Деловые игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 22:32, лекция

Краткое описание

Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов

Содержание

1. Понятие деловой игры;
2. Основные характеристики деловой игры;
3. Назначение деловой игры;
4. Области применения деловых игр.
5. Деловая игра как новый вид научно-технической деятельности;
6. Многоцелевой характер деловой игры;
7. Деловые игры в сферах обучения, научного исследования, проектирования, управления и др.
8. Организационно д. игры;
9. Основные характеристики организационных игр: проблемный характер решаемых ситуаций, полипрофессиональность и полипредметность, методологизированность и пр.;
10. Особенности деловых игр;
11. Особенности организационных игр;
12. Типовые области назначения и применения организационных игр.
13. Основные этапы проведения игр;
14. Методики и техники деловых игр;
15. Методики и техники организационных игр.

Вложенные файлы: 1 файл

Рабцевич лекции (1).doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

           В этой связи задача конструктора  учебной деловой игры - не только  имитировать реальные условия  производства в обучении, но и  обеспечить возможности для воссоздания  или имитации тех противоречий, с которыми сталкивается специалист на пути познания и профессионального действования. Иными словами, необходима реализация принципа проблемности в содержании деловой игры при подготовке для нее конкретных производственных ситуаций или задач.

 

Вопрос 11

Решаются проблемы профессионального обучения и общего социального развития взрослых людей, путем таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности  исследовательского и творчески-преобразующего отношения к окружаю-щей действительности.

Обучение взрослых может быть эффективным" при реализации принципов дидактики разви-вающего  обучения. Это означает, что процесс  образования должен быть не столько  процессом передачи предметных образцов, сколько процессом управления развитием личности. С точки зре-ния А.А. Тюкова, осуществлять процессы управления развитием позволяют формы обучения, соз-дающие условия для производства игровой деятельности. В психологичекoй концепции игровой деятельности, развитой в работах А.Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина, игра определяется как дея-тельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления. Конечно, такое определение является односторонним и подчеркивает лишь субъективно-мотивационный аспект игровой деятельности, не характеризуя специфики содержания ее процессов. Такую односторон-ность определения можно снять, если дополнить его характеристиками психологических особен-ностей деятельностных процессов, которые собственно и обеспечивают совпадение мотива и предмета деятельности с ее процессами. Такими особенностями являются прежде всего рефлек-сивность и направленность па самоорганизацию способов осуществления деятельности.

Таким образом, игровая деятельность характеризуется  процессами сознательной организации  способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета. Только тогда, когда субъект деятельности начинает осуществлять организационные действия по поводу сюжета, делая предме-том своей деятельности содержание и процессы, можно говорить о возникновении игровой дея-тельности и специфического игрового отношения. Рефлексивный, поисковый, мыслительный и организационный компоненты игровой деятельности формируют у субъекта исследовательское и творческое отношение к действительности.

Задача создания игровых форм, которые бы обеспечивали возникновение в процессе игры феноменов  игровой деятельности, становится центральной  в подходе к проектированию организа-ционно-управленческих обучающих игр.

 

Вопрос 12

Актуальность. Современное развитие общества характеризуется  коренными изменениями в социально-политической, экономической и духовной сферах. Серьезным изменениям подверглись  все социальные институты, в том  числе и система образования в области физической культуры и спорта. Анализ содержания профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту свидетельствует о наличии существенных изъянов в решении данной проблемы.

 

Одной из причин сложившегося положения является то, что до недавнего времени большинство научных исследований, проведенных в интересах профессиональной подготовки руководителей физического воспитания базировалось на результатах, полученных в условиях административно-командной системы, без учета демократических преобразований в обществе (В.У. Агеевец, Н.И. Бугров, А.А.Горелов, А.А.Деркач, В.И. Жолдак,

 

A.A. Исаев, Л.П.  Матвеев, В.В. Миронов, С.Д. Неверкович, A.A. Нестеров,

 

B.А. Щеголев  и др.). Однако в изменившихся  социально-экономических условиях наметились новые тенденции в совершенствовании системы подготовки руководителей физического воспитания.

 

Это вызывает необходимость  дальнейшего поиска эффективных  технологий, направленных на оптимизацию  системы профессиональной подготовки специалистов данного профиля.

 

Научного обоснования  требуют вопросы профессиональной подготовки руководителей физического  воспитания различных учебных заведений. Это вызвано тем, что многим специалистам физкультурного профиля не хватает  знаний из области менеджмента, социальной психологии, юриспруденции и экономики. В результате возникает противоречие между деятельностью значительной части руководителей физического воспитания и современными требованиями к их профессии, а также возможностью самореализации в ней.

 

На руководителей  физического воспитания средних  специальных учебных заведений  возлагается большая ответственность  по организации и управлению процессом  физического совершенствования  учащихся.

 

Теоретические и экспериментальные исследования последних лет, проведенные С.Д. Неверковичем, И.М. Сидоркевичем, К.С. Драчевым, В.И. Мартыновым, A.M. Букачевым, А.Э. Болотиным и другими авторами, свидетельствуют о высококй эффективности применения игровых методов обучения в профессиональной подготовке специалистов физической культуры и спорта.

 

Таким образом, общественная потребность в решении  рассматриваемой проблемы определила необходимость научно-теоретического обоснования и практической реализации возможностей совершенствования профессиональной деятельности руководителей физического воспитания средних специальных учебных заведений на основе применения организационно-деятельностных игр.

 

Объект исследования - содержание системы совершенствования  профессиональной деятельности руководителей  физического воспитания средних специальных учебных заведений.

 

Предмет исследования — организационно-деятельностные игры, применяемые для профессионального  совершенствования руководителей  физического воспитания средних  специальных учебных заведений.

 

Научная новизна  исследования. Определено, что основополагающими видами, раскрывающими содержание профессиональной деятельности руководителей физического воспитания средних специальных учебных заведений, является материально-техническое обеспечение образовательного процесса по физической культуре и спорту, подбор преподавателей физического воспитания, рациональное планирование учебной и спортивной работы, решение текущих управленческих задач, взаимодействие с руководством учебного заведения.

 

Выявлено, что  для совершенствования профессиональной деятельности руководителей физического воспитания целесообразно применять орга-низационно-деятельностные игры. При этом для совершенствования навыков материально-технического обеспечения следует применять инновационные игры; рационального планирования учебной и спортивной работы — эвристические; решения текущих управленческих задач — целевые; взаимодействия с руководством учебного заведения — коммуникативные.

 

Установлено положительное  влияние разработанной методики применения организационно-деятельностных игр на совершенствование управленческой деятельности руководителей физического воспитания средних специальных учебных заведений.

 

Теоретическая значимость исследования заключается  в разработке научно-обоснованных средств  и методов поэтапного применения организа-ционно-деятельностных игр в системе подготовки руководителей физического воспитания средних специальных учебных заведений.

 

 

Практическая  значимость исследования определяется тем, что в работе представлен  комплекс научно обоснованных и экспериментально проверенных рекомендаций по применению организационно-деятельностных игр для совершенствования профессиональной деятельности руководителей физического воспитания средних специальных учебных заведений.

 

Основные положения, выносимые на защиту:

 

1. Профессиональное  совершенствование руководителей  физического воспитания может  быть обеспечено применением  организационно-деятельностных игр,  направленных на развитие у  них навыков решения организационных  вопросов ( эвристические и инновационные  игры) и на обучение профессиональному общению и взаимодействию (коммуникативные, ролевые и целевые игры).

 

2. Классификация  организационно-деятельностных игр  основана на управленческих функциях, включающих: целеполагание; согласованность  и результативность совместной педагогической деятельности; способность к взаимодействию и эффективным коммуникациям с руководящим составом учебного заведения; прогнозирование; экономическую и юридическую грамотность руководителей физического воспитания.

 

3. Технология  проведения организационно-деятельностных игр включает следующие этапы: подготовку, подбор участников, постановку задач, поиск их решений, выбор оптимальной стратегии, сравнение ее с эталоном, формирование решений, оценку конечного результата.

 

Вопрос 13

При конструировании деловой игры разработчик может опираться структурное описание последней. Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры. В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:

• цели,

• предмет игры,

• графическая модель взаимодействия участников,

• система оценивания.

Игровая модель также может быть представлена в  следующих компонентах:

• цели,

• комплекс ролей и функций игроков,

• сценарий,

• правил игры.

Одним из самых сложных этапов конструирования деловой игры является выбор и описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующей игре, при чем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть освоено индивидуально.

Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения.

Схема сценария может быть описана с помощью  следующих элементов: реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт наличие в ситуации рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений, противоречивости критериев принятия решений и т.п. Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии. Способ генерирования события, определяющий степень алгоритмизации и импровизации участников игры (различают три способа алгоритмизации: детерминированный, спонтанный, смешанный).Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий.

 

Вопрос 14

В соответствии с представлением об общей структуре  методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку  только она позволяет реализовать  цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и тому подобное. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

Действующими  лицами в ДИ являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

 

Систему воздействия  участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Вся игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.

 

Вопрос 15

В отличие от многих других систем мыследеятельности  всякая ОДИ является принципиально  многоцелевой системой. Это видно  уже из простейшей схемы ее оргструктуры, представленной на рис. 2. Но не только службы ОДИ, приведенные на этой схеме, но и каждый отдельный участник ее может иметь свои особые цели и использовать игру для достижения их. И чем большим будет разнообразие этих целей, чем сильнее конфликты между ними, тем богаче и эффективнее будет сама игра, тем больше продуктивных результатов она даст. Перефразируя известные слова К.Маркса об основном законе общественной жизни в Новое время, можно сказать, что основной закон и принцип ОДИ — это хаос, организованный в этом своем основном качестве для получения заранее намеченных продуктов.

Информация о работе Деловые игры