Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 17:45, курсовая работа
Целью данной работы является всестороннее рассмотрение фискальной политики страны как способа государственного регулирования экономики. Во-первых, мною будет раскрыто само понятие фискальной политики, выделены её главные составляющие, обозначены принципы, механизмы и инструменты действия на хозяйственную систему общества. Во-вторых, мною будет проведен анализ современной фискальной политики в РФ: освещены конкретные предпосылки необходимости реформирования имеющейся фискальной политики, преобразования, осуществляемые правительством РФ в настоящее время, а также вероятные пути дальнейших усовершенствований в области фискальной политики.
Все мероприятия,
предусматривающие подобного
но макрорегулирование
не ограничивается лишь непосредственными
действиями страны в лице его органов
управления. Если бы не было никаких
других регуляторов, то нам оставалось
бы только ожидать, когда представители
правительства заметят
К счастью, в рыночной
экономике есть определенные механизмы
самоорганизации и саморегулирования
которые вступают в действие немедленно,
как лишь обнаружатся нехорошие процессы
в экономике. Их называют встроенными
стабилизаторами. Принцип саморегулирования
который лежит в базе этих стабилизаторов,
аналогичен принципу, на котором построен
автопилот либо терморегулятор холодильника.
Когда автопилот включен, то он поддерживает
курс самолета автоматом, на базе поступающих
сигналов обратной связи. Хоть какое отклонение
от заданного курса благодаря таковым
сигналам будет скорректировано управляющим
устройством. Схожим образом работают
и экономические стабилизаторы, благодаря
которым осуществляются автоматическое
изменение налоговых поступлений; выплаты
социальных пособий, в частности по безработице;
различные государственные программы
помощи популяции и др.
Как происходит
саморегуляция, либо автоматическое изменение,
налоговых поступлений? В экономическую
систему встроена прогрессивная
система налогообложения, которая
описывает налог в зависимости
от дохода. С повышением доходов прогрессивно
растут налоговые ставки, которые утверждаются
правительством заблаговременно. При
увеличении либо уменьшении дохода автоматом
повышаются либо понижаются налоги без
какого или вмешательства правительства
и его органов управления и контроля. Таковая
интегрированная стабилизационная система
взимания налогов довольно чутко реагирует
на конфигурации экономической конъюнктуры:
в период спада и депрессии, когда доходы
населения и компаний падают, автоматом
снижаются и налоговые поступления. Напротив,
в период инфляции и бума номинальный
доход растет и поэтому автоматом повышаются
налоги.
В экономической
литературе по этому вопросу существуют
различные точки зрения. Сто лет
назад многие экономисты высказывались
за стабильность налоговых сборов,
ибо она, по их мнению, способствует
стойкости экономического положения
общества. В настоящее время есть
много экономистов, придерживающихся
противоположной точки зрения и
даже заявляющих, что конкретные принципы,
лежащие в базе интегрированных
стабилизатор _ следует предпочесть
некомпетентному вмешательству
государственных органов
Выплаты пособий
по социальной помощи безработным, малоимущим,
многодетным семьям, ветеранам и
иным ка-тегориям людей, а также государственная
программа поддержки фермеров, агропромышленного
комплекса тоже осуществляются на базе
интегрированных стабилизаторов, ибо
крупная часть таковых выплат реализуется
за счет налогов. А налоги, как понятно,
растут прогрессивно совместно с доходами
населения и компаний. Чем выше эти доходы,
тем больше налоговых отчислений в фонд
помощи безработным, пенсионерам, малоимущим
и иным категориям нуждающихся в государственной
помощи делают компании и их работники.
Несмотря на
значительную роль интегрированных
стабилизаторов, они не могут полностью
преодолеть любые колебания экономики.
Подобно тому, как при тяжелых ситуациях
автопилоту приходит на помощь реальный
пилот, так и при значительных колебаниях
экономической системы включаются более
массивные государственные регуляторы
в виде дискреционной фискальной, а также
монетарной политики.
Рассмотрим коротко
главные элементы дискреционной
политики. Основной элемент -- изменение
программ общественных работ. Такие работы
были развернуты во время Великой депрессии
30-х годов с целью борьбы с безработицей
методом роста рабочих мест. Поскольку,
но, подобного рода проекты составлялись
наспех и ориентировались на то, чтоб занять
людей какой угодно работой, к примеру,
строить дороги без нужного количества
машин и устройств либо даже сгребать
сухие листья в парках, то экономическая
эффективность этих программ была очень
незначительной. К тому же следует иметь
в виду, что в настоящее время в развитых
странах спады производства бывают еще
менее продолжительными, поэтому с ними
можно бороться понижая налоговые ставки
и используя монетарную политику.
Но это, естественно,
никаким образом не значит умаления
роли публичных работ для Решения
заморочек, затрагивающих интересы
всех членов общества, касается ли это
стройки дорог, реконструкции городов,
улучшения экологической среды
и т.П. Однако такие работы нельзя напрямую
связывать с достижением стремительной
стабилизации экономики, ликвидацией
её коротко-временных спадов. Развитые
страны Запада сделали свои выводы из
той малоэффективной политики публичных
работ, которые были развернуты в 30-е годы.
Другой важнейший
элемент -- изменение ставок налогов.
Когда прогнозируется маленький спад
производства, то в дополнение к интегрированным
стабилизаторам возникают решения об
уменьшении налоговых ставок. Хотя прогрессивная
система налогообложения дает возможность
автоматически изменять налоговые поступления
в бюджет, которые будут понижаться с уменьшением
размера производства и доходов, но это
может оказаться недостаточным, чтоб повлиять
на возникшую нехорошую ситуацию. Конкретно
в этот период возникает необходимость
уменьшить ставки налогов и увеличить
государственные расходы, чтоб содействовать
подъему производства и преодолению его
спада.
Дискреционная
фискальная политика предугадывает
также дополнительные расходы на
социальные нужды. Хотя пособия по безработице,
пенсии, пособия малоимущим и иным
категориям нуждающихся регулируются
с помощью интегрированных
таковым образам,
приходим к выводу, что эффективная
фискальная политика обязана опираться,
с одной стороны, на механизмы саморегулирования,
заложенные в экономическую систему, а
с другой -- на тщательное, усмотрительное
дискреционное регулирование экономической
системы со стороны страны и его органов
управления. Следовательно, самоорганизующиеся
регуляторы экономики обязаны работать
согласованно с сознательным регулированием,
организованным государством.
Вообще говоря,
весь опыт развития рыночной экономики,
в особенности нашего столетия, свидетельствует
о том, что в развитии экономики и остальных
систем социальной жизни самоорганизация
обязана идти нога в ногу с организацией,
т.Е. Сознательным регулированием экономических
действий государством.
но такое регулирование
достигается непросто. Начнем с того,
что нужно своевременно предсказывать
спад либо инфляцию, когда они еще не начались.
Опираться в таковых прогнозах на статистические
данные вряд ли целесообразно, поскольку
статистика подводит результат прошлому,
и поэтому из нее тяжело найти тенденции
грядущего развития. Более надежным инвентарем
прогнозирования грядущего уровня ВВП
является каждомесячный анализ опережающих
индикаторов, к которому частенько обращаются
политические деятели развитых государств.
В этом индексе указывается 11 переменных,
характеризующих текущее состояние экономики,
в числе которых средняя длительность
рабочей недельки, новейшие заказы на
потребительские продукты, цены рынка
акций, изменение заказов на продукты
длительного использования, изменение
цен неких видов сырья и т.П. Ясно, что если
происходит, к примеру, сокращение рабочей
недельки в обрабатывающей индустрии,
уменьшаются заказы на сырье, сокращаются
заказы на потребительские продукты, то
с известной вероятностью можно ожидать
в будущем спада производства.
Тем не менее, найти
чёткое время, когда наступит спад,
достаточно тяжело. Но даже в этих условиях
пройдет много времени, до этого
чем правительство предпримет соответствующие
меры. К тому же в интересах наступающей
избирательной кампании оно может выполнить
такие популистские меры, которые не оздоровят,
а лишь ухудшат экономическое положение.
Все такового рода внеэкономические причины
будут идти вразрез с потребностями достижения
стабильности производства.
Эффективная фискальная
политика обязана учесть реальное состояние
экономики, а конкретно обязана
быть стимулирующей, т.Е. Увеличивать
государственные расходы и
1.3
Инструменты фискальной
политики
Государственные
расходы на закупку продуктов
и услуг являются новым компонентом
в общей сумме расходов на создание ЧВП.
Чтоб понять влияние таковых расходов
на изменение производства внутреннего
продукта, необходимо сравнить их с совокупными
расходами на потребление и инвестиции.
Для этого обратимся к графическому анализу.
На оси абсцисс
отложим размеры ЧВП, а на оси ординат
-- расходы населения, предприятий и страны
на потребление. Тогда точки, расположенные
на биссектрисе координатного угла, покажут
те состояния экономической системы, в
которых размер ЧВП будет полностью потреблен
популяцией, предприятиями и государством.
Другими словами, совокупные расходы в
этих точках окажутся равными соответствующему
размеру ЧВП.
Построим сейчас
график потребления, который пересечет
биссектрису в точке А, в которой расходы
населения С будут равны его потреблению.
Чтоб сделать нашу модель более реалистичной,
учтем расходы компаний на инвестиции,
т.Е. Добавим к потребительским расходам
населения инвестиционные расходы. График
совокупных расходов потребления населения
и компаний С + Ин пересечет биссектрису
в точке В, в которой их потребление будет
равно другому размеру ЧВП. Наконец, добавим
ко всем этим расходам закупки продуктов
и услуг государством. График С + Ин + G пересечет
биссектрису в точке, где расходы населения,
компаний и страны будут равны третьему
размеру ЧВП.
Из рисунка
видно, что всякий раз, когда возрастают
добавочные расходы на инвестиции и государственные
закупки, возрастает и равновесный размер
производства (ЧВП). В точке А, где устанавливается
равновесие меж расходами населения и
его потреблением, этот размер выражается
величиной ОА\ на оси абсцисс. В точке В,
где равновесие достигается меж расходами
населения и компаний, с одной стороны,
и их потреблением соответствующего размера
ЧВП, с другой -- начальная величина возрастает
на А\В\, т.Е. Составляет отрезок величиной
ob{. Наконец, в точке равновесия Ј, где ровная
пересекает биссектрису, размер ЧВП достигает
величины ОЕ\. С возрастанием расходов
на инвестиции и государственные закупки
происходит сдвиг вверх соответствующих
прямых потребления и инвестиций, а также
потребления, инвестицией государственных
расходов. Просто понять, что с уменьшением
тех же государственных расходов произойдет
сдвиг вниз прямой совокупных расходов
на потребление, инвестиции и государственных
расходов. При этом в качестве исходного
рассматривается ровная расходов на потребление
населения, содержащая всего один компонент.
Следовательно, с возрастанием государственных
расходов происходит перемещение точки
макроравновесия по биссектрисе, вызванное
сдвигом вверх прямой совокупных расходов,
и соответственно возрастает размер ЧВП.
С уменьшением таковых расходов мы получим
противоположный итог.
Государственные
расходы, таковым образом, увеличивают
совокупные расходы, а тем самым
стимулируют совокупный спрос, что
в свою очередь содействует увеличению
размера незапятнанного внутреннего
продукта (ЧВП), а в конечном счете
и валового внутреннего продукта
(ВВП). Ясно также, что государственные
расходы, как и расходы на потребление
и инвестиции, способствуют росту государственного
производства, и поэтому обязаны быть
использованы в качестве регулятора при
спаде производства.
Поскольку, но, уменьшение
этих расходов вызывает сокращение производства,
то они обязаны также применяться
при буме и инфляции, чтоб сохранить макроэкономическую
стабильность и занятость. В модели Д.
Кейнса конкретно государственные расходы
предназначались в качестве основного
средства макроэкономического регулирования,
заслуги стабильности и занятости. В рамках
фискальной политики они тоже играются
главную роль в сравнении с налогообложением.
Но чтоб понять, почему это происходит,
необходимо обратиться к анализу мультипликатора
государственных расходов.
В итоге предшествующего
обсуждения мною был сделан вывод
о том, что возрастание
Поскольку государственные
расходы в принципе ничем не различаются
по своему действию от остальных видов
совокупных расходов, к примеру, от инвестиций,
постольку к ним в полной мере относятся
все рассуждения, которые были мною выведены
ранее о мультипликаторе инвестиций. Это
значит, что государственные расходы на
закупку продуктов и услуг владеют мультипликационным,
либо множительным, эффектом. Но чтоб различать
мультипликатор государственных расходов
от инвестиционного, можно обозначить
первый той же буквой, но добавив индекс
г. Тогда по аналогии мы можем найти этот
мультипликатор как отношение приращения
ЧВП к приращению государственных расходов
(ГР):
Поскольку валовой
внутренний продукт различается
от незапятнанного учетом расходов на
амортизацию, для него соответствующий
мультипликатор определяется как приращение
ВВП по отношению к государственным расходам:
Графически мультипликационный
эффект можно представить в виде роста
размеров ЧВП либо ВВП при сдвиге вверх
прямой совокупных расходов на потребление,
инвестиции и государственные закупки.
Информация о работе Государство на рынке благ: фискальная политика России