Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:47, курсовая работа
Демография как отрасль научного знания, существует свыше 300 лет. Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения. Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и пр.Демографические процессы - это своеобразный барометр, отражающий перспективы любой страны мира. Ведь население - один из важнейших ресурсов обеспечения устойчивого развития государства. Перед Беларусью стоит сверхзадача - вывести страну из демографического тупика..Цель моей работы состоит в том, чтобы изучить особенности демографической ситуации в Республике Беларусь, обозначить характерные черты и перспективы развития.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Демографическая политика, как элемент социальной политики государства ..5
Общая теория народонаселения ……………………………………………….5
Основные понятия демографической политики и её цели…………………...8
1.3 Сущность демографической политики………………………………………. 13
Основные характеристики современного демографического развития Республики Беларусь………………………………………………………….. 16
Перепись населения……………………………………………………………16
Национальный состав………………………………………………………….19
Рождаемость населения………………………………………………………..21
Смертность населения…………………………………………………………26
Изменения в половозрастном составе населения……………………………28
Современные направления государственной политики по выводу страны из демографического кризиса……………………………………………………..33
Демографическая политика правительства Республики Беларусь и меры по регулированию численности населения………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41
Приложения …………………………………………………………………… …..44
Рисунок 2.3 – Число умерших по основным причинам смерти за январь-июнь 2011 года*
*Источник : [7 ]
Рост числа умерших
по сравнению с аналогичным
2.5 Изменения в
половозрастном составе
В последние годы наметилась четкая тенденция к увеличению ожидаемой продолжительности жизни жителей нашей страны. С 2004 по 2008 год продолжительность жизни мужчин увеличилась с 62,7 до 64,5 года (на 2,9%), женщин – с 74,7 до 76,2 года ( на 2%). В Беларуси численность женщин превышает численность мужчин. Несмотря на то, что мальчиков рождается больше, чем девочек, смертность у мужчин превышает женскую смертность. Возрастную структуру современной Беларуси характеризует увеличение доли пожилых людей и снижение доли детей. Каждый пятый житель республики находится в пенсионном возрасте. Данная ситуация сложилась, главным образом, вследствие снижения уровня рождаемости. В Беларуси численность женщин превышает численность мужчин. В основном это объясняется различиями в рождаемости и смертности мужчин и женщин, а также структурой миграционных потоков. Удельный вес мужчин в общей численности населения снизился с 47% в 1998 году до 46,7% в 2006-м. При этом число женщин на 1000 мужчин увеличилось за этот период с 1129 до 1142.Нынешняя половозрастная структура населения страны складывалась на протяжении столетия под действием рождаемости, смертности и миграции, которые сильно зависели от многочисленных социальных и военных потрясений ХХ века. В то же время половозрастная структура населения в значительной степи определяет динамику основных демографических процессов. К настоящему времени в Белоруссии сформировалась половозрастная структура, на которой четко прослеживается влияние последствий войны, спадов и падений экономического роста страны, влияние мер демографической политики, изменений в смертности и рождаемости населения, миграционных потоков.
Рисунок 2.4 - Половозрастная структура населения на 2009 год*
*Источник : [ 9 ]
Вершина пирамиды смещена вправо, виден значительный перевес числа женщин над числом мужчин в старших возрастах. Еще недавно главной причиной такого перевеса были последствия войны, однако к настоящему времени половые диспропорции, вызванные войной, в значительной степени сгладились и дают о себе знать только в возрастах старше 80 лет. В более молодых возрастах они, в основном, связаны с различиями в смертности мужчин и женщин, а также со структурой миграционных потоков. По переписи 1959 года на 1000 мужчин приходилось 1249 женщин, по переписи 1989 года соответственно 1138, по переписи 1999 года — 1129, на начало 2009 года — 1144 женщины. Как видим , тенденция выравнивания структуры населения по полу прекратилась и уже к середине 90-х годов поменялась на противоположную, что связано с более высокой смертностью мужчин, особенно в трудоспособном возрасте. В настоящее время в республике женщин на 648,7 тыс. человек больше, чем мужчин: 53,4% всего населения составляют женщины и 46,6% — мужчины. Структура по полу существенно различается по возрастам. В младших возрастах вплоть до 30 лет мужчин больше, чем женщин. Затем, соотношение меняется на противоположное. С увеличением возраста перевес женщин постепенно нарастает. К 65 годам число мужчин в полтора раза меньше, чем женщин, к 75 годам — в два раза. Структура населения по полу в городской и сельской местности существенно различается. В городских поселениях число мужчин больше числа женщин в возрастах до 29 лет, а в сельской местности такое превышение наблюдается во всех возрастах до 56 лет. Это в значительной степени объясняется более высокой долей женщин в молодых возрастах в чистой миграции сельского населения в города на протяжении всех послевоенных лет. К 60 годам соотношение мужчин и женщин в городской и сельской местности становится примерно одинаковым. В старших возрастах число женщин существенно превышает число мужчин, и с возрастом диспропорция увеличивается. Это результат действия двух причин: во-первых, отдаленных последствий войны 1941-1945 годов, когда погибло значительно больше мужчин, чем женщин, и, во-вторых, более высокой во всех возрастах смертности мужчин по сравнению со смертностью женщин в мирное время. В целом в городах на 1000 мужчин приходится 1146 женщин, в сельской местности — 1131 женщина. Половозрастная пирамида населения Белоруссии на начало 2009 года сужается вблизи основания — на уровне возрастов от 4 до 18 лет. Это результат спада рождаемости в 90-е годы ХХ столетия и в начале ХХI века. Здесь сказалось как ухудшение экономического положения страны, так и то, что в это время в детородный возраст стали вступать поколения, родившиеся в 60-70 годы (дети рожденных в военные годы, второе «эхо войны») , численность которых невелика. Кроме того, в эти годы стали резко снижаться репродуктивные установки молодежи. Некоторое удлинение трех самых нижних строк пирамиды, отражающих число детей в возрасте до 3 лет, — результат роста числа родившихся в 2006-2008 годах. Этот рост произошел как за счет увеличения числа женщин в активном детородном возрасте, так и за счет повышения интенсивности рождаемости.
Рисунок 2.5 - Половозрастная структура населения на 2011*
*Источник : [ 2, с.17 ]
3 Современные
направления государственной
3.1 Демографическая политика правительства Республики Беларусь и меры по регулированию численности населения
Беларусь стала пионером
на постсоветском пространстве по разработке
и реализации законодательных актов
в сфере демографии. Цель Национальной
программы демографической
- депопуляция;
-старение населения;
-нерегулируемые миграционные процессы;
-деградация института семьи.
Демографические угрозы определяются следующими показателями:
-нетто-коэффициентом воспроизводства населения;
-коэффициентом депопуляции;
-суммарным коэффициентом рождаемости;
-коэффициентами смертности населения трудоспособного возраста, в том числе коэффициентами смертности мужчин и женщин трудоспособного возраста;
-ожидаемой продолжительностью предстоящей жизни;
-коэффициентом старения населения;
-сальдо миграционного обмена между городской и сельской местностью, в том числе по полу, возрасту, уровню образования;
-численностью нелегальных мигрантов;
-коэффициентами брачности и разводимости.
Правительство Республики Беларусь
обеспечивает ежегодный расчет показателей
демографических угроз в
1) усиление ференцированности соцподдержки семей в зависимости от числа детей в них, причем центр тяжести в стимулировании семей к рождению детей будет смещен на второго ребенка. Но и многодетные семьи не будут ущемлены в поддержке.
2) фундамент системы ценностей
положат ориентир на
3) общепризнанно, что семейная
политика имеет
4) Необходимо обеспечить
совершенствование системы
5) Целесообразно расширение
подготовки и переподготовки
кадров социальных работников
и иных специалистов (психологов,
педагогов, юристов, врачей и
др.) для работы с семьей. Финансироваться
мероприятия программы будут
за счет средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в последние годы в республике сложились позитивные тенденции в развитии демографических процессов: растет рождаемость и продолжительность жизни, обеспечивается положительное сальдо внешней миграции, замедляются темпы сокращения численности населения. Вместе с тем демографическая ситуация в стране по-прежнему сложная: достигнутые показатели недостаточны для стабилизации численности населения, для его воспроизводства... Что касается сальдо миграционного прироста, то оно в последнее время положительное, но все же недостаточное для компенсации естественной убыли населения. Кроме того, следует иметь в виду, что в первом десятилетии ХХI века половозрастная структура населения Беларуси способствовала росту количества новорожденных и уменьшению числа умерших: в самый плодородный возраст вступило поколение бэби-бума 80-х годов. При этом нельзя сбрасывать со счетов и тот непреложный факт, что вступление в пенсионный возраст людей довольно многочисленного послевоенного поколения повлечет рост количества умерших. Таким образом, в ближайшие годы демографические процессы будут требовать еще более пристального внимания. К наиболее негативным явлениям относятся депопуляция, высокий уровень смертности, в первую очередь среди людей в трудоспособном возрасте, особенно мужчин, старение населения. Вызывает тревогу снижение социальных норм детности в общественном сознании, особенно у юношей и девушек. Да и в целом происходит постепенная трансформация института семьи: отмечается высокий уровень разводимости , нарастание количества консенсуальных браков, рождение внебрачных детей, увеличение числа неполных семей с детьми, социальное сиротство и т.д. Подводя итог всей проделанной работе , стоит еще раз отметить, что в Беларуси последовательно реализуются меры, направленные на повышение уровня материальной поддержки семей при рождении детей, на стимулирование рождаемости, создание предпосылок для реализации репродуктивных установок. Предусматривается дальнейшее совершенствование системы налогообложения граждан, воспитывающих детей. Первый шаг в направлении снижения ставок налогов для родителей в нашей стране уже сделан. Серьезные задачи по улучшению демографической ситуации в стране поставлены перед здравоохранением республики. Это совершенствование службы планирования семьи и медико-генетического консультирования, обеспечение своевременной диагностики врожденных пороков развития, профилактика основных социально значимых болезней, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи на всех уровнях ее оказания, внедрение современных лечебно-диагностических, лечебно-профилактических и реабилитационных методов и технологий.
Информация о работе Демографическая политика, как элемент социальной политики государства