ: освещены конкретные предпосылки необходимости реформирования имеющейся фискальной политики, преобразования, осуществляемые правительством РФ в настоящее время, а также вероятные пути дальнейших усовершенствований в области фискальной политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика 2.docx

— 51.74 Кб (Скачать файл)

в особенности  остро налоговое бремя ощущалось  в период высокой инфляции, когда  налоговые изъятия сопровождались выплатой фирмами инфляционных налогов, что дополнительно урезало денежные источники возмещения производственных издержек и воплощения скоплений. 

Инфляция в  сочетании со спадом производства и  резкими колебаниями конъюнктуры  поставила формирование рациональной налоговой системы в разряд самых  приоритетных задач. Но выбор пакета налоговых инструментов (как и  рекомендаций по иным фронтам реформы - либерализации цен, денежно-кредитному и валютному регулированию) происходил в отрыве от объективных условий  и потребностей развития экономики. Сейчас разумеется, что существующая налоговая стратегия нуждается  в смене ценностей, а налоговая  система - в значимой либерализации. Рестриктивный, фискальный характер сформированной на этапе реформ системы, её перегруженность  чрезмерным количеством налогов  и очень высокий уровень налогового бремени, запутанность законодательства сыграли не последнюю роль в углублении трансформационного кризиса и криминализации экономики. 

Ужесточение налоговой  политики, сопровождавшееся становлением твердой бюджетной системы финансирования, - неизменное направление деятельности экономических органов на протяжении переходного периода (в то время  как страна нуждалась в обратном). В реальный момент фискальная ориентация налоговой системы по-прежнему является важнейшим препятствием для экономического оживления и роста деловой  и инвестиционной активности. 

Налоговая система  в её нынешнем виде создает препятствия  даже обычному воспроизводству, не говоря уже о расширенном, поэтому её либерализация представляет жизненно нужный шаг, воплощение которого откладывается  уже ряд лет. Во многом это разъясняется тем, что и сейчас по-прежнему отсутствует  научно обоснованная концепция реформы. 

Для её удачного проведения нужно выработать общую  стратегию, в рамках которой обязаны  быть системно увязаны такие блоки  экономического механизма, как ценовая  и инвестиционная политика, комплекс мер по созданию класса эффективных  собственников (в том числе формирование правового обеспечения и защиты), финансовая и денежно-кредитная  политика, налоговая стратегия, меры по социальной защите населения и  т.Д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Пути и способы  совершенствования  фискальной политики  
 

Теоретической основой формирования денежной стратегии  в России в реальный момент и на перспективу может стать разумное, взвешенное кейнсианство. На данном этапе  границы косвенного государственного вмешательства в экономику необходимо расширять (в особенности в области  налогового регулирования). Рыночный механизм не в состоянии без помощи других раздвинуть узенькие границы платежеспособного  спроса, связанного с бартером и  высокими налогами. Установление завышенного  уровня налогового изъятия провоцирует  компании к массовому поиску законных и полузаконных способов уклонения  от уплаты налогов. 

Налоговая система, стимулирующая развитие производства и зарабатывание доходов -- стабильный и испытанный фактор роста экономики. Политическое руководство страны осознало необходимость радикального преобразования налоговой системы. Планом действий Правительства РФ в области социальной политою и модернизации экономики на 2002--2003 годы были определены приоритетные задачки. Доминанта макроэкономической политики -- налоговая реформа. Её задачки в первый раз сбалансировано отражают необходимость улучшения инвестиционного климата и заслуги профицитности государственного бюджета существенное понижение и выравнивание налогового бремени. Можно утверждать что поставлена задачка согласования долгосрочных интересов страны, цивилизованных предпринимателей и большинства населения.

Законодательная база реформы -- Налоговый кодекс (вторая часть в объеме четырех глав), подписанный Президентом, вступил в силу с 1 января 2001 г.

Попытаемся проанализировать экономические и политические условия, которые сформировались в стране к моменту начала нового этапа  налоговой реформы. До этого всего, отметим особенности взаимодеяния экономической и налоговой политики. Оживление экономики способствует расширению налогооблагаемой базы, увеличению собираемости налогов «живыми» средствами. С другой стороны, введение оптимальной системы налогообложения провоцирует рост производства.

За последние 2,5 года Правительству, наконец, удалось разорвать круг неплатежей, при котором один рубль неисполнения бюджетных обязательств порождал 3,5--4 руб. Неплатежей в экономике страны. Конкретно этим можно в значимой степени объяснить улучшение сбора налогов в стране. Основным событием 1999 г. Для МНС России было прекращение падения и начало роста поступлений «живых» средств в бюджет. В консолидированный бюджет, включая доходы целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, в 1999 г. Собрано 1044,0 млрд. Руб. Налогов и сборов. В виде «живых» средств поступило 793,4 млрд. Руб., Либо 76% от всех поступлений. Эффективна ли сегоднящая налоговая политика / деньги, № 10, 2002, с 26 В федеральный бюджет темпы роста поступлений «живых» средств опередили соответствующие характеристики по общему сбору доходов в бюджет. 

С другой стороны, не девальвация рубля, не высокие экспортные цены на сырье, а, до этого всего реальное понижение налогового бремени, государственных расходов и фактическая ликвидация текущего бюджетного дефицита послужили главными причинами экономического оживления в России. Сейчас экономисты едины в том, что основным фактором стабильного функционирования экономики служит налоговая политика страны. Исследования Института экономического анализа дозволили сделать вывод: чтоб добиться наибольших темпов роста, нужно в условиях рыночной экономической системы иметь низкие характеристики гас фискальной перегрузки на экономику. 

В 2000 г. Все думские  партии и блоки проголосовали  за понижение налогов, упрощение  налоговой системы и перенос  налогового бремени с производителя  на потребителя. Произошла смена  ориентации на рыночную и сравнимо реалистичную.

принципиальное  условие воплощения нового этапа  налоговой реформы -- тенденция к формированию новейших стандартов деловой этики у участников русского бизнеса. В девяностые годы числилось, что возможность неуплаты налогов и вывоза активов за предел являются нормой деловой этики. В настоящее время наблюдаются свежие тенденции в вопросах деловой этики, которые исходят из двух источников. Юные менеджеры и бизнесмены, устоявшие в финансовом упадке 1998 г. Считают, что они имеют право следовать другой морали. Свое вступление в бизнес они отождествляют с новыми эталонами делового поведения, в которых нет места сокрытию доходов от налогов. 

Второй источник новейших стандартов деловой этики -- формирование корпоративной морали внутри крупных кампаний. Принципиально не упустить время для поддержки этого движения, его развития вглубь и вширь, в том числе за счет таковых факторов, как проведение последовательной политики экономического роста в стране, реальное понижение налогового бремени на товаропроизводителей. 

Можно сказать, что и рядовой русский налогоплательщик практически за 10 лет рыночных реформ пришел к пониманию необходимости платить налоги. Опрос публичного представления, проведенный в начале 2003 г., Показал, что 50% русского населения поддерживает Правительство в его политике экономического роста и налогообложения. Эффективна ли сегоднящая налоговая политика / деньги, № 10, 2002, с 28 Возможность удачной реализации проводимой налоговой реформы подготовлена также усилиями денежной науки, практикой налогового реформирования в предыдущие годы. Это дозволит уйти от естественных ошибок, которые порождаются отсутствием научной базы русского налогообложения и практического опыта построения налоговой системы, отвечающей требованиям рыночного развития. 

основной вектор налоговой политики -- стимулирование роста настоящего сектора экономики и обеспечение сбалансированности денежных интересов государства и интересов налогоплательщика. 

Обратим внимание, во-первых, на понижение налогового бремени на плательщика. Номинальная  налоговая перегрузка в экономике России сейчас составляет 40-41% ВВП. Реально в последнее время налоги собирались на уровне 35-36 % ВВП. В конце 2001 г. Вышли на уровень 37%, в 2002 - на 38% ВВП. Если реформа будет реализована в полном объеме, то номинальная налоговая перегрузка снизится на 1,9-2% ВВП. Ориентир последующих конфигураций -- понижение перегрузки до 35% ВВП. При этом будет происходить сближение номинальной налоговой перегрузки и настоящей собираемости налогов, что дозволит приблизиться России по уровню налоговой перегрузки к развитым странам Европы. Таковы прогнозы Минфина РФ. 

В реализации поставленной цели определяющую роль обязаны сыграть следующие причины: отмена оборотных налогов, снижение налогообложения фонда оплаты труда с 38,5% до 35,6%, трансформация налога на прибыль.

Bo-вторых, отметим  выравнивание условий налогообложения  для всех налогоплательщиков, что  просит отмены необоснованных  налоговых льгот. Ведь льготный  режим для одних налогоплательщиков  значит дополнительное налоговое  бремя 

для остальных.

Список  литературы 
 
 

   
  1. Аркин В.,  Сластников А., Шевцова Э. Налоговое  стимулирование  инвестиционных проектов  в российской экономике. М.: РПЭИ/Фонд  Евразия. 1999.
  2. Базелер У., Сабов З., Основы  экономической теории. – СПб: Издательство  «Питер»,  2000 – 800 с.
  3. Борисов Е.Ф., Волков  Ф.М. Основы экономической теории. –  М.: Высшая школа, 1993  – 224 с.
  4. Зубко Н.М. Экономическая  теория – Мн.: «НТИ АПИ», 1998. – 312 с.
  5. Курс экономической теории.  Учебное пособие/ А.В. Сидорович. – М.:  МГУ им. М.В.  Ломоносова, Издательство  «ДИС», 1997. – 736 с.
  6. Л.Л. Любимов, Н.А.  Раннева. Основы экономических знаний.  – 1995.
  7. Основы  экономической теории: Учебник / С.В.  Мочерный. -: О-во «Знамя»  608  с.
  8. Общая экономическая теория.  / Под ред. Г.П. Журавлевой. М., 1999.
  9. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / под общей ред. акад.В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлёвой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.
  10. Прыкин Б.В. Новейшая теоретическая  экономика. Учебник. – М.: Банки и     биржи,  ЮНИТИ, 1998. – 446 с.
  11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с английского со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993.
  12. Экономическая  теория / Под ред. А.И. Добрынина, 3-е изд.  Издательский дом  «Питер», 2000. – 544  с.

Информация о работе Государство на рынке благ: фискальная политика России