Демографическая политика, как элемент социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Демография как отрасль научного знания, существует свыше 300 лет. Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения. Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и пр.Демографические процессы - это своеобразный барометр, отражающий перспективы любой страны мира. Ведь население - один из важнейших ресурсов обеспечения устойчивого развития государства. Перед Беларусью стоит сверхзадача - вывести страну из демографического тупика..Цель моей работы состоит в том, чтобы изучить особенности демографической ситуации в Республике Беларусь, обозначить характерные черты и перспективы развития.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1 Демографическая политика, как элемент социальной политики государства ..5
Общая теория народонаселения ……………………………………………….5
Основные понятия демографической политики и её цели…………………...8
1.3 Сущность демографической политики………………………………………. 13
Основные характеристики современного демографического развития Республики Беларусь………………………………………………………….. 16
Перепись населения……………………………………………………………16
Национальный состав………………………………………………………….19
Рождаемость населения………………………………………………………..21
Смертность населения…………………………………………………………26
Изменения в половозрастном составе населения……………………………28
Современные направления государственной политики по выводу страны из демографического кризиса……………………………………………………..33
Демографическая политика правительства Республики Беларусь и меры по регулированию численности населения………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников……………………………………………...41
Приложения …………………………………………………………………… …..44

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по макре.docx

— 369.25 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 2.3 – Число умерших по основным причинам смерти за январь-июнь 2011 года*

*Источник : [7 ]

 

Рост числа умерших  по сравнению с аналогичным периодом 2010 года произошел от болезней органов  пищеварения (113 %) и от старости (116,6%). Следует отметить, что в первом полугодии 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года снизилось число смертей в целом от внешних причин на 0,9 %. При этом, произошло снижение числа смертей от случайных утоплений (80,9 %) и случайных отравлений алкоголем (93 %) , от убийств (90,1 %) и самоубийств (83,7%). Однако отмечен рост числа смертей от случаев, связанных с транспортными средствами (109,5%).Коэффициент младенческой смертности составил 3,8 (в первом полугодии 2010 года – 4,2). Самый высокий уровень младенческой смертности отмечен в Брестской области (4,6). За январь-октябрь 2011 года в республике умерло – 113 381 человек . (приложение А)

2.5 Изменения в  половозрастном составе населения

В последние годы наметилась четкая тенденция к увеличению ожидаемой продолжительности жизни жителей нашей страны. С 2004 по 2008 год продолжительность жизни мужчин увеличилась с 62,7 до 64,5 года (на 2,9%), женщин – с 74,7 до 76,2 года ( на 2%). В Беларуси численность женщин превышает численность мужчин. Несмотря на то, что мальчиков рождается больше, чем девочек, смертность у мужчин превышает женскую смертность. Возрастную структуру современной Беларуси характеризует увеличение доли пожилых людей и снижение доли детей. Каждый пятый житель республики находится в пенсионном возрасте. Данная ситуация сложилась, главным образом, вследствие снижения уровня рождаемости. В Беларуси численность женщин превышает численность мужчин. В основном это объясняется различиями в рождаемости и смертности мужчин и женщин, а также структурой миграционных потоков. Удельный вес мужчин в общей численности населения снизился с 47% в 1998 году до 46,7% в 2006-м. При этом число женщин на 1000 мужчин увеличилось за этот период с 1129 до 1142.Нынешняя половозрастная структура населения страны складывалась на протяжении столетия под действием рождаемости, смертности и миграции, которые сильно зависели от многочисленных социальных и военных потрясений ХХ века. В то же время половозрастная структура населения в значительной степи определяет динамику основных демографических процессов. К настоящему времени в Белоруссии сформировалась половозрастная структура, на которой четко прослеживается влияние последствий войны, спадов и падений экономического роста страны, влияние мер демографической политики, изменений в смертности и рождаемости населения, миграционных потоков.

Рисунок 2.4 - Половозрастная структура населения на 2009 год*

*Источник : [ 9  ] 

Вершина пирамиды смещена  вправо, виден значительный перевес  числа женщин над числом мужчин в  старших возрастах. Еще недавно  главной причиной такого перевеса были последствия войны, однако к настоящему времени половые диспропорции, вызванные  войной, в значительной степени сгладились и дают о себе знать только в  возрастах старше 80 лет. В более  молодых возрастах они, в основном, связаны с различиями в смертности мужчин и женщин, а также со структурой миграционных потоков. По переписи 1959 года на 1000 мужчин приходилось 1249 женщин, по переписи 1989 года соответственно 1138, по переписи 1999 года — 1129, на начало 2009 года — 1144 женщины. Как видим , тенденция выравнивания структуры населения по полу прекратилась и уже к середине 90-х годов поменялась на противоположную, что связано с более высокой смертностью мужчин, особенно в трудоспособном возрасте. В настоящее время в республике женщин на 648,7 тыс. человек больше, чем мужчин: 53,4% всего населения составляют женщины и 46,6% — мужчины. Структура по полу существенно различается по возрастам. В младших возрастах вплоть до 30 лет мужчин больше, чем женщин. Затем, соотношение меняется на противоположное. С увеличением возраста перевес женщин постепенно нарастает. К 65 годам число мужчин в полтора раза меньше, чем женщин, к 75 годам — в два раза. Структура населения по полу в городской и сельской местности существенно различается. В городских поселениях число мужчин больше числа женщин в возрастах до 29 лет, а в сельской местности такое превышение наблюдается во всех возрастах до 56 лет. Это в значительной степени объясняется более высокой долей женщин в молодых возрастах в чистой миграции сельского населения в города на протяжении всех послевоенных лет. К 60 годам соотношение мужчин и женщин в городской и сельской местности становится примерно одинаковым. В старших возрастах число женщин существенно превышает число мужчин, и с возрастом диспропорция увеличивается. Это результат действия двух причин: во-первых, отдаленных последствий войны 1941-1945 годов, когда погибло значительно больше мужчин, чем женщин, и, во-вторых, более высокой во всех возрастах смертности мужчин по сравнению со смертностью женщин в мирное время. В целом в городах на 1000 мужчин приходится 1146 женщин, в сельской местности — 1131 женщина. Половозрастная пирамида населения Белоруссии на начало 2009 года сужается вблизи основания — на уровне возрастов от 4 до 18 лет. Это результат спада рождаемости в 90-е годы ХХ столетия и в начале ХХI века. Здесь сказалось как ухудшение экономического положения страны, так и то, что в это время в детородный возраст стали вступать поколения, родившиеся в 60-70 годы (дети рожденных в военные годы, второе «эхо войны») , численность которых невелика. Кроме того, в эти годы стали резко снижаться репродуктивные установки молодежи. Некоторое удлинение трех самых нижних строк пирамиды, отражающих число детей в возрасте до 3 лет, — результат роста числа родившихся в 2006-2008 годах. Этот рост произошел как за счет увеличения числа женщин в активном детородном возрасте, так и за счет повышения интенсивности рождаемости.

Рисунок 2.5 - Половозрастная структура населения на 2011*

*Источник : [ 2, с.17 ]

 

3 Современные  направления государственной политики  по выводу страны из демографического  кризиса

3.1 Демографическая политика правительства Республики Беларусь и меры по регулированию численности населения

Беларусь стала пионером на постсоветском пространстве по разработке и реализации законодательных актов  в сфере демографии. Цель Национальной программы демографической безопасности заключается в создании условий  для улучшения демовоспроизводственных процессов. Демографическая политика государства направлена не только на увеличение численности населения, повышение качества жизни людей, но и на рост человеческого капитала нации. Демографическая политика государства направлена не только на увеличение численности населения, повышение качества жизни людей, но и на рост человеческого капитала нации. Демографическими угрозами являются:

- депопуляция;

-старение населения;

-нерегулируемые миграционные процессы;

-деградация института семьи.

Демографические угрозы определяются следующими показателями:

-нетто-коэффициентом воспроизводства населения;

-коэффициентом депопуляции;

-суммарным коэффициентом рождаемости;

-коэффициентами смертности населения трудоспособного возраста, в том числе коэффициентами смертности мужчин и женщин трудоспособного возраста;

-ожидаемой продолжительностью предстоящей жизни;

-коэффициентом старения населения;

-сальдо миграционного обмена между городской и сельской местностью, в том числе по полу, возрасту, уровню образования;

-численностью нелегальных мигрантов;

-коэффициентами брачности и разводимости.

Правительство Республики Беларусь обеспечивает ежегодный расчет показателей  демографических угроз в Республике Беларусь и разработку научно обоснованных величин показателей демографических  угроз, определяющих их предельно допустимый уровень для сохранения демографической безопасности. Так, принятый в 2002 году закон "О демографической безопасности Республики Беларусь" не имел на то время аналогов в СНГ, как и Национальная программа демографической безопасности на 2007-2010 годы. Однако такое первенство нашей страны отнюдь не означает, что она, в отличие от других, оказалась на пороге демографической катастрофы, ведь депопуляция - диагноз многих государств мира. Министерство труда и социальной защиты в настоящее время совместно с заинтересованными ведомствами разрабатывает проект концепции Национальной программы демографической безопасности на 2011-2015 годы. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь утверждена указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 года. Цель этой программы заключается в стабилизации численности населения в 2015 году на уровне 9,44–9,45 млн . человек и в обеспечение перехода к демографическому росту Обеспечить демографическую устойчивость страны можно, решив двуединую задачу: сохранив позитивные тенденции в развитии народонаселения и создав условия для последующего демографического роста. Для этого нужно решить комплекс задач, которые условно делятся на три блока: первый - в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, второй - в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи, третий - в области миграции. Приоритеты в сфере укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения фактически необходимо пролонгировать. Это укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развитию физической культуры, отдыха и оздоровления ,сохранение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи. Следует продолжить работу по повышению качества и расширению спектра медицинских услуг беременным женщинам, новорожденным и детям раннего возраста. Более пристального внимания требует профилактика и лечение бесплодия. Особый акцент нужно сделать на улучшение здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактики травм, а также раннего выявления болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней. Не останутся за бортом внимания и меры по сохранению здоровья пожилых людей и инвалидов, здесь наиболее актуальна профилактика сердечно-сосудистых , онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний. Первостепенной задачей остается формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. Необходимо дальнейшее развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и, в прямом смысле этого слова, здоровых инициатив. Среди предложений, направленных на снижение потребления табака и алкоголя,  запрет рекламы пива и слабоалкогольных напитков. Разработчики также считают, что должен ужесточаться контроль за качеством алкогольной продукции и ценовой политикой (она должна, с одной стороны, не допустить переориентацию населения на самодельные или нелегальные алкогольные изделия, но в то же время стать стимулом к потреблению алкоголя). Многое в стране уже сделано для развития и укрепления консультационно-диагностических служб областных и республиканских учреждений здравоохранения, и эта деятельность будет продолжена в дальнейшем. А первоочередной задачей является усиление роли первичной медико-санитарной помощи. Как известно, показатель рождаемости хромает практически во всех европейских странах. В этом отношении Беларусь - не исключение. Однако нынешние положительные сдвиги внушают оптимизм, ведь увеличение рождаемости - один из важных рецептов лечения демографического кризиса и ключевое понятие в характеристике общественного здоровья. Проектом концепции предусмотрен целый комплекс мер по стимулированию рождаемости и укреплению семьи. В их числе :

1) усиление ференцированности соцподдержки семей в зависимости от числа детей в них, причем центр тяжести в стимулировании семей к рождению детей будет смещен на второго ребенка. Но и многодетные семьи не будут ущемлены в поддержке.

2) фундамент системы ценностей  положат ориентир на устойчивую  семью с несколькими детьми, повышение  ее престижа. Предусматривается  разработать дополнительные меры  по созданию родителям благоприятных  условий для сочетания трудовой  деятельности с семейными обязанностями.

3) общепризнанно, что семейная  политика имеет непосредственные  точки соприкосновения с жилищной. Поэтому планируется совершенствование системы помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий, развитие льготного кредитования на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и улучшение жилищных условий, частичного погашения кредитов при рождении детей. Возможны и другие меры содействия молодым семьям в решении проблем, связанных с рождением и воспитанием детей.

4) Необходимо обеспечить  совершенствование системы налогообложения  граждан с учетом иждивенческой  нагрузки. Потребует совершенствования  система адресной поддержки семей  в связи с рождением детей  за счет увеличения размеров пособий.

5) Целесообразно расширение  подготовки и переподготовки  кадров социальных работников  и иных специалистов (психологов, педагогов, юристов, врачей и  др.) для работы с семьей. Финансироваться  мероприятия программы будут  за счет средств республиканского  и местных бюджетов, внебюджетных  источников. Общие затраты из всех источников финансирования в ценах 2010 года – 770 млрд. рублей, из них за счет средств: республиканского бюджета – 546,4 млрд. рублей ; местных бюджетов – 223,6 млрд. рублей .Социологи вывели для Беларуси такую "оптимальную модель": по их мнению, вопрос о демографической безопасности отпал бы сам собой, будь в каждой ячейке общества как минимум трое ребятишек. Однако решились на такой шаг пока лишь 6 % семей. Однако указ Президента дает понять: со своей стороны государство готово сделать все возможное, чтобы у родителей не было оснований откладывать рождение ребенка на потом. В этом направлении уже немало сделано, особенно показательными стали последние годы. Достаточно сказать, что наша страна, по словам заместителя Премьер-министра Александра Косинца  , остается единственной на пространстве СНГ, где нет такого понятия, как "брошенные дети". Более того, мы единственное государство в мире, где главный уполномоченный по защите детских прав - Национальная комиссия по правам ребенка - подчиняется непосредственно Президенту. Различные пособия из бюджета получают более полумиллиона белорусов до 18 лет, то есть каждый четвертый ребенок. 1 трлн. 467 млрд. рублей планирует государство потратить на нужды подрастающего поколения во время реализации программы "Дети Беларуси". Еще в 670 млрд. рублей оценивается вынесенная на общественный суд Национальная программа демографической безопасности. Один из главных ее постулатов - крик новорожденного должен раздаваться у нас все чаще и чаще. Стипендиями, премиями и другими наградами президентского фонда по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов отмечены свыше 12 тысяч человек. Полным ходом идет обновление РНПЦ "Мать и дитя" - центра, который обещает стать лучшим на всем постсоветском пространстве. Миллионные вложения, уверены медики, окупятся сторицей, ведь шанс стать мамой получат женщины, читая историю болезни которых врачи раньше только разводили руками. Проблемам же самых беззащитных малышей - социальных сирот - посвящен Декрет № 18, беспрецедентно жесткий и беспрецедентно справедливый, как считают эксперты, по отношению к родителям, на которых нигде в мире не могут найти управу. Что касается вопроса о религиях, то в настоящее время в Беларуси действует Закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях", который прошел международную экспертизу и был признан отвечающим международным стандартам. Каждому гражданину предоставлено право исповедовать любую религию или быть атеистом. Как уже отмечалось ранее, большое количество белорусов проживает за рубежом. К примеру,  в России сложилась многоуровневая структура белорусской диаспоры, в которую входят 17 региональных национальнокультурных автономий, в целом – около 70 общественных белорусских организаций, землячеств, культурно-просветительских  обществ и центров, объединенных в Федеральную национально-культурную автономию (ФНКА) «Белорусы России» с центром в Москве. За последние 15 лет возникло множество новых общественных объединений белорусов за рубежом, в основном на постсоветском пространстве – в странах СНГ и Балтии, а также в некоторых государствах Европы – Бельгии, Чехии, Германии, Франции. Важной задачей государства является обеспечение зарубежных соотечественников объективной информацией о Республике Беларусь. Издается газета «Голас Радзiмы». На страны ближнего и дальнего зарубежья вещают популярные в среде белорусской диаспоры международный  спутниковый телеканал «Беларусь-ТВ» и радиостанция «Беларусь» (на русском, белорусском, других языках). В 2008 году обновлен и продолжил работу информационно-просветительский проект Уполномоченного по делам религий и национальностей «Приветствует Беларусь!» ориентированный на белорусскую диаспору за рубежом, и этнокультурные общности и конфессии в Республике Беларусь.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в последние  годы в республике сложились позитивные тенденции в развитии демографических  процессов: растет рождаемость и  продолжительность жизни, обеспечивается положительное сальдо внешней миграции, замедляются темпы сокращения численности  населения. Вместе с тем демографическая ситуация в стране по-прежнему сложная: достигнутые показатели недостаточны для стабилизации численности населения, для его воспроизводства... Что касается сальдо миграционного прироста, то оно в последнее время положительное, но все же недостаточное для компенсации естественной убыли населения. Кроме того, следует иметь в виду, что в первом десятилетии ХХI века половозрастная структура населения Беларуси способствовала росту количества новорожденных и уменьшению числа умерших: в самый плодородный возраст вступило поколение бэби-бума 80-х годов. При этом нельзя сбрасывать со счетов и тот непреложный факт, что вступление в пенсионный возраст людей довольно многочисленного послевоенного поколения повлечет рост количества умерших. Таким образом, в ближайшие годы демографические процессы будут требовать еще более пристального внимания. К наиболее негативным явлениям относятся депопуляция, высокий уровень смертности, в первую очередь среди людей в трудоспособном возрасте, особенно мужчин, старение населения. Вызывает тревогу снижение социальных норм детности в общественном сознании, особенно у юношей и девушек. Да и в целом происходит постепенная трансформация института семьи: отмечается высокий уровень разводимости , нарастание количества консенсуальных браков, рождение внебрачных детей, увеличение числа неполных семей с детьми, социальное сиротство и т.д. Подводя итог всей проделанной работе , стоит еще раз отметить, что в Беларуси последовательно реализуются меры, направленные на повышение уровня материальной поддержки семей при рождении детей, на стимулирование рождаемости, создание предпосылок для реализации репродуктивных установок. Предусматривается дальнейшее совершенствование системы налогообложения граждан, воспитывающих детей. Первый шаг в направлении снижения  ставок налогов для родителей в нашей стране уже сделан. Серьезные задачи по улучшению демографической ситуации в стране поставлены перед здравоохранением республики. Это совершенствование службы планирования семьи и медико-генетического консультирования, обеспечение своевременной диагностики врожденных пороков развития, профилактика основных социально значимых болезней, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи на всех уровнях ее оказания, внедрение современных лечебно-диагностических, лечебно-профилактических и реабилитационных методов и технологий.

Информация о работе Демографическая политика, как элемент социальной политики государства