Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 22:32, лекция
Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов
1. Понятие деловой игры;
2. Основные характеристики деловой игры;
3. Назначение деловой игры;
4. Области применения деловых игр.
5. Деловая игра как новый вид научно-технической деятельности;
6. Многоцелевой характер деловой игры;
7. Деловые игры в сферах обучения, научного исследования, проектирования, управления и др.
8. Организационно д. игры;
9. Основные характеристики организационных игр: проблемный характер решаемых ситуаций, полипрофессиональность и полипредметность, методологизированность и пр.;
10. Особенности деловых игр;
11. Особенности организационных игр;
12. Типовые области назначения и применения организационных игр.
13. Основные этапы проведения игр;
14. Методики и техники деловых игр;
15. Методики и техники организационных игр.
Одно из требований
деловых игр – имитирование наиболее
характерных элементов
В том случае,
когда преподаватель-
Вопрос 5
В настоящее время формируется новая область деятельности, которую называют деловой игрой, организационной и организационно-деятельностной игрой, рекреационной (восстановительной) игрой и т.д. В последние десятилетия непрерывно растет интерес к игровым аспектам действительности. При этом игровой подход все чаще применяется не только в традиционных для него сферах (педагогика, управление, сценическое искусство, штабные и военные учения и др.), но и в таких, как психиатрия (где игра используется как инструмент осознания патологического мышления больных и способ их общения), прогнозирование, использующее построение возможных сценариев событий, научные исследования, практика организации в форме игры некоторых научных и методологических семинаров. В особое направление научно-технической деятельности деловые игры выделились в начале 1950-г гг. При этом в СССР первые опыты проведения деловых игр в области управления относятся еще к 1930-м гг. По форме деловая игра может иметь самый разный вид: от ситуаций, в которых несколько специалистов свободно, без особых правил разыгрывают и обсуждают определенные научно-технические проблемы, до сложнейшей многодневной имитации деятельности целой отрасли промышленности. Причем для управления такой игрой создается специальная команда - штаб. В настоящее время деловые игры рассматриваются как эффективный инструмент научно-технического прогресса. С помощью таких игр исследуются сложные системы, решаются научные проблемы, разрабатываются программы исследования, обмениваются профессиональным опытом. Практика проведения деловых игр показывает, что они дают особенно интересные результаты в тех случаях, когда они применяются для исследования сложных систем, а также ситуаций, связанных с конфликтами, альтернативными решениями и нововведениями. Данная статья посвящена анализу методологических аспектов деловых игр как новой форме деятельности, а также новой области научно-технического знания. В статье деловая игра рассматривается как сложная, неоднородная деятельность, в которой органически соединяются игровой и неигровой (научный, учебный, проектный и т.п.) подходы. Так, в игре соединяются в одно целое области действительности, обособившиеся и ранее не связанные между собой. Автором статьи игра рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах: а) анализ объективных структур деловой игры (ее функций, целей, характеристик, процедур, типов); б) анализ особенностей профессионального сознания в этой области; в) анализ теоретического обеспечения, т.е. развитие в сфере деловой игры обслуживающих ее знаний и теорий.
Вопрос 6
Сценарий. Под
сценарием ДИ понимается вербальная
или графическая форма
Важный элемент
сценария — способ
Различают
три способа:
Графическая
модель ролевого
Комплект
ролей и функций игроков
Правила игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, существующих в прототипах моделируемой реальности в упрощенном варианте. Кроме того, существует второй план игры — правила чисто игрового характера; если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратившись в занятие тренажерного типа.
Требования к правилам игры сводятся к следующим положениям:
• правила
содержат ограничения,
• правил не должно быть слишком много, не более 5—10, они должны быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств;
• характер
правил должен обеспечивать
• правила
должны быть связаны с
В качестве
основных правил игры можно
привести соблюдение
Система
оценивания обеспечивает
Разбор игры
преподавателем и рефлексия ее
участников по поводу своих
навыков на заключительном
Методическое обеспечение игры предполагает наличие следующих материалов: проспект и параметры игры, набор реальной и игровой документации. Степень детализации методических рекомендаций зависит от сложности объекта имитации, контингента и других причин.
Техническое обеспечение ДИ. Различают ручные и машинные игры, однако между ними нет четкой грани, речь идет о степени использования ЭВМ в игровом процессе. Однако в сценарии должны быть четкие указания о применении ЭВМ и ТСО. Технические средства выбираются в зависимости от целей и содержания игры и выполняют только функции, без которых нельзя обойтись или которые выполняются вручную хуже и медленнее.
Вопрос 7
Цели, которые характеризуют деятельность всех, кто связан с инновационной игрой, могут быть разделены, исходя из вышесказанного, по группам их носителей.
Так, для
заказчиков, особенно на первых
этапах такой работы, наиболее
важны выработка решений, проек
Участники,
кроме названных, преследуют
Исследователи, включаемые в игру, осуществляют исследование организации, пользуясь игрой как особым методом, а также саму игру в целях ее развития.
Четвертая
группа — организаторы игры
— наряду со всеми
Для достижения
всех указанных целей
В ходе
разработки программы игры
Игра может проводиться в течение одного — пяти дней с режимом работы не менее 12 часов в день. Количество участников не должно превышать 25 человек при 6-7 организаторах. Игра проводится в обстановке, изолированной от производства и города. Для повышения практической отдачи игра должна проводиться не менее двух раз в год в течение двух-трех лет.
Ниже приводится краткое описание основных подпрограмм, в соответствии с которыми строится деловая игра.
Выработка решений. Основной рабочей целью в игре является выработка инновационного для данной организации решения некоторой проблемы. Полученное решение должно быть оптимальным и реализуемым. Методы, которые чаще всего используются на предприятии — совещания, оперативки, индивидуальная работа — не всегда удовлетворяют этим требованиям. Следовательно, необходимо использовать иные средства, в частности, методы групповой работы, направленные на получение нестандартных решений [25]. Качественным отличием этих методов в ходе их использования являются более глубокие обоснование и новизна решений, большее количество альтернатив. Групповая работа, в отличие от совещаний, оперативок и т. д., осуществляется на более высоком содержательном уровне, позволяющем выйти на более эффективные решения проблемы. Участие руководителей в выработке решений одновременно является и первым этапом их внедрения. На основе выработанного решения составляются проект и программа его внедрения.
Проектирование. Решения, полученные на предыдущем этапе, должны быть глубоко проработаны и обоснованы. Эта работа ocуществляется в форме проектирования. Содержание проектов — детально проработанная картина желаемого состояния объекта, задающая перспективу его развития и являющаяся результатом осуществления инновационного решения.
В игре
разрабатывается, как минимум,
два таких проекта.
В проекте
должны отражаться следующие
моменты: проблема, цель работы, специфика
функционирования объекта,
Программирование. Разработка проекта не дает средств для его реализации. Эти средства, а также последовательность шагов по внедрению проекта, задаются программой, которая должна включать описание этапов изменения организации в связи с решением проблемы, видов работы с участниками внедрения и собственной деятельности руководителей в связи с нововведением.
Участники
игры осуществляют
Программирование
требует быстрой и точной
Обучение. Одна из основных целей в игре — обучить участников специальным методам и средствам ориентирования в нестандартных ситуациях и решения проблем. Эта цель может быть реализована путем решения таких задач, как обучение рефлексии и системному анализу ситуации, групповым методам работы, обучение более эффективному общению и взаимодействию, в частности социоинженерной (социотехиической) организации собственной деятельности [10]. Обучение проводится в процессе группового решения проблемы: организатор в ходе работы предлагает способы, которые еще не использовались участниками — они учатся более эффективно решать вопросы в процессе практического освоения и применения этих способов. Следующий этап обучения — создание ситуации необходимости самостоятельной выработки новых средств и новых точек зрения, позиций.