Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:53, курсовая работа
Актуальность темы определяется ростом социальной значимости миграционных процессов в современном мире. Сегодня миграция населения превращается в постоянную составляющую политического, социально-экономического и культурного развития общества. Влияя на общую численность населения и на его социально-экономическую структуру, миграционные процессы являются чрезвычайно важным фактором развития общества. В современных условиях открытости мира, неравномерности развития стран и регионов, повышение миграционной мобильности трудовых ресурсов приобретает особенно важное значение и актуальность.
Отток кадров из научно-технической сферы и падение престижности научной деятельности имеют в своей основе, прежде всего, экономические причины:
низкий уровень финансирования научных исследований и разработок, невостребованность результатов научных исследований производством;
резкое падение престижности научной работы из-за невысокой оплаты труда и низкого уровня социальных гарантий. По итогам августа 1999 г. средняя зарплата в отрасли "наука и научное обслуживание" составляла 24,1 млн руб., или 91 % от уровня зарплаты в промышленности и 112,3 % от средней зарплаты по народному хозяйству. Принципиально неприемлемым является также уравнительный принцип оплаты труда научных работников (должностные оклады директора института и младшего научного сотрудника соотносятся как 1,5:1); физически и морально устаревшая приборо-техническая база научных учреждений; недостаточный уровень информационного обеспечения;
неразвитость инфраструктуры
научно-инновационного предпринимательства,
отсутствие экономических и моральных
стимулов внедрения разработок в
производство как для научных
коллективов в целом, так и
для отдельных научных
Но всё же, основные потери кадров науки происходят за счет внутренней миграции. Доля ежегодной научной эмиграции составляет около 2,5 % от общего оттока кадров из НИИ и вузов. Эти потери представителей научной и технологической элиты наносят невосполнимый урон экономическому развитию страны (потеря средств, инвестированных в подготовку специалистов, и возможности получения прибыли от этих затрат; ослабление общего интеллектуального потенциала страны; несанкционированный вывоз за рубеж результатов научно-технических разработок и "ноу-хау").
Как считают эксперты, представители интеллектуальной элиты составляют около 5 % от общего потока эмигрантов с высшим образованием. При существующих в настоящее время в республике темпах эмиграции это около 100 человек ежегодно. При этом убытки, оцененные по методике ООН, составляют около 30 млн. дол. США.
По данным социологических исследований, за период 1991–1995 гг. из числа уволившихся научных сотрудников уехали за рубеж на постоянное место жительства 293 человека, из них 26 докторов и 114 кандидатов наук. Больше всего эмигрантов оказалось среди сотрудников отраслевых институтов (122 человека), преподавателей вузов (110 человек), сотрудников академических НИИ (61 человек).
По результатам исследования,
предпринятого в октябре 1998
Наиболее распространенной формой интеллектуальной миграции в настоящее время является временная работа по контрактам и грантам, стажировки. В 1996 г. только из институтов НАН Беларуси работали по контрактам за границей более 6 % научных работников. Как правило, это наиболее активные и перспективные сотрудники.
Нет сомнения, что временная
работа и обучение научных кадров
и студентов за рубежом способствуют
вхождению наших ученых в мировое
технологическое пространство, позволяют
подготовить
Результаты опросов
Таким образом, эмиграция научных работников и ее темпы представляют реальную угрозу для экономики, интеллектуального потенциала страны и ее будущего. До настоящего времени правительство и органы государственного управления уделяли этому процессу недостаточно внимания. В научных учреждениях, вузах, министерствах и ведомствах полная информация о работающих за границей ученых отсутствует.
В связи с этим необходима
четкая политика государства, направленная
на регулирование интеллектуальной
миграции. Имеются два главных
фактора эмиграции ученых и длительного
выезда на работу по контрактам: заметная
разница в уровне жизни и в
условиях профессиональной деятельности.
Экономическая ситуация в Беларуси
не позволит в ближайшем будущем
существенно повлиять на эти факторы.
Прямое административно-
Решение проблемы ограничения интеллектуальной эмиграции видится также в контексте продолжения и дальнейшего развития политики сохранения и развития научного потенциала республики. Здесь важным является установление и сохранение положительной тенденции поддержки науки и гарантий социальной защиты ученых.
Принципиально важным является
создание условий для цивилизованной,
с учетом заинтересованности государства
и личной заинтересованности ученых,
коммерциализации научно-технических
достижений, развития научно-инновационного
предпринимательства. В условиях недостатка
финансовых средств сегодня это,
по-видимому, один из реальных путей
существенного улучшения
Потенциал международной
трудовой миграции. Снижение жизненного
уровня, экономическая нестабильность,
обострение проблем занятости ведут
к тому, что многие специалисты, рабочие
высокой квалификации, научные работники,
предприниматели, молодежь без специальности
и другие категории населения
страны в целях реализации своих
трудовых интересов, улучшения своего
материального положения и
К сожалению, демографическая проблема не обошла и Республику Беларусь. По данным Министерства Здравоохранения Республики Беларусь число родившихся (абсолютное число) по состоянию на 2007 год, составило 103626 человека, а умерших 132993(абсолютное число), при этих показателях ожидаемая продолжительность жизни составила: мужчины 64,54; женщины 76,16. Ожидаемая продолжительность жизни составила 70, 28.
Численность населения Беларуси в 2009 году уменьшилась на 18,4 тысячи человек. Как сообщает пресс-служба Национального статистического комитета, на 1 января нынешнего года в стране проживало 9 млн. 671,4 тысячи человек.
Белорусов 1 января 2010 года было 9 млн. 689,7 тыс. человек, что, по данным Национального статистического комитета, на 24,8 тысячи человек меньше, чем на этот же период 2009 года. Таким образом, за 2009 год количество белорусов сократилось меньше, чем за 2008 год (18,4 тысячи и 24,8 тысячи человек соответственно). В целом сокращение численности населения обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся.
В 2009 году родилось 107 910 детей, что на 4 485 больше по сравнению с 2008 годом; умерло 134 394 человека (на 1 539 человек больше).
Население Беларуси увеличивалось (значительно и за счет иммигрантов) в послевоенный период вплоть до 1993 года. В 1950 году в Беларуси было 7,745 млн. жителей. С этого года рост был от 20 тысяч в 1950 году до 103 800 человек в 1959 году. К 1972 году число жителей страны превысило довоенный уровень. Белорусов в 1973 году стало 9,244 млн. человек. Но в 1994-м положительная динамика сменилась на противоположную -- наступил устойчивый спад.
Этот процесс не остановился до сих пор, как видим. За последние 10 лет белорусов стало меньше более чем на 500 тысяч. В 1998 году в стране проживало 10 203 800 человек.
При этом, как считают эксперты, Беларусь еще в полной мере не испытала последствия депопуляции.
Описанные негативные процессы
сопровождаются ухудшением состояния
здоровья населения, которое во многом
связано с последствиями
По итогам 2009 года Беларусь вошла в первую тройку европейских стран с самой низкой продолжительностью жизни граждан. Белорусские мужчины доживают в среднем до 63 лет, а женщины - до 74. Среди причин смертности лидируют болезни кровообращения, онкологические заболевания и травматизм. Несмотря на это, 22% населения Белоруссии составляют пенсионеры, а 13% перешагнули 65-летний рубеж.
Как и в прошлые годы в Белоруссии продолжает расти доля женщин: за прошедший год она повысилась с 53,08% до 53,10%. Впрочем, по сравнению с началом 1991 года (53,07%) доля женщин почти не изменилась.
Руководствуясь статьей 5 Закона Республики Беларусь 4 января 2002 г. N 80-З «О демографической безопасности Республики Беларусь», приведенные статистические данные свидетельствуют о демографической угрозе.
Таким образом, сложившаяся демографическая ситуация в государстве, а также международная практика по квотированию трудовой миграции, должны рассматриваться намного шире и наряду с понятием «иммиграционная карта», как неделимое целое.Настало время посмотреть на проблемы трудовой миграции с учетом социально-экономического, демографического состояния страны и не ограничиваться проблемами борьбы с незаконной миграцией и защитой прав беженцев.
В 2006 году Советом Министров Республики Беларусь было введено понятие «миграционная карта» с целью контроля над временным пребыванием или временным проживанием в Республике Беларусь иностранцев. Но, если в иностранных государствах получение карты подразумевает механизм её приобретения, квоты и прочие условия, то по смыслу отечественного законодательства «миграционная карта» - это административный документ, который фиксирует сам факт нахождения трудящегося-мигранта на территории Республики Беларусь.
Целесообразность разработки
условий и критерий действия миграционной
карты заключается в том, что
с одной стороны, иммигранту автоматически
предоставляется определенный статус
в государстве, а с другой стороны,
контролируется и производится жесткий
отбор среди трудящихся-
С целью создания условий
для возврата в Республику Беларусь
высококвалифицированных
провести исследование проблем
государственного регулирования миграции
высококвалифицированных
на основании результатов исследования разработать комплекс мер по возвращению в Республику Беларусь высококвалифицированных специалистов и перспективных научных работников, длительное время работающих за границей по контракту;
регулярно проводить мониторинговые исследования характера адаптации мигрантов на новом месте жительства и с учетом выявленных недостатков корректировать систему управления миграционными процессами.
Для определения влияния
миграции на демографическое и социально-
Доказательством отсутствия
в республике четкого механизма
регулирования трудовой миграции, может
послужить официально регистрируемая
численность трудящихся-
Информация о работе Демографические и миграционные тенденции на рынке труда и ее особенности в РБ