Деловая активность в Уральском федеральном округе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является рассмотреть деловую активность на примере регионов Уральского федерального округа. Деловую активность можно охарактеризовать как мотивированный макро- и микроуровнем управления процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности. Актуальность работы заключается в том, что деловая активность выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем бизнес - линиям деятельности и характеризует качество управления, возможности экономического роста и достаточность капитала организации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 70.49 Кб (Скачать файл)

В связи с вышеизложенным, в качестве показателя, позволяющего отслеживать состояние деловой  активности на регулярной ежемесячной  основе, авторы предлагают использование  композитного индекса деловой активности региона. При построении индекса  использовались те же базовые подходы, которые применяются для построения и анализа индексов экономической  и деловой активности конференцией Board США c 2001 г. В качестве составляющих данного показателя включены пять основных показателей. Набор показателей, включенных в состав композитного индекса, определялся исходя из факторов влияющих на формирование экономической конъюнктуры и динамики ее развития.

Процесс моделирования состоит  в определении ежемесячных индексов деловой и экономической активности Уральского федерального округа и ее отдельных секторов экономики. Применение данного метода позволяет выявить межрыночные взаимодействия, определить структуру возникновения экономических кризисов, на основе которых и будет разработана система экономических показателей, позволяющих идентифицировать и прогнозировать сдвиги в деловой и экономической активности  Уральского федерального округа.

Целью расчетов является определение  ранних индикаторов наступления  финансово-экономических кризисов, а также  экономического подъема  или спада для региона. В результате исследования определяются ключевые факторы  внешнего и внутреннего рынка, оказывающие  критическое влияние на экономику  региона.

При расчете индекса деловой  активности региона используется два  массива исходной информации — макроэкономические данные, предоставляемые официальными статистическими органами, и данные, так называемой экспертной корзины. «Экспертная корзина» подбирается таким образом, чтобы, во-первых, представленные в ней компании адекватно отражали отраслевую и региональную структуру уральского ВРП (принцип квотности), а во-вторых, чтобы эти компании относились к типичным представителям соответствующих отраслей. Данные «экспертной корзины» представлены в виде официальной статистической отчетности (форма 1-ДАП) и формируются исходя из опроса руководящего состава отмеченных компаний (социологические исследования).[18]

Макроэкономические данные группируются в следующие категории: производство, финансовый сектор, ресурсная  база экономики, потребительский рынок. Данные, получаемые от компаний, аккумулируются в категории «Предпринимательские оценки и ожидания». Внутри каждой категории  определяются веса входящих в нее  показателей; каждая категория, в свою очередь, имеет свой вес в интегральном индексе деловой активности.

В общем виде интегральный индекс деловой активности — это  сумма пяти основных составляющих: четырех взвешенных индексов по различным  отраслевым группам экономики и  индекса, базирующегося на опросе «экспертной  корзины» татарстанских компаний.

Использование представленных методических подходов позволяет сделать выводы о том, что в Уральском федеральном округе на протяжении последних шести месяцев 2010г. постепенно усиливались ожидания экономического роста. Эти тенденции подтверждают аналитические обзоры индикаторов деловой активности (Приложение 1).

Основой роста в рассматриваемый  период 2010 г. стали положительные  темпы роста отгруженных товаров  собственного производства – одного из наиболее значимых субиндексов, определяющих сводных опережающий индекс( Приложение 2).

Сводный опережающий индикатор, определяющий уровень развития делового климата в округе дал основание предположить, что в 2011 г. продолжится восстановление уральской экономики. Расчеты показали высокую вероятность того, что начало 2011 г. будет характеризоваться поступательным ростом производства. При этом если бы индикатор деловой активности в октябре 2011 г. не снизился, то темпы роста, скорее всего, имели бы тенденцию более высокого роста объемов производства(Приложение 3).

Представленные данные (Приложение 4) свидетельствуют о том, что положительная динамика деловой активности в Уральском федеральном округе обеспечивалась на протяжении рассматриваемого периода времени преимущественно за счет роста значений индекса РТС (RTSI) (рыночная капитализация акций, входящая в индекс РТС увеличилась с 138,2 млрд. долларов по состоянию на 01.07.2010 до 189,9 млрд. долааров по состоянию на 11.01.2011г.). Кроме того положительный тренд темпов роста деловой активности обеспечивался и за счет роста экономической активности в Уральском федеральном округе в сфере производства. Так, к примеру, темп роста отгруженных товаров увеличился в 2010 году по отношению к 2009г. на 20,6%.

Особый интерес вызывает наблюдавшаяся положительная тенденция  в сфере роста индекса предпринимательских  ожиданий в Уральском федеральном округе в течение последних шести анализируемых месяцев.

Анализ результатов ежемесячного опроса руководителей промышленных организаций (кроме организаций, являющихся малыми предприятиями), различных по численности занятых и формам собственности в Уральском федеральном округе свидетельствует о значительном улучшении в июле-декабре 2010г. экономической конъюнктуры в промышленном секторе. Так, к примеру, доля промышленных организаций, экономическое положение которых охарактеризовано их руководителями как «благоприятное» и «удовлетворительное» составила в среднем в четвертом квартале 2010г. 88,3% (за аналогичный период 2009г. данный показатель находился на уровне 80,0%).[10]

Экономические ожидания отражают усиливающуюся вероятность постепенного восстановления экономического роста Уральского округа. Более того, впервые в пореформенный период наблюдался неинфляционный экономический рост (Приложение 5).

2010 год в целом можно охарактеризовать  как год восстановления положительной  динамики основных показателей  социально-экономического развития Уральского округа после спада в 2009 году, однако, с нашей точки зрения, говорить о преодолении кризиса еще рано. Собственно выход из кризиса и переход на новую траекторию роста может произойти при определенных условиях уже в 2011–2013 годах. Свидетельством этого является тот факт, что согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, представленному вместе с проектом федерального бюджета на 2011–2013 годы, достижение предкризисных значений по большинству показателей произойдет не ранее конца 2012-2013 годов.

Текущая версия прогноза динамики развития промышленного производства Уральского федерального округа в первом квартале 2011г. оценивается на уровне 101,0 процентный пункт в среднем за месяц. Конечно, такую оценку динамики экономики по итогам текущего года можно назвать оптимистичной с учетом фактора сезонности (для справки: значение аналогичного показателя в 2007г. составляло 98,7%, в 2008г. – 100,0%, в 2009г. – 100,1% и в 2010г. – 100,3%). В то же время мы исходим из того, что достижение таких темпов роста является возможным с учетом сложившихся в 2010 году темпов роста деловой активности. Сохраняются положительные темпы роста сводного опережающего индекса, определяющего конъюнктуру экономических ожиданий. Есть все основания ожидать прироста промышленного производства в первом квартале в процентном соотношении к предыдущему периоду.

Таким образом, наша позиция относительно динамики ВРП Уральского округа за пределами 2010 г. состоит в том, что в случае сохранения ключевых макроэкономических тенденций, а также тенденций деловой активности в 2011 г. уральская экономика может продемонстрировать более высокие темпы роста по сравнению с 2010 г. Этому будет способствовать несколько факторов. Во-первых, относительно невысокие темпы восстановления экономики в 2010 г. означают, что часть эффектов, связанных с реализацией отложенного потребительского и инвестиционного спроса, будет перенесена на следующий год. Например, значительные объемы запланированных расходов бюджета в конце 2010 г. будут стимулировать спрос в первом-втором кварталах 2011 г. Снижение нормы сбережений населения на фоне улучшения экономической ситуации и снижения ставок по депозитам также будет поддерживать потребительский спрос. Что касается инвестиционного спроса, то можно ожидать сохранения высоких темпов роста инвестиций в основной капитал на протяжении всего 2011 г. [3]

Однако основной угрозой  в среднесрочной перспективе  может стать растянутое во времени  нарастание различных ограничений  ресурсного, технологического и финансового  характера. Их совокупное воздействие  может привести к тому, что достижение приемлемых (для формирования новых  качественных характеристик развития страны) темпов экономического роста  в долгосрочной перспективе станет невозможным. Низкие темпы экономического роста существенно ограничат  возможности масштабной модернизации экономики Уральского округа. В связи с этим нам представляется, что экономическая динамика в Уральском федеральном округе в ближайшие три-четыре года определит возможности достижения целей долгосрочного развития. Более быстрые темпы экономического развития должны способствовать процессам ускоренного обновления капитала и создания новой структуры технологического пространства. И здесь ключевое значение будет иметь динамика инвестиций в основной капитал.

В отличие от традиционных методов прогнозирования и моделирования  социально-экономических процессов  ожидания агентов отражают широкий  спектр будущих перспектив. Тем самым  главное допущение современной  экономической теории – автоматическое регулирование рыночных процессов  ставится под сомнение. Экономические  агенты, получая информацию о будущем, самостоятельно разрабатывают экономические  прогнозы, сопоставляя их с аналогичными исследованиями общепризнанных международных  организаций, информационных агентств. В связи с этим обзоры ожидаемой экономической активности служат своеобразным навигатором в системе вероятностей экономического развития территорий, отражая выбор хозяйствующих субъектов.

 

2.2.Состояние предпринимательства в Уральском федеральном округе

По итогам 2009 года в Уральском  федеральном округе доля занятых  в малом и среднем бизнесе  не превышает 20% от населения федерального округа. В прошлом году по сравнению с докризисным периодом число безработных выросло в 4 раза, что заставило принимать оперативные меры по обеспечению их рабочими местами, создавать дополнительные условия по открытию гражданами собственного дела.

Результатом этой работы явилось  увеличение числа микро -, малых - и  средних предприятий за прошлый  год на 44 тысячи, или на 47 процентов  к уровню 2008 года.

По темпам роста количества микро - и малых предприятий в 2009 году Уральский федеральный округ  опередил все федеральные округа, по средним предприятиям находится  на втором месте после Сибирского округа.

Причем темпы роста  предприятий в округе по всем трем группам существенно превысили  темпы роста в среднем по России. [4]

В Уральском федеральном  округе осуществляют деятельность почти  полмиллиона субъектов малого и  среднего предпринимательства, в том  числе 138 тысяч малых и средних  предприятий и 342 тысячи индивидуальных предпринимателей.

Микропредприятия составляют 89% от общего количества малых и средних  предприятий, на долю малых предприятий  приходится 10%, средних – 1% Примерно такое же долевое распределение  наблюдается и в целом по Российской Федерации.

Показатели количества микропредприятий и количества занятых на 1000 человек  населения, а также объема оборота  на микропредприятиях на душу населения  в целом по округу превышают среднероссийские. Округ по этим показателям занимает 3 место среди федеральных округов. Одним из основных приоритетов, обозначенных антикризисной программой на 2010 год, является форсированное расширение базы экономического роста, в первую очередь, за счет появления новых предприятий малого бизнеса.

Поэтому очень важно принятие органами государственной власти и  органами местного самоуправления мер  системного характера, чтобы поддержать набранные темпы роста малых  и средних предприятий.

В 2009 году на реализацию мероприятий  по направлениям поддержки за счет федеральных, региональных, муниципальных  бюджетных и внебюджетных средств  израсходовано 5 млрд. руб., что на 80% больше, чем в предыдущем году.

Тем не менее, полпред обратил  внимание на то, что в субъектах  Федерации недостаточно активно  формируется сеть инфраструктурных организаций.

На заседании Совета в  мае 2009 года, как и на предыдущих заседаниях, принимались решения  о реализации комплекса мер по расширению инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства, созданию региональных информационных центров с возможностью удаленного пользования для жителей округа.

При этом развертывание инфраструктурной сети, организация бизнес-инкубаторов  и технопарков, в том числе  на неиспользуемых площадях крупных  предприятий, существенно тормозится.

Понятно, что для создания дополнительной инфраструктуры необходимы определенные затраты: финансовые и  временные. Однако что мешает организовать в администрациях муниципальных  образований открытый доступ к перечням имущества, упростить процедуры  получения земельных участков. [16]

Слабая методическая помощь и недостаточный контроль за деятельностью  администраций муниципальных образований  в сфере развития малого бизнеса  влечет за собой ограничение с  их стороны конкуренции и ущемление  интересов предпринимателей. В 2009 году территориальными органами ФАС России Уральского федерального округа был выявлен 151 факт нарушения антимонопольного законодательства в части совершения антиконкурентных действий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, это на 40 % больше, чем в 2008 году.

Информация о работе Деловая активность в Уральском федеральном округе