Демографическая политика государства и семьи в стратегии устойчивого человеческого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ: Исследование демографической ситуации в стране и мер по ее стабилизации.
Для реализации цели в работе решены следующие задачи:
проведен анализ современной демографической ситуации и демографической истории, а так же стадий ее перехода;
проведен анализ факторов, влияющих на демографическую ситуацию в Республике Беларусь;
выявлены проблемы демографической ситуации в стране;
рассмотрены меры по выходу страны из демографического кризиса;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..5
1. Трансформация белорусского социума……………………………………6
2. Современная демографическая ситуация в Республике Беларусь……..14
2.1. Численность населения Беларуси………………………………………...14
2.2. Факторы, влияющие на состояние демографической
ситуации в стране……………………………………………………………….15
2.2.1. Курение……………………………………………………………………15
2.2.2. Алкоголизм и пьянство…………………………………………………..15
2.2.3. Наркомания……………………………………………………………….16
2.2.4. Избыточный вес…………………………………………………………..17
2.2.5. Экологические факторы……………………………………………….....17
2.2.6. Бесплодие………………………………………………………………....17
2.2.7. Причина смертности – новообразования………………………………..18
2.2.8. Травматизм………………………………………………………………...18
2.2.9. Младенческая смертность………………………………………………..19
2.3. Возрастные группы…………………………………………………….....19
2.4. Миграция населения………………………………………………………20
2.5. Браки и разводы…………………………………………………………...21
2.6. Уровень жизни населения………………………………………………...21
3. Демографическая политика государства ………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

Демогр. пол. к.р.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

     Основными принципами обеспечения демографической безопасности являются:

самостоятельность Республики Беларусь в выборе форм и методов воздействия  на развитие демографических процессов;

приоритет национальных демографических  интересов при соблюдении общепризнанных принципов международного права, прав человека и уважении религиозных, этнических ценностей и культурных устоев

25

населения;

информированность общества о демографических угрозах, их последствиях и мерах, принимаемых для обеспечения демографической безопасности.

     Целью демографической безопасности является создание условий, достаточных для предупреждения и нейтрализации демографических угроз.

     Основными задачами обеспечения демографической безопасности являются:

улучшение социально-экономических  условий жизнедеятельности населения;

поэтапное обеспечение и совершенствование  государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания;

оптимизация внешних и внутренних миграционных потоков населения;

противодействие нелегальной миграции;

содействие добровольному возвращению белорусов на этническую родину (по месту рождения);

стимулирование привлечения и  закрепления специалистов в сельской местности;

формирование высоких духовно-нравственных стандартов граждан в области  семейных отношений, повышения престижа семьи в обществе;

обеспечение репродуктивных прав граждан  и содействие формированию высоких  репродуктивных потребностей населения.

Государственное управление в области обеспечения демографической  безопасности осуществляется Президентом  Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и

26

иными специально уполномоченными  республиканскими органами государственного управления в пределах их компетенции в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Министерство труда  и социальной защиты Республики Беларусь в области обеспечения демографической  безопасности в пределах своей компетенции:

осуществляет мониторинг демографической безопасности в  Республике Беларусь и определяет степень  демографических угроз;

разрабатывает предложения об основных направлениях государственной политики в данной области;

обеспечивает координацию разработки и контроль за реализацией Национальной программы демографической безопасности;

осуществляет методическое руководство  по разработке программ демографической  безопасности для административно-территориальных  единиц;

организует информационное обеспечение Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов, населения в данной области;

развивает международное сотрудничество в данной области;

осуществляет иные полномочия в области обеспечения демографической безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь. [11, с.1 ]

Программы демографической  безопасности разрабатываются за год  до начала прогнозируемого периода  на пятилетний срок. В программах демографической безопасности должны быть отражены:

1. Оценка демографического развития и демографической политики за предыдущий период и характеристика демографической ситуации.

2. Реальные и потенциальные демографические угрозы.

27

3. Основные направления программ демографической безопасности на пятилетний период.

4. Государственная политика в области охраны и обеспечения репродуктивных прав граждан и формирования их репродуктивных потребностей, в том числе:

обеспечение условий, способствующих реализации существующих репродуктивных установок супружеских пар и личностей;

оказание профессиональной медицинской и социальной помощи в вопросах планирования семьи;

воспитание у родителей  ответственности за рождение и воспитание здорового ребенка;

формирование предпосылок, способствующих повышению основных показателей репродуктивных установок женщин в долгосрочной демографической перспективе;

повышение качества, расширение форм и видов медицинского обслуживания для семьи репродуктивного возраста.

5. Преобразования в области здравоохранения, в том числе:

совершенствование здравоохранения  для достижения качественного медицинского обслуживания населения;

увеличение продолжительности  жизни населения за счет реализации резервов преждевременной и предотвратимой смертности, особенно в трудоспособном возрасте;

предупреждение и искоренение  вредных для здоровья привычек, профилактика, в первую очередь среди групп  повышенного риска, психических  расстройств, алкоголизма и наркомании, снижение распространения заболеваний, передающихся половым путем;

совершенствование просветительской и образовательной деятельности по формированию и распространению  знаний о профилактике заболеваний  и 

28

по укреплению здоровья.

6. Государственная политика в отношении семьи, пожилых людей, в том числе:

всестороннее укрепление института  семьи и соблюдение ее прав;

создание условий родителям  для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, улучшение положения женщин на рынке  труда;

обеспечение равенства прав и ответственности мужчин и женщин в воспитании детей;

переориентация системы общественных и личностных ценностей на семью  с несколькими детьми и обоими родителями, состоящими в первом браке, усиление приоритетности ее интересов  в социальной политике;

обеспечение приоритетного права ребенка на проживание в семье;

разработка и реализация стратегии деинституализации детей-сирот, развитие форм их семейного обустройства;

половое воспитание подростков и молодежи, подготовка их к вступлению в брак и семейной жизни;

совершенствование и обеспечение социально-правовой защиты и создание достойных условий существования для наиболее социально уязвимых категорий населения (престарелые, дети, инвалиды);

обеспечение условий, способствующих продлению активной жизнедеятельности пожилых людей.

7. Государственная политика в области уровня и качества жизни, в том числе:

создание условий для самообеспечения  достойного уровня жизни трудоспособного  населения;

социальное обеспечение граждан  в старости, при потере трудоспособности, болезни, безработице и в других критических ситуациях;

29

обеспечение адресной социальной поддержки  малообеспеченных граждан;

создание условий, обеспечивающих здоровую среду обитания;

формирование условий удовлетворения потребности граждан в жилье;

обеспечение всем гражданам доступности услуг образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта.

8. Миграционная политика, в том числе:

регулирование миграционных потоков  с учетом социально-экономических  условий, демографической структуры  регионов республики;

защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы;

стимулирование сокращения эмиграционного оттока научно-технического, интеллектуального  и творческого потенциала из Республики Беларусь;

использование миграционного потенциала зарубежных стран в интересах демографического развития Республики Беларусь;

сочетание прав иммигрантов, прибывающих  в Республику Беларусь и получивших соответствующий правовой статус, с  интересами государства в части  их регионального расселения и обустройства;

обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения и  мигрантов.

9. Международное сотрудничество, в том числе:

обмен опытом в разработке, реализации и оценке эффективности мер демографической  политики, целевых проектов и содействие в их реализации;

привлечение международных организаций  и стран-доноров к участию в  реализации национальных программ и  планов в области демографии.

Национальная программа  демографической безопасности используется при разработке:

национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь;

30

основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу.

Национальная программа  демографической безопасности является составной частью программ социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу.

Международное сотрудничество Республики Беларусь в области демографической  безопасности осуществляется в целях координации усилий государства и международных организаций для стабилизации и улучшения демографической ситуации.

  Ожидаемые результаты от реализации Программы следующие:

увеличение общего коэффициента рождаемости до 11 на 1000 человек;

увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,5;

снижение общего коэффициента смертности до 10 на 1000 человек;

снижение смертности от социально значимых болезней на 8% в год; снижение младенческой смертности до 6 на 1000 младенцев, родившихся живыми;

обеспечение ежегодного прироста населения на 5 тысяч человек за счет внешней миграции. [10, с.1 ]

Одной из важнейших составляющих национальной безопасности Беларуси является безопасность в гуманитарной сфере. Приоритетами здесь выступают: обеспечение защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан, сохранение духовно-нравственных устоев общества и развитие интеллектуального потенциала страны. В республике принцип приоритета гуманитарных ценностей воплощается в полной мере. Гражданам доступны качественное образование, здравоохранение, выстроена надежная система социальной защиты, проводится на государственном уровне работа,

31

направленная на всемерную  поддержку семьи.

В ноябре 2006 года в Минске прошла пресс-конференция представителя ООН в Республике Беларусь, посвященная выходу в свет «Доклада о развитии человека за 2006 год» . Это комплексный показатель, включающий в себя три ключевых измерения благосостояния человека: доход на душу населения, средняя продолжительность жизни и уровень грамотности. Республика занимает 67-е место, что означает средний уровень развития человеческого потенциала (лидирует в списке Норвегия). По оценке экспертов, в ближайшее время наше государство сможет войти в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.

Самая важная составляющая гуманитарной сферы безопасности –  демографическая. В перечень основных демографических угроз национальной безопасности Беларуси входят: уменьшение численности населения в результате превышения смертности над рождаемостью, старение нации, обострение проблем семьи. Ежегодно численность населения страны сокращается примерно на 50 тысяч человек.

Особую тревогу вызывают негативная тенденция уменьшения числа  детей и увеличение доли лиц, старше трудоспособного возраста. Как и  в других государствах Европы, население  республики «стареет». Дети – будущее  страны, их должно рождаться в двое-трое больше, чем сейчас. К сожалению, в Беларуси преобладают семьи с одним ребенком. [20, с.30 ]

С целью формирования условий для  изменения данной ситуации разработан проект Национальной программы демографической безопасности на 2007–2010 годы. В числе ее приоритетов: повышение качества жизни семей, увеличение продолжительности жизни, снижение заболеваемости и смертности, оптимизация миграционных процессов. Предполагается, например, что в недалеком будущем продолжительность жизни в Беларуси увеличится до 70–72 лет.

32

Повышению рождаемости призваны способствовать решение жилищных проблем семей, увеличение материальной поддержки в связи с рождением детей, развитие системы адресной помощи. К 2009 году размер пособия на ребенка планируется довести до уровня бюджета прожиточного минимума. Важную роль играет защита прав матери и ребенка, поднятие престижа многодетной семьи в обществе. Минувший год был объявлен Годом матери. Это позволило обратить более пристальное внимание общества на проблемы женщин, прежде всего, связанные с рождением и воспитанием детей. В новогоднем поздравлении Президент страны А.Г. Лукашенко отметил, что в «2006 году впервые за полтора десятка лет установилась хорошая динамика роста рождаемости. Значит, наши женщины почувствовали уверенность в завтрашнем дне. И это, пожалуй, главный итог уходящего года и хороший знак будущего возрождения нации». 2007 год пройдет в Беларуси как Год ребенка. Социальные права и здоровье детей, их благополучие будут находиться в центре повышенного внимания государства и общества. [8, с.3 ]

Устойчивый рост экономики, сильная  социальная политика позволяют рассчитывать на эффективное решение актуальных для страны демографических проблем.

Для полноценного социально-гуманитарного  развития значительную роль играет экологическая безопасность. В Беларуси она обеспечивается сохранением окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов, внедрением экологически чистых способов производства, созданием условий для безопасного проживания населения. В стране создана целостная система охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Самыми эффективными мерами в улучшении природопользования являются экономические. Налажена практика сбора платежей за     пользование    природными    ресурсами,     за

Информация о работе Демографическая политика государства и семьи в стратегии устойчивого человеческого развития