Деловые игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 22:32, лекция

Краткое описание

Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов

Содержание

1. Понятие деловой игры;
2. Основные характеристики деловой игры;
3. Назначение деловой игры;
4. Области применения деловых игр.
5. Деловая игра как новый вид научно-технической деятельности;
6. Многоцелевой характер деловой игры;
7. Деловые игры в сферах обучения, научного исследования, проектирования, управления и др.
8. Организационно д. игры;
9. Основные характеристики организационных игр: проблемный характер решаемых ситуаций, полипрофессиональность и полипредметность, методологизированность и пр.;
10. Особенности деловых игр;
11. Особенности организационных игр;
12. Типовые области назначения и применения организационных игр.
13. Основные этапы проведения игр;
14. Методики и техники деловых игр;
15. Методики и техники организационных игр.

Вложенные файлы: 1 файл

Рабцевич лекции (1).doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Одно из требований деловых игр – имитирование наиболее характерных элементов деятельности человека, их максимальное приближение к реальности, что обусловливает необходимость учета специфики и условий деятельности конкретного предприятия или соответствующих структурных подразделений.  В каждой деловой игре ее содержание определяют сами слушатели – участники игры. Как правило, ход рассмотрения деловой игры и ее результаты не повторяются. Каждая деловая игра – это своего рода эксперимент.

В том случае, когда преподаватель-консультант  как сценарист деловой игры перестает  быть зависимым от конкретности заказа на деловую игру, и от него требуется в учебных целях только воспроизводство типовой производственной деловой игры, последняя превращается в учебную или “имитационную игру” с сохранением достаточного сценарного содержания, всех условий и материалов игры.

 

Вопрос 5

В настоящее  время формируется новая область деятельности, которую называют деловой игрой, организационной и организационно-деятельностной игрой, рекреационной (восстановительной) игрой и т.д. В последние десятилетия непрерывно растет интерес к игровым аспектам действительности. При этом игровой подход все чаще применяется не только в традиционных для него сферах (педагогика, управление, сценическое искусство, штабные и военные учения и др.), но и в таких, как психиатрия (где игра используется как инструмент осознания патологического мышления больных и способ их общения), прогнозирование, использующее построение возможных сценариев событий, научные исследования, практика организации в форме игры некоторых научных и методологических семинаров. В особое направление научно-технической деятельности деловые игры выделились в начале 1950-г гг. При этом в СССР первые опыты проведения деловых игр в области управления относятся еще к 1930-м гг. По форме деловая игра может иметь самый разный вид: от ситуаций, в которых несколько специалистов свободно, без особых правил разыгрывают и обсуждают определенные научно-технические проблемы, до сложнейшей многодневной имитации деятельности целой отрасли промышленности. Причем для управления такой игрой создается специальная команда - штаб. В настоящее время деловые игры рассматриваются как эффективный инструмент научно-технического прогресса. С помощью таких игр исследуются сложные системы, решаются научные проблемы, разрабатываются программы исследования, обмениваются профессиональным опытом. Практика проведения деловых игр показывает, что они дают особенно интересные результаты в тех случаях, когда они применяются для исследования сложных систем, а также ситуаций, связанных с конфликтами, альтернативными решениями и нововведениями. Данная статья посвящена анализу методологических аспектов деловых игр как новой форме деятельности, а также новой области научно-технического знания. В статье деловая игра рассматривается как сложная, неоднородная деятельность, в которой органически соединяются игровой и неигровой (научный, учебный, проектный и т.п.) подходы. Так, в игре соединяются в одно целое области действительности, обособившиеся и ранее не связанные между собой. Автором статьи игра рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах: а) анализ объективных структур деловой игры (ее функций, целей, характеристик, процедур, типов); б) анализ особенностей профессионального сознания в этой области; в) анализ теоретического обеспечения, т.е. развитие в сфере деловой игры обслуживающих ее знаний и теорий.

 

Вопрос 6

Сценарий. Под  сценарием ДИ понимается вербальная или графическая форма предметного  содержания, отражающая последовательность и характер действия игроков и  ведущих. Этапы, операции и шаги игры обычно оформляются в виде блок-схемы (см. схему игры “Лекция”). Элементом сценария является также описание конфликта или противоречия, заложенного в игру. Следует отличать реальное противоречие, заложенное в описание имитационной модели, и игровой конфликт, заложенный во все элементы игровой модели и способствующий процессу протекания игры.

 Важный элемент  сценария — способ генерирования  событий, определяющий динамику  и характер развития игрового  процесса.

 Различают  три способа: детерминированный,  спонтанный, смешанный. Последний  из них, сочетающий алгоритмизацию с учетом вероятностного характера событий, наиболее присущ деловой игре.

 Графическая  модель ролевого взаимодействия  участников отражает количественный  и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное  расположение игроков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры.

 Комплект  ролей и функций игроков должен  адекватно отражать профессиональные  и социально-личностные отношения,  характерные для того фрагмента  профессиональной деятельности, который  моделируется в игре. Иногда для стимулирования игровой ситуации вводятся игровые роли (Скептик, Энтузиаст и т.д.). Чем выше профессиональный уровень разработчика, тем удачней будет комплект ролей. Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нужно составлять обобщенно и дополнять инструкциями, в которых в словесной форме, с помощью таблиц или в виде алгоритма перечислены права, обязанности и возможные действия игроков.

 Правила  игры отражают характеристики  реальных процессов и явлений,  существующих в прототипах моделируемой реальности в упрощенном варианте. Кроме того, существует второй план игры — правила чисто игрового характера; если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратившись в занятие тренажерного типа.

 Требования  к правилам игры сводятся к следующим положениям:

 • правила  содержат ограничения, касающиеся  технологии игры, регламента игровых  процедур или их элементов,  ролей и функций преподавателей-ведущих,  системы оценивания;

 • правил  не должно быть слишком много,  не более 5—10, они должны быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств;

 • характер  правил должен обеспечивать воспроизведение  реального и делового контекстов  игры;

 • правила  должны быть связаны с системой  стимулирования и инструкциями игрокам.

 В качестве  основных правил игры можно  привести соблюдение регламента, использование носителей информации, применение активных форм представлений  информации, вопросы дискуссионного  характера.

 Система  оценивания обеспечивает контроль  принимаемых решений и самоконтроль, предполагает содержательную оценку, обеспечивает соревновательный характер игры, позволяет оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность работы игровых групп. Она должна строиться прежде всего как система самооценки играющих, а затем — оценки преподавателя-ведущего.

 Разбор игры  преподавателем и рефлексия ее  участников по поводу своих  навыков на заключительном обсуждении  несут основную обучающую и  воспитательную нагрузку. Заключительная  часть игры— это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты.

 Методическое  обеспечение игры предполагает  наличие следующих материалов: проспект  и параметры игры, набор реальной  и игровой документации. Степень  детализации методических рекомендаций зависит от сложности объекта имитации, контингента и других причин.

 Техническое  обеспечение ДИ. Различают ручные  и машинные игры, однако между  ними нет четкой грани, речь  идет о степени использования  ЭВМ в игровом процессе. Однако в сценарии должны быть четкие указания о применении ЭВМ и ТСО. Технические средства выбираются в зависимости от целей и содержания игры и выполняют только функции, без которых нельзя обойтись или которые выполняются вручную хуже и медленнее.

 

Вопрос 7

Цели, которые  характеризуют деятельность всех, кто  связан с инновационной игрой, могут  быть разделены, исходя из вышесказанного, по группам их носителей.

 

 Так, для  заказчиков, особенно на первых  этапах такой работы, наиболее  важны выработка решений, проектирование и программирование их внедрения. Подобные цели стоят перед руководителями предприятий и вне игры.

 

 Участники,  кроме названных, преследуют обычно  и цели учебные — овладеть  некоторыми новыми средствами  работы. Эти две группы — заказчики  и участники — в ходе повторных игр приходят и к более сложным целям, связанным с необходимостью выработки новых средств работы, саморазвития, развития организации. Собственно, работа над формированием таких целей — одна из главных задач инновационной игры.

 

 Исследователи, включаемые в игру, осуществляют исследование организации, пользуясь игрой как особым методом, а также саму игру в целях ее развития.

 

 Четвертая  группа — организаторы игры  — наряду со всеми перечисленными  ставит перед собой и специфические  цели организации конструктивных отношений со всеми (и между всеми) группами для дальнейшей совместной деятельности, а также ориентируется на постоянное Обогащение и развитие всей системы целей в игре.

 

 Для достижения  всех указанных целей инновационная  игра должна была строиться как специальный вид социальной технологии, включающий программы решения проблем, исследования и развития участников и всей организации.

 

 В ходе  разработки программы игры нами  использовался опыт организации  рабочих конференций представителями Тавистокской школы [27], а также создателями организационно-деятельностных игр (обзор одной из этих игр см. в [3]). В первом варианте программа инновационной игры включает восемь подпрограмм: выработки инновационных решений, проектирования нововведений, программирования их внедрения, обучения и тренинга участников, рекреации участников и организаторов, исследований и организации процесса игры.

 

 Игра может  проводиться в течение одного  — пяти дней с режимом работы  не менее 12 часов в день. Количество участников не должно превышать 25 человек при 6-7 организаторах. Игра проводится в обстановке, изолированной от производства и города. Для повышения практической отдачи игра должна проводиться не менее двух раз в год в течение двух-трех лет.

 

 Ниже приводится краткое описание основных подпрограмм, в соответствии с которыми строится деловая игра.

 

Выработка решений.  Основной рабочей целью в игре является выработка инновационного для данной организации решения  некоторой проблемы. Полученное решение  должно быть оптимальным и реализуемым. Методы, которые чаще всего используются на предприятии — совещания, оперативки, индивидуальная работа — не всегда удовлетворяют этим требованиям. Следовательно, необходимо использовать иные средства, в частности, методы групповой работы, направленные на получение нестандартных решений [25]. Качественным отличием этих методов в ходе их использования являются более глубокие обоснование и новизна решений, большее количество альтернатив. Групповая работа, в отличие от совещаний, оперативок и т. д., осуществляется на более высоком содержательном уровне, позволяющем выйти на более эффективные решения проблемы. Участие руководителей в выработке решений одновременно является и первым этапом их внедрения. На основе выработанного решения составляются проект и программа его внедрения.

 

Проектирование.  Решения, полученные на предыдущем этапе, должны быть глубоко проработаны  и обоснованы. Эта работа ocуществляется в форме проектирования. Содержание проектов — детально проработанная  картина желаемого состояния объекта, задающая перспективу его развития и являющаяся результатом осуществления инновационного решения.

 

 В игре  разрабатывается, как минимум,  два таких проекта. Разрабатывают  эти проекты отдельные группы  участников. Между ними организуется соревнование.

 

 В проекте  должны отражаться следующие  моменты: проблема, цель работы, специфика  функционирования объекта, средства  практического решения проблемы, результирующее состояние объекта,  ресурсы, связь с условиями  предприятия, затраты, механизм саморазвития и средства измерения эффективности реализации проекта.

 

Программирование.  Разработка проекта не дает средств  для его реализации. Эти средства, а также последовательность шагов  по внедрению проекта, задаются программой, которая должна включать описание этапов изменения организации в связи с решением проблемы, видов работы с участниками внедрения и собственной деятельности руководителей в связи с нововведением.

 

 Участники  игры осуществляют программирование  на основе заданных им принципов. Для того чтобы описать будущие действия в форме программы, необходимо выделить соответствующую проблему и поставить цель программирования, разработать оргмероприятия по внедрению нововведений, определить, каковы могут быть результаты и последствия внедрения проекта, выделить факторы, способствующие и препятствующие реализации проекта, назвать всех лиц, которые будут участвовать во внедрении проекта, и определить формы работы с каждым из них.

 

 Программирование  требует быстрой и точной ориентировки в ситуации нововведения, переориентации с технических аспектов нововведения на соорганизацию всех участников внедрения.

 

Обучение.  Одна из основных целей в игре — обучить  участников специальным методам  и средствам ориентирования в  нестандартных ситуациях и решения проблем. Эта цель может быть реализована путем решения таких задач, как обучение рефлексии и системному анализу ситуации, групповым методам работы, обучение более эффективному общению и взаимодействию, в частности социоинженерной (социотехиической) организации собственной деятельности [10]. Обучение проводится в процессе группового решения проблемы: организатор в ходе работы предлагает способы, которые еще не использовались участниками — они учатся более эффективно решать вопросы в процессе практического освоения и применения этих способов. Следующий этап обучения — создание ситуации необходимости самостоятельной выработки новых средств и новых точек зрения, позиций.

Информация о работе Деловые игры