Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 22:32, лекция
Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов
1. Понятие деловой игры;
2. Основные характеристики деловой игры;
3. Назначение деловой игры;
4. Области применения деловых игр.
5. Деловая игра как новый вид научно-технической деятельности;
6. Многоцелевой характер деловой игры;
7. Деловые игры в сферах обучения, научного исследования, проектирования, управления и др.
8. Организационно д. игры;
9. Основные характеристики организационных игр: проблемный характер решаемых ситуаций, полипрофессиональность и полипредметность, методологизированность и пр.;
10. Особенности деловых игр;
11. Особенности организационных игр;
12. Типовые области назначения и применения организационных игр.
13. Основные этапы проведения игр;
14. Методики и техники деловых игр;
15. Методики и техники организационных игр.
В этой связи задача
Вопрос 11
Решаются проблемы профессионального обучения и общего социального развития взрослых людей, путем таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творчески-преобразующего отношения к окружаю-щей действительности.
Обучение взрослых
может быть эффективным" при реализации
принципов дидактики разви-
Таким образом, игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета. Только тогда, когда субъект деятельности начинает осуществлять организационные действия по поводу сюжета, делая предме-том своей деятельности содержание и процессы, можно говорить о возникновении игровой дея-тельности и специфического игрового отношения. Рефлексивный, поисковый, мыслительный и организационный компоненты игровой деятельности формируют у субъекта исследовательское и творческое отношение к действительности.
Задача создания игровых форм, которые бы обеспечивали возникновение в процессе игры феноменов игровой деятельности, становится центральной в подходе к проектированию организа-ционно-управленческих обучающих игр.
Вопрос 12
Актуальность.
Современное развитие общества характеризуется
коренными изменениями в
Одной из причин сложившегося положения является то, что до недавнего времени большинство научных исследований, проведенных в интересах профессиональной подготовки руководителей физического воспитания базировалось на результатах, полученных в условиях административно-командной системы, без учета демократических преобразований в обществе (В.У. Агеевец, Н.И. Бугров, А.А.Горелов, А.А.Деркач, В.И. Жолдак,
A.A. Исаев, Л.П.
Матвеев, В.В. Миронов, С.Д.
B.А. Щеголев
и др.). Однако в изменившихся
социально-экономических услови
Это вызывает необходимость дальнейшего поиска эффективных технологий, направленных на оптимизацию системы профессиональной подготовки специалистов данного профиля.
Научного обоснования
требуют вопросы
На руководителей
физического воспитания средних
специальных учебных заведений
возлагается большая
Теоретические
и экспериментальные
Таким образом,
общественная потребность в решении
рассматриваемой проблемы определила
необходимость научно-
Объект исследования - содержание системы совершенствования профессиональной деятельности руководителей физического воспитания средних специальных учебных заведений.
Предмет исследования
— организационно-
Научная новизна исследования. Определено, что основополагающими видами, раскрывающими содержание профессиональной деятельности руководителей физического воспитания средних специальных учебных заведений, является материально-техническое обеспечение образовательного процесса по физической культуре и спорту, подбор преподавателей физического воспитания, рациональное планирование учебной и спортивной работы, решение текущих управленческих задач, взаимодействие с руководством учебного заведения.
Выявлено, что
для совершенствования професси
Установлено положительное влияние разработанной методики применения организационно-деятельностных игр на совершенствование управленческой деятельности руководителей физического воспитания средних специальных учебных заведений.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке научно-обоснованных средств и методов поэтапного применения организа-ционно-деятельностных игр в системе подготовки руководителей физического воспитания средних специальных учебных заведений.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в работе представлен комплекс научно обоснованных и экспериментально проверенных рекомендаций по применению организационно-деятельностных игр для совершенствования профессиональной деятельности руководителей физического воспитания средних специальных учебных заведений.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональное
совершенствование
2. Классификация
организационно-деятельностных
3. Технология проведения организационно-деятельностных игр включает следующие этапы: подготовку, подбор участников, постановку задач, поиск их решений, выбор оптимальной стратегии, сравнение ее с эталоном, формирование решений, оценку конечного результата.
Вопрос 13
При конструировании деловой игры разработчик может опираться структурное описание последней. Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры. В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:
• цели,
• предмет игры,
• графическая модель взаимодействия участников,
• система оценивания.
Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:
• цели,
• комплекс ролей и функций игроков,
• сценарий,
• правил игры.
Одним из самых сложных этапов конструирования деловой игры является выбор и описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующей игре, при чем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть освоено индивидуально.
Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения.
Схема сценария может быть описана с помощью следующих элементов: реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт наличие в ситуации рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений, противоречивости критериев принятия решений и т.п. Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии. Способ генерирования события, определяющий степень алгоритмизации и импровизации участников игры (различают три способа алгоритмизации: детерминированный, спонтанный, смешанный).Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий.
Вопрос 14
В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и тому подобное. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.
Действующими лицами в ДИ являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.
Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Вся игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.
Вопрос 15
В отличие от многих других систем мыследеятельности всякая ОДИ является принципиально многоцелевой системой. Это видно уже из простейшей схемы ее оргструктуры, представленной на рис. 2. Но не только службы ОДИ, приведенные на этой схеме, но и каждый отдельный участник ее может иметь свои особые цели и использовать игру для достижения их. И чем большим будет разнообразие этих целей, чем сильнее конфликты между ними, тем богаче и эффективнее будет сама игра, тем больше продуктивных результатов она даст. Перефразируя известные слова К.Маркса об основном законе общественной жизни в Новое время, можно сказать, что основной закон и принцип ОДИ — это хаос, организованный в этом своем основном качестве для получения заранее намеченных продуктов.