Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа
ЦЕЛЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ: Исследование демографической ситуации в стране и мер по ее стабилизации.
Для реализации цели в работе решены следующие задачи:
проведен анализ современной демографической ситуации и демографической истории, а так же стадий ее перехода;
проведен анализ факторов, влияющих на демографическую ситуацию в Республике Беларусь;
выявлены проблемы демографической ситуации в стране;
рассмотрены меры по выходу страны из демографического кризиса;
Введение …………………………………………………………………………..5
1. Трансформация белорусского социума……………………………………6
2. Современная демографическая ситуация в Республике Беларусь……..14
2.1. Численность населения Беларуси………………………………………...14
2.2. Факторы, влияющие на состояние демографической
ситуации в стране……………………………………………………………….15
2.2.1. Курение……………………………………………………………………15
2.2.2. Алкоголизм и пьянство…………………………………………………..15
2.2.3. Наркомания……………………………………………………………….16
2.2.4. Избыточный вес…………………………………………………………..17
2.2.5. Экологические факторы……………………………………………….....17
2.2.6. Бесплодие………………………………………………………………....17
2.2.7. Причина смертности – новообразования………………………………..18
2.2.8. Травматизм………………………………………………………………...18
2.2.9. Младенческая смертность………………………………………………..19
2.3. Возрастные группы…………………………………………………….....19
2.4. Миграция населения………………………………………………………20
2.5. Браки и разводы…………………………………………………………...21
2.6. Уровень жизни населения………………………………………………...21
3. Демографическая политика государства ………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...38
На здоровье населения оказывают влияние состояние среды обитания, загрязненность воздуха, воды, почвы. В 46,7% случаев в питьевой воде повышено содержание железа, которое (в концентрации 10 мг/л и выше) увеличивает риск развития аллергии, ишемической болезни сердца, дерматитов. В результате промышленного и сельскохозяйственного производства почва загрязняется новыми видами пестицидов, удобрений, возникает потенциальная опасность накопления в ней солей тяжелых металлов, которые могут попасть с выращенной на такой почве продукцией в организм человека.
Снижение заболеваемости и смертности за счет мероприятий по формированию здорового образа жизни и устранения влияния неблагоприятных факторов внешней среды является важнейшим направлением государственной политики в области сохранения и укрепления здоровья нации. [16, с.52 ]
2.2.6. Бесплодие
Комплексный анализ составляющих репродуктивного здоровья женского населения Республики Беларусь показывает негативные сдвиги в его состоянии: увеличение числа осложнений беременности и родов, рост
17
гинекологической
Острой проблемой является нарастание смертности населения, которая чаще всего является следствием перенесенных заболеваний, несчастных случаев, травм, отравлений. За 1990-2005 годах общий коэффициент смертности увеличился в 1,5 раза и составил 14,5 на 1000 населения.
2.2.7. Причина смертности - новообразования
Второй по значимости причиной смерности являются новообразования. Их удельный вес в общей смертности составляет 13,1 %. Смертность населения от новообразований составила в 2005 году 190,0 на 100 тысяч населения. Уровень современных знаний и мировой опыт борьбы с онкологическими заболеваниями позволяют: предотвратить одну треть случаев заболевания раком, излечить еще одну треть за счет раннего выявления и эффективного лечения, продлить жизнь и улучшить качество жизни еще у одной трети онкологических больных и их семей. Все аспекты противораковой борьбы следует рассматривать в контексте государственного системного и комплексного подхода, включающего профилактику.
2.2.8. Травматизм
Травматизм среди причин смерти занимает 3-е место ( 11,9%). За 1990-2005годы. Смерность возросла на 72,5% и составила 16865 случаев в 2005году. В сельской местности смертность, связанная с внешними
18
причинами, в 2 раза выше, чем в городе. Наиболее часто травматизм регистрируется в детском и пожилом возрасте; в 4-5 раз чаще среди мужчин. Самым тяжелым является дорожно- транспортный и производственный травматизм. Одна из причин травматизма, особенно бытового – алкоголизация населения. От внешних причин наибольший удельный вес занимает смертность среди мужчин.
2.2.9. Младенческая смертность
Уровень младенческой смертности является одним из важнейших демографических показателей, характеризующих уровень здравоохранения в стране. Начиная с 1996 года, в республике наблюдается тенденция снижения младенческой смертности. В 2005 году коэффициент младенческой смертности составил 6,4 умерших детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся против 13,3 в 1995 году. В Республике Беларусь в сравнении со странами СНГ самый низкий показатель младенческой смертности. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении является одним из важнейших интегрированных показателей, характеризующих уровень жизни в стране. [18, с.19 ]
2.3. Возрастные группы
В Республике Беларусь в возрастной структуре населения все больший удельный вес занимают люди старших возрастных групп. По переписи 1989 года доля лиц старше 60 лет составляла 16,1%, в 2005 году - 17,1%. Общество несет особую ответственность за качество их жизни, так как это одна из наиболее уязвимых категорий граждан в социальном, экономическом и медицинском аспектах. В то же время эта категория лиц является существенным экономическим резервом общества. Перспективное направление развития гериатрической службы на уровне первичной медико-санитарной помощи - расширение сферы медико-социальных услуг , то есть организация гериатрических кабинетов и медико-социальных отделений,
19
палат и коек, больниц сестринского ухода, специализированных служб ухода за больными на дому, стационаров дневного пребывания, хосписов.
Проблема, которая в последнее время становится актуальной для нашей страны, — соотношение работающих и пенсионеров. Если не так давно в Беларуси было, образно говоря, семеро с сошкой — один с ложкой, то сегодня количество "едоков" и "добытчиков" почти сравнялось: на 100 работников приходится 60 пенсионеров. А что будет через несколько лет? Как и любую проблему, эту можно решать разными путями. Но все усилия будут напрасными, если некому будет реализовывать намеченное. Словом, государство заинтересовано в появлении новых граждан, которые обеспечат надежное завтра Беларуси. И в последнее время принимаются меры, рассчитанные на улучшение демографической ситуации в целом и повышение рождаемости в частности. В республике сегодня проживает 1580 тысяч семей, имеющих детей до 18 лет. Среди них преобладают семьи с одним ребенком -59 %, двоих детей имеют 39 % семей, троих и более — 6 %. Усилия государства направлены на все более ощутимую поддержку семей с детьми, в том числе и через осуществление денежных выплат. В соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" в связи с изменением бюджета прожиточного минимума четыре раза в год пересматриваются размеры пособий на детей. В результате такого пересмотра за пять лет пособия увеличились более чем в 9 раз, а в 2005 году — на 17 процентов. К слову, в республике системой государственных пособий в настоящее время охвачено более 580 тысяч детей. Молодая семья, которая планирует родить ребенка, в первую очередь должна знать, что беременная работающая женщина имеет право на отпуск по беременности и родам и на пособие. [16, с.59 ]
2.4. Миграция населения
Большое влияние на демографические процессы наряду с рождаемостью
20
и смертностью оказывает миграция населения. Начиная с 1996 года, Республика Беларусь сохраняет положительное сальдо миграции со всеми странами СНГ и Балтии. За период с 1996 по 2005 годы число прибывших в республику составило 226 тысяч человек, число выбывших- 87 тысяч человек. Основной миграционный обмен Беларуси происходит с Россией, Украиной и Казахстаном.
2.5. Браки и разводы
В последние годы в республике наблюдается тенденция роста числа зарегистрированных браков. В течение 2005 года было заключено около 73 тысяч браков, это на 12,5 тысяч, или 21% больше, чем в 2004 году, число разводов практически осталось на уровне 2004 года. За 2005 год в расчете на 1000 человек населения число браков составило 7,4, разводов-3,1. В 2005 году улучшилось соотношение регистрируемых и расторгаемых браков: в 2005 году на 1000 браков приходилось 420 разводов, в 2004 году-483 развода.
2.6. Уровень жизни населения.
Для характеристики уровня жизни населения применяется ряд социально-экономических индикаторов. Основными из них являются: денежные доходы населения, размер заработной платы, средний размер пенсии и другие.
Начиная с 1996 года, в Беларуси в результате экономического подъема и социальной политики государства, направленной прежде всего на повышение размера заработной платы как основного источника формирования денежных доходов, отмечается устойчивая тенденция роста реальных денежных доходов населения. В 2005 году возросли по сравнению с 1995 годом в 3,4 раза, с 2000- в 1,8 раза, по сравнению с предыдущим годом- на 16%. Экономический рост способствовал не только реальному увеличению объемов денежных доходов населения, но и положительным изменениям в их структуре. В последние годы возрастает роль оплаты труда. В 2005 году доля
оплаты труда в общем объеме денежных доходов составила 59,1% против
21
55,9% в 2000 году и 56,3% в 2004 году. Рост денежных доходов сопровождался повышением их покупательной способности. Определяющим фактором уровня денежных доходов большинства населения остается оплата труда. Номинальная начисленная средняя заработная плата работников в 2005 году составила 550 тысяч рублей. Первостепенное внимание в республике уделяется повышению заработной платы работников бюджетной сферы. Во многих отраслях экономики заработная плата превышает средний уровень по республике. Наиболее высокая номинальная начисленная заработная плата сложилась на предприятиях черной металлургии, электроэнергетики, в строительстве, на транспорте. Реальная заработная плата в 2005 году по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 20%.
Безработица и трудоустройство населения. На конец 2005 года численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости составила 67,9 тысяч человек, или 1,5% от численности экономически активного населения. В Беларуси один из самых низких уровней зарегистрированной безработицы среди стран СНГ. Правительством Республики Беларусь ежегодно разрабатывается программа занятости населения, в которой предусматривается: оказание безработным помощи в трудоустройстве и материальной поддержке, профессиональная ориентация и переподготовка незанятого населения, содействие занятости граждан, неспособных на равных конкурировать на рынке труда, поддержка предпринимательской деятельности. [18, с.16 ]
22
ГЛАВА 3. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Неблагополучная демографическая ситуация в Беларуси рассматривается Президентом и Правительством как вопрос государственной важности. Пристальное внимание руководства Республики Беларусь направлено на незамедлительное принятие мер по выходу страны из демографического кризиса. Демографическая ситуация находится под постоянным вниманием государства. Численность населения Республики Беларусь на 1 января 2006 года составила 9750,2 тысяч человек и по сравнению с предыдущим годом сократилась на 49,9 тысяч, или на 0,5%. Структура населения по полу формируется, в основном, под влиянием демографических и социально-экономических факторов. Целью демографической политики Республики Беларусь являются постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста.
Достижение этой цели возможно только с использованием комплексного подхода к решению задач, направленных на улучшение демографической ситуации в стране, в рамках Национальной программы демографической безопасности. Учитывая важность решения демографических проблем для будущего нашей страны, принят Закон о демографической безопасности и разработана Программа демографической безопасности, реализация которых создаст предпосылки для изменения негативных тенденций в рождаемости и смертности.
Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь» от 4 января 2002 года № 80-3 устанавливает правовые и организационные основы обеспечения демографической безопасности. В настоящем Законе используются понятия:
демографическая безопасность – состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз,
23
при котором обеспечивается развитие Республики Беларусь в соответствии с ее национальными демографическими интересами;
демографические угрозы – демографические явления и тенденции, социально-экономические последствия которых оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь;
национальные демографические интересы – совокупность сбалансированных демографических интересов государства, общества и личности на основе конституционных прав граждан Республики Беларусь;
демографические интересы государства и общества – формирование типа воспроизводства населения, основными характерными чертами которого являются отсутствие депопуляции, сознательно регулируемая рождаемость, направленная на полное замещение родительских поколений, устойчиво снижающаяся смертность и увеличение продолжительности жизни, прогрессивная возрастно-половая структура населения, оптимальные внутренние и внешние миграционные процессы, укрепление семьи как социального института, наиболее благоприятного для реализации сложившейся потребности в детях, их воспитания;
демографические интересы личности – формирование условий, обеспечивающих здоровую и продолжительную жизнь, полную реализацию существующей индивидуальной потребности в детях, свободу территориальных перемещений;
репродуктивные права – возможность для всех супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать решение относительно количества своих детей, интервалов между их рождением, времени их рождения и располагать для этого необходимой информацией и средствами.
Законодательство Республики Беларусь о демографической безопасности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.
24
Демографическими угрозами являются: депопуляция, старение населения, нерегулируемые миграционные процессы, деградация института семьи.
Демографические угрозы определяются следующими показателями: нетто-коэффициентом воспроизводства населения; коэффициентом депопуляции; суммарным коэффициентом рождаемости; коэффициентами смертности населения трудоспособного возраста, в том числе коэффициентами смертности мужчин и женщин трудоспособного возраста; ожидаемой продолжительностью предстоящей жизни; коэффициентом старения населения; сальдо миграционного обмена между городской и сельской местностью, в том числе по полу, возрасту, уровню образования; численностью нелегальных мигрантов; коэффициентами брачности и разводимости.
Перечень и показатели
демографических угроз
Правительство Республики
Беларусь обеспечивает ежегодный расчет
показателей демографических