Демографическая политика, как элемент социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Демография как отрасль научного знания, существует свыше 300 лет. Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения. Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и пр.Демографические процессы - это своеобразный барометр, отражающий перспективы любой страны мира. Ведь население - один из важнейших ресурсов обеспечения устойчивого развития государства. Перед Беларусью стоит сверхзадача - вывести страну из демографического тупика..Цель моей работы состоит в том, чтобы изучить особенности демографической ситуации в Республике Беларусь, обозначить характерные черты и перспективы развития.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Демографическая политика, как элемент социальной политики государства ..5
Общая теория народонаселения ……………………………………………….5
Основные понятия демографической политики и её цели…………………...8
1.3 Сущность демографической политики………………………………………. 13
Основные характеристики современного демографического развития Республики Беларусь………………………………………………………….. 16
Перепись населения……………………………………………………………16
Национальный состав………………………………………………………….19
Рождаемость населения………………………………………………………..21
Смертность населения…………………………………………………………26
Изменения в половозрастном составе населения……………………………28
Современные направления государственной политики по выводу страны из демографического кризиса……………………………………………………..33
Демографическая политика правительства Республики Беларусь и меры по регулированию численности населения………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41
Приложения …………………………………………………………………… …..44

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по макре.docx

— 369.25 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

                                                 

Кафедра экономической теории и маркетинга

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по макроэкономике

на тему: «Демографическая политика , как элемент социальной             политики государства»                                                                 Выполнила

         Студентка группы Кд-15

         Журавская Екатерина Викторовна                                  Руководитель

         Яшева Галина Артёмовна

г. ВИТЕБСК 

                

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………………..3

1 Демографическая политика, как элемент социальной политики государства ..5

    1. Общая теория народонаселения ……………………………………………….5
    2. Основные понятия демографической политики и её цели…………………...8

1.3 Сущность демографической политики………………………………………. 13

  1. Основные характеристики современного демографического развития Республики Беларусь………………………………………………………….. 16
    1. Перепись населения……………………………………………………………16
    2. Национальный состав………………………………………………………….19
    3. Рождаемость населения………………………………………………………..21
    4. Смертность населения…………………………………………………………26
    5. Изменения в половозрастном составе населения……………………………28
  2. Современные направления государственной политики по выводу страны из демографического кризиса……………………………………………………..33
    1. Демографическая политика правительства Республики Беларусь и меры по регулированию численности населения………………………………………33

Заключение………………………………………………………………………….39

Список использованных источников……………………………………………...41

Приложения …………………………………………………………………… …..44                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Демография (греч.δέμος  — народ, γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению. Демография как отрасль научного знания, существует свыше 300 лет. Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения. Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и пр.Демографические процессы - это своеобразный барометр, отражающий перспективы любой страны мира. Ведь население - один из важнейших ресурсов обеспечения устойчивого развития государства. Перед Беларусью стоит сверхзадача - вывести страну из демографического тупика..Цель моей работы состоит в том, чтобы изучить особенности демографической ситуации в Республике Беларусь, обозначить характерные черты и перспективы развития. На мой взгляд, для того, чтобы достигнуть этой цели, необходимо поставить перед собой следующие задачи: рассмотреть особенности понятия «демография», «демографическая ситуация», «демографическое развитие»; обозначить основные тенденции демографического развития Белоруссии на современном этапе; проанализировать  данные по демографическому состоянию  Республики на современном этапе обозначить основные направления демографической политики, проводимой в Республике Беларусь. При написании  работы, я опиралась в основном на электронные ресурсы. Такие как : Демоскоп Weekly - Электронная версия бюллетеня «Население и общество», официальный сайт статистического комитета Республики Беларусь, электронная энциклопедия «Википендия». В данной работе использованы также и нормативные  правовые акты Закон Республики Беларусь Палаты представителей Национального  собрания Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 80-З «О демографической безопасности Республики Беларусь». Общий объем  работы составляет 44 страницы. В качестве основы всей курсовой работы предоставлены  как теоретические, так и статистические данные. Наряду с теорией и статистикой  фигурирует и аналитический аспект, необходимый для более глубокого  раскрытия каждой из затрагиваемых  проблем. В совокупности все приведенные аспекты формируют полноценное изложение материала по указанной теме. К тому же информация приведена на максимально доступном языке, понятном любому читателю (слушателю ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Демографическая политика , как элемент социальной политики государства

    1. Общая теория народонаселения

Многие века каждое государство  стремилось к максимальному росту  своего населения, принимая для этого  различные меры. Так, греческое государство  просто приказывало гражданам вступать в брак и строго преследовало за нарушение своего приказания. Римские  императоры действовали мягче: они  соблазняли преимуществами и привилегиями, которыми награждали людей семейных, и пугали перспективой различных  неудобств, связанных с холостым состоянием. По этому последнему пути и пошло государство XVII— XVIII веков, выработавшее сложную систему поощрений  и кар все с той же целью  — увеличения народонаселения.  Примеры такого рода — испанский  указ от 1623 года и знаменитый эдикт  Людовика XIV, где людям, женившимся до 25 лет, а также отцам десятерых  детей давались значительные льготы в платеже податей и повинностей. И в XVIII веке государства повсюду  продолжали идти по пути искусственного поощрения народонаселения. Заботясь о численности населения, государство  упускало из виду его благосостояние. Главнейшими представителями такого направления государственной науки  в XVIII веке были Зюссмильх , Юсти и Зонненфельц. Зонненфельц так мотивирует подобное положение: « Чем больше народная масса, тем сильнее может быть то сопротивление, на котором покоится внешняя безопасность, — таково основное положение политики; чем больше народная масса, на чье содействие можно рассчитывать, тем меньше опасности грозит изнутри, — таково основное положение полиции (искусства управления) ; чем больше людей, тем больше потребностей, тем многочисленнее в стране внутренние источники пропитания; чем больше рабочих рук, тем лучше идет земледелие, тем больше материала для обмена, — таково основное положение науки о торговле; чем больше граждан, тем больше получает государство на свои расходы, хотя для каждого облагаемого меньше, — таково основное положение финансовой науки». Итальянец Джамариа Ортес (1713—1790) написал сочинение, само заглавие которого обращает на себя внимание: «Размышления о народонаселении в его отношении к национальной экономии». По его мнению, численность населения определяется плодородием почвы. По вопросу о росте населения он высказывает мнение, что рост совершается в геометрической прогрессии. Действительно, в буквальном смысле не Мальтусом открыт был так называемый закон народонаселения, не ему принадлежит и первая мысль о геометрической прогрессии. Однако до Мальтуса господствовало мнение, по которому — были бы люди, а пропитание для них найдется. Томас Роберт Мальтус (1766—1834) родился в Суррейском графстве, близ Доркинга, в небольшом имении в местечке Рукери. В десять лет Роберта отправили к воспитателю Ричарду Грэвсу, где он стал обучаться латинскому языку и хорошим манерам. Позднее новым воспитателем стал довольно известный в тогдашнем английском обществе человек Жильберт Уэкфильд. Он принадлежал к числу тех непокорных священников, которые отказались принять «39 статей», сформулировавших при Елизавете основные догматы английской церкви. По Мальтусу , население растет в геометрической прогрессии, тогда как пища в лучшем случае — только в арифметической. Отсюда он заключает, что для благоденствия рода человеческого, для сохранения равновесия между народонаселением и необходимыми средствами пропитания нужно, чтобы естественное размножение людей встречало всегда известные препятствия и задержки. Существующие препятствия Мальтус разделяет на две категории: препятствия предупредительные и разрушительные. Первые вытекают из способности людей взвешивать свои поступки и управлять своими инстинктами. Забота о пропитании удерживает многих от слишком раннего вступления в брак. Такого рода воздержание Мальтус называет нравственным, — если только оно не приводит к разврату. Подобное предупредительное препятствие Мальтус считает похвальными коррективами к закону народонаселения, но, к сожалению, не настолько сильным, чтобы сделать излишним действие препятствий разрушительных. «Разрушительные препятствия, — говорит он, — весьма разнообразны; сюда относятся все явления, проистекающие из порока или страданий и сокращающие продолжительность человеческой жизни. Под эту рубрику можно подвести все вредные для здоровья занятия, тяжелый труд, влияние дурного времени года, крайнюю бедность, даваемое детям дурное пропитание, жизнь в больших городах, излишества всякого рода; затем идут вереницей повальные болезни и эпидемии, войны, чума и голод». Мальтус устанавливает три следующих основных положения, которые можно считать краеугольными камнями всего его учения:

1.  Народонаселение строго ограничено средствами существования.

2.  Народонаселение всегда увеличивается, когда увеличиваются средства существования, если только оно не будет остановлено какой-нибудь могущественной встречной причиной.

3.  Все препятствия, которые, ограничивая силу размножения, держат население на уровне средств существования, сводятся, в конце концов, к нравственному воздержанию, пороку и несчастьям.

Если сравнить эти тезисы с основными положениями господствовавшей в XVIII веке доктрины, то сразу видна  вся резкость переворота, произведенного Мальтусом в положении вопроса  о народонаселении. Побольше людей, а средства пропитания найдутся, — говорили до Мальтуса; побольше средств пропитания, а люди явятся, — говорит Мальтус — и за ним то же стали повторять почти все ученые XIX столетия. Из таких столь различных теоретических положений вытекает и разное отношение к государственной политике: пусть государство поощряет народонаселение, — требовали в XVIII веке; все этого рода поощрения бесполезны и даже вредны, — скажет нам Мальтус. Таким образом, вопрос о народонаселении изымается Мальтусом из сферы государственного воздействия, из сферы политики и делается впервые объектом строго научного исследования. Рост народонаселения перестает быть чем-то более или менее случайным, подверженным всем превратностям политической жизни. Он признается отныне явлением закономерным и находящимся в строгой зависимости от природы и материальных условий. Исследование причин заступает место бесплодных экспериментов над неизбежными следствиями. Наука вступает в свои права, и в книге Мальтуса уже чувствуется веяние XIX века. [20 ]

1.2 Основные понятия демографической политики и её цели

Самой важной и сложной  управленческой задачей во все времена  оставалась необходимость поддерживать определенные пропорции между населением, ресурсами и окружающей средой. Дадим  определение понятию «демографическая политика». Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования  процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства  населения, сохранения или изменения  тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. Демографическая политика - система различных мер, предпринимаемых государством с  целью воздействия на естественное движение населения, на решение специфических  для данной страны проблем населения. Необходимость проведения  демографической политики  - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми  странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения.  Многие  понятия демографии довольно размыты и не имеют точных определений. Это связано с близостью понятийного аппарата обыденной лексике. Такие понятия  , как: дети, семья, рождаемость, смертность,  младенческая смертность, брак, развод, продолжительность жизни и т.д., не требуют специальных объяснений. Вместе с тем, демографы вкладывают в них совершенно точное содержание, и во избежание  путаницы необходимо строго следить за их употреблением. Вместе с тем, существует и целый ряд специальных терминов, которые широко употребляются, в частности в публицистике и средствах массовой информации, и которые нуждаются в пояснении. В Демографии, говоря о населении, часто  используют два понятия – население и народонаселение. "Население"  является более распространенным  и менее определенным понятием. Можно сказать население страны, города, деревни, района и т.д. Понятие "народонаселение" обычно употребляют, когда нужно дать целостное представление  о стране (государстве) или крупном  регионе (Африка, Азиатско-Тихоокеанский  регион и т.д.). Стабильное  население, или закрытое население. Понятие, используемое в демографическом  моделировании, позволяет анализировать  возможное развитие событий при  условии отсутствия миграций, неизменными  во времени тепами рождаемости, смертности и возрастной структурой населения. Открытое  население – реальное население, численность которого меняется не только под воздействием процессов воспроизводства, но и в результате миграций, а  также социально-политических катаклизмов  и катастроф. Воспроизводство населения – это процесс постоянного возобновления поколений людей. Демографический взрыв – резкий рост численности  населения в результате снижения смертности в результате улучшения  условий жизни и медицинского обслуживания, при сохранении темпов рождаемости (страны Третьего Мира) Демографический переход – смена типов воспроизводства  населения, переход от общества с  высокой неконтролируемой рождаемостью, высокой смертностью и незначительной продолжительностью жизни к обществу с низкой, социально и экономически обусловленной рождаемостью, значительной продолжительностью жизни и низкой смертностью не только в продуктивных, но и пожилых возрастах. Демографическая ситуация – состояние демографических  процессов в определенный момент времени, представляющей собой этап при анализе долговременных тенденций развития населения. На государственном уровне Белоруссия одной из первых на постсоветском пространстве поставила задачу преодоления проблем, связанных с растущей депопуляцией и демографическим кризисом, что отражено в Законе Республики Беларусь "О демографической безопасности Республики Беларусь" (4 января 2002 г.). Хотя в определенной степени этот документ носит декларативный характер, тем не менее, он открывает широкие правовые и организационные перспективы для решения демографических проблем в деле обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Демографические проблемы с принятием закона "О демографической безопасности Республики Беларусь", рост общественного интереса, внимания политиков и ученых разного профиля к демографическому прошлому, настоящему и будущему страны свидетельствуют, что демографический фактор входит в круг приоритетных для социальной политики, аналитических и прогностических разработок. Однако их качество требует улучшения.     Демографическая политика представляет взаимосвязанную и общепринятую на уровне властных структур систему идей и концептуально объединенных средств, как часть обшесоциальной политики страны, с помощью которых общество в тот или иной исторический период ставит задачу достичь определенные цели. Демографическая политика включает Концепцию и Программы решения этих задач. Демографическая концепция представляет правовое и идеологическое пространство комплекса основополагающих принципов по формированию программных документов решения проблем демографического развития страны. Программы представляют комплекс идеологических, правовых, экономических и организационных мероприятий, с помощью которых предстоит решать демографические проблемы. Практика формирования в Белоруссии Национальной программы демографической безопасности свидетельствует о значительных проблемах на этом пути, которыми являются цели демографической концепции и обеспечения демографических программ средствами. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций. В зависимости  от  демографической ситуации существует 2 основных типа  политики : направленная на повышение рождаемости (типична для экономически  развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для  стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств. Демографическая политика  в экономически развитых странах проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт . Проведение  демографической политики в  развивающихся странах  с высокими темпами роста населения, особенно актуально. Однако ее реализация затруднена нехваткой финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Зачастую эта политика вообще не принимается гражданами из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства. Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательство государства в планирование семьи. Простое воспроизводство населения, или "нулевой  рост" цель демографической политики в  развивающихся  регионах теоретически возможен, если каждая семья будет иметь в среднем 2,3 ребенка (т.к. есть люди, не вступающие в брак, семьи, не имеющие детей, смерть в раннем возрасте из-за несчастных случаев). Но достижение такого положения автоматически не означает немедленной стабилизации численности населения, поскольку росту населения присуща инерция, которую сложно переломить - в детородный возраст вступают люди, родившиеся при высоком коэффициенте рождаемости. Кроме того, если вследствие демографической политики произойдет резкое уменьшение рождаемости, для половозрастной структуры населения будут характерны периоды резкого колебания численности населения, весьма "неудобные" для стабильного развития экономики. Цели демографической политики заключаются в формировании желательного режима воспроизводства населения, сохранении или изменении тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики. Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики численности, структуры и расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективы обусловливают и определенный характер, и целевую направленность политики. Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

1.3 Сущность демографической политики

Демографическая политика как  часть социальной политики. Сущность демографической политики заключается в формировании в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, что подразумевает сохранение или изменение тенденций в области динамики и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. К числу задач  муниципальных органов  по разработке и  реализации демографической  политики относится необходимость: максимально учесть сложившуюся  демографическую обстановку; предвидеть возможные демографические последствия  социально-экономических решений, принимаемых на государственном и местном уровне разработать и реализовать систему мер, направленных на смягчение сложившейся демографической ситуации и предотвращение будущих нежелательных тенденций в развитии населения. В сложной системе  управления - политика её основная часть, придающая управлению целевую направленность и определяющая направления, средства и методы достижения поставленных целей. Все остальные элементы управления (анализ ситуации, прогнозирование, организационные структуры, кадровое обеспечение и др.) носят соподчиненный характер. Сами по себе они могут обслуживать любую политику, как, кстати, и её отсутствие. Стало быть, политика – это то горючее, благодаря которому механизм управления приобретает целенаправленное функционирование. В зависимости от природы управленческого объекта возможны два типа воздействия на него: непосредственное и опосредованное. В первом случае воздействие осуществляется на естественные процессы. Здесь определенное изменение условий, в которых функционирует объект воздействия, вызывает заранее известное изменение его параметров. Во втором случае прямое управление объектом не возможно, так как воздействие осуществляется на человека, оно опосредовано его  поведением. Именно поэтому, результативной политика бывает лишь тогда, когда между средствами воздействия и объектом управления создается нужная реакция. Острота и направленность этой реакции зависит не только от существа вводимых мер, но и от социального опыта населения, его менталитета, той  ситуации, в которой осуществляется политика. В этом состоит специфика  управления социальными процессами. Именно поэтому, политика это не только усилия со стороны государства (принятие тех или иных мер), но и встречное, притом адекватное, отношение к ним  со стороны людей. В тех случаях, когда властные структуры игнорируют положение о том, что социальная политика - это политика для людей, её эффективность в лучшем случае приближается к нулю. Существует двоякое  определение структуры социальных процессов и соответственно с  ним – разное понимание взаимоотношения  социальной и демографической политики. Эта двойственность сводится к представлению социального в широком и узком значении слова. В широком смысле социальное – это все то, что, так или иначе, связано с жизнедеятельностью человека. В этом смысле экономическая деятельность, миграционные перемещения, образовательные процессы, финансовые потоки, занятость населения и т.д. – все это, так или иначе, относится к социальному в широком понимании этого слова . Но существует и  узкое понимание социальных процессов. К ним относят лишь то, что связано с изменениями качественных характеристик самого населения, его занятости, а также уровня и качества жизни. В частности, социальное движение –  это профессиональное, образовательное, межотраслевое, межсекториальное движение населения. Оно включает изменения сфер занятости, рода занятий, квалификации, уровня жизни и многое другое.   От социальных процессов  в их узком представлении, как  от процессов, меняющих в те или иные качественные характеристики населения, условия его занятости и благосостояния, существенно отличаются и демографические, и миграционные процессы. Первые ведут к количественным и структурным (численности и возрастно-полового распределения) изменениям населения, а вторые, если они имеют внутренний характер, – к сдвигам в его размещении по территории и между населенными пунктами разного ранга и статуса. Внешние миграции меняют численность и структуру одних совокупностей людей за счет других. Стало быть, объектом социальной политики в буквальном смысле этого слова являются качественные аспекты  жизнедеятельности человека, тогда как объектом демографической политики - воспроизводство и миграция населения, т.е. его количественные параметры. Иное дело отнесение  к объекту демографической политики таких процессов как воспроизводство населения и его миграцию. Оба эти процесса в чём то сходны. Так, и естественное, и миграционное движение – это двусторонний процесс, результат системных изменений: включения в народонаселение новых элементов и исключения старых. При естественном движении население возрастает вследствие рождаемости, сокращается в связи со смертностью и, в конечном счете, выражается в естественном приросте . В миграционном движении - это прибытие мигрантов, увеличивающих конкретную совокупность людей, выбытие из неё части населения в другие регионы, для которых они – мигранты, миграционное сальдо или миграционный прирост , как результат этого двустороннего процесса. Миграционный и воспроизводственный процессы - это две составляющие демографической динамики. Поскольку изменение численности и возрастно-половой структуры населения происходит лишь в результате воспроизводства и миграции, то демографические процессы можно ограничить именно этими двумя явлениями или видами движения. 

Информация о работе Демографическая политика, как элемент социальной политики государства