Демографические и миграционные тенденции на рынке труда и ее особенности в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется ростом социальной значимости миграционных процессов в современном мире. Сегодня миграция населения превращается в постоянную составляющую политического, социально-экономического и культурного развития общества. Влияя на общую численность населения и на его социально-экономическую структуру, миграционные процессы являются чрезвычайно важным фактором развития общества. В современных условиях открытости мира, неравномерности развития стран и регионов, повышение миграционной мобильности трудовых ресурсов приобретает особенно важное значение и актуальность.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 369.11 Кб (Скачать файл)

В рамках анализа поставленной проблемы, следует отметить, что  в отечественном законодательстве присутствует некоторая “разбросанность” в понятиях и определениях, которые по-нашему мнению должны быть объединены в одном законе. Например, в Законе «О внешней трудовой миграции» нет понятия «иммиграционная квота» несмотря на наличие статьи 9 «Квоты (пределы) для трудящихся-мигрантов». Оно закреплено в Законе Республики Беларусь 3 июня 1993 г. N 2339-XII «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 N 41-З).

Поэтому, для Республики Беларусь необходимо выработать понятную для  мировой общественности правовую и  экономическую политику государства  в рассматриваемой сфере. Тем  более, в Рекомендации Международной  организации труда от 1 июля 1949 г. N 86 «О трудящихся-мигрантах» в п.7 указывается, что каждый член Организации должен по просьбе предоставлять Международному бюро труда и любому другому члену Организации сведения относительно своего законодательства в области иммиграции, включая административные положения о разрешениях на въезд, если таковые требуются, числа и профессиональной квалификации желаемых иммигрантов, законодательства о приеме на работу трудящихся - мигрантов, любых особых льгот, предоставляемых мигрантам, и мер для облегчения их приспособления к социально-экономическому строю страны иммиграции.

Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» должен быть расширен и состоять условно  из общей и особенной части  регламентирующей не только принципы, задачи, цели, но и содержать: расширительное толкование трудящихся-мигрантов (от цели прибытия); понятие «иммиграционной  карты трудящегося» и механизм её получения; сроки действия «карты» в зависимости от цели пребывания трудящегося-мигранта; условия отказа в выдаче «карты»; порядок действия квот; ответственность сторон; компетентные органы, порядок обращения в них с целью восстановления нарушенных прав и т.д. Только в таком направлении можно сформировать в государстве Концепцию трудовой миграции, и вместе с ней иммиграционное право.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во второй половине 80-х  – начале 90-х годов 20 в. В РБ произошли  кардинальные изменения в объемах, интенсивности и направленности миграционных потоков. Особенно существенно  на изменения тенденций миграционных потоков повлияли распад СССР, а  также перестройка экономической  и политической жизни в республике и последствия катастрофы на ЧАЭС.

Во второй половине 90-х  годов наметились новые изменения  в тенденциях основных миграционных потоков. Общий объем всех внутриреспубликанских  миграционных потоков начал увеличиваться, возросла их интенсивность и результативность.

По расчетам специалистов, только для поддержания стабильной численности населения Беларуси в течение следующих 40 лет требуется, чтобы иммиграционный прирост населения  составлял не менее 50 тыс. человек  в год, т.е. 2,5 млн человек за 2008-2050 гг. Кроме того, необходимо создание условий для оптимального перемещения  рабочей силы в пределах Беларуси в соответствии с изменяющимися  потребностями развития и размещения производительных сил страны.

Поэтому главными целями миграционной политики должны стать селективный  отбор и активное привлечение  иммигрантов, обеспечение их адаптации  в белорусском обществе и сведение к минимуму негативных последствий  внешней миграции.

В настоящее время Беларусь только приступила к формированию всесторонней, научно обоснованной системы регулирования  миграционных процессов. Сегодня  реализуются  государственная миграционная программа и Национальная программа демографической безопасности РБ на 2007-2010 гг., имеющая подпрограмму «Оптимизация миграционных процессов». Однако развитие правоприменительной практики в области миграционного законодательства требует его дальнейшего законодательного, институционального, финансового, информационного, научного и кадрового обеспечения. В числе важнейших вопросов – распределение компетенции между республиканскими органами власти и региональными органами власти в области регулирования миграции, а также формирование региональной правовой базы регулирования миграционных процессов.

Только это позволит сформировать эффективную систему государственного регулирования миграции Беларуси, в  том числе нормативной правовой базы государственной миграционной политики.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Батищева, Г. А.   Миграция и инвестиционная привлекательность региона: исследование взаимосвязей миграции населения с инвестиционной привлекательностью региона / Батищева Г. А. // Российское предпринимательство. - 2010. - N 2, вып. 1. - С. 142-146.

 

  1. Богданович, А. В.    Региональные особенности развития демографических процессов в Республике Беларусь / А.В.Богданович, Н.В.Гордеева//  Белорусский  экономический журнал. - 2010. - N 1. - С. 50-60.

 

  1. Загорец И.В. Миграции населения и  миграционная политика/И.В.Загорец. –  Мн.: ЗАО “Лучи Софии”, 2000. – 85с.

 

  1. Здравоохранение в Республике Беларусь: офиц. стат. сб. за 2007 г. – Минск: ГУ РНМБ, 2008. – 300 с.

 

  1. О демографической безопасности Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь 4 января 2002 г. №80-З. Принят Палатой представителей 11 декабря 2001 года. Одобрен Советом  Республики 20 декабря 2001 года //Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 9 января 2002 г. №2/829.

 

  1. О государственной миграционной программе  на 2006-2010 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 8 декабря 2005 г. №1403//Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 декабря 2005 г. №5/16955.

 

  1. Закон Республики Беларусь от 17 июня 1998 г. N 169-З с изм., внесенными Законом Республики Беларусь от 23.06.2008 N 354-З «О внешней трудовой миграции». Принят Палатой представителей 20 мая 1998 года. Одобрен Советом Республики 29 мая 1998 года. Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 марта 2001 г. №2/701

 

  1. Закон Республики Беларусь 3 июня 1993 г. N 2339-XII «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2005 N 41-З). Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 16 марта 2001 г. N 2/385.

 

  1. Миграция населения Республики Беларусь : [монография] / [М.И. Артюхин и др.] ; под общ. ред. Г.М. Евелькина ; НАН Беларуси, Ин-т социологии. - Минск : Белорусская наука, 2008. - 181, [1] с. Бреева, Е.Б.    Основы демографии : учебное пособие / Е. Б. Бреева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2009. - 386 с.
  2. Юматова, А. О.   Иммиграционная политика в праве Европейского союза / Юматова А. О.// Московский журнал международного права. - 2008. - N 1. - С. 258-270.

 

  1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 1403 «О Государственной  миграционной программе на 2006 - 2010 годы»  - Mode of access: http://www.spravka-jurist.com/base/part-ex/tx_cszvoa.htm. - Date of access: 30.11.2010
  2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии, Демография – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Демография. - Дата доступа: 25.11.2010

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Рисунок А1 - Негативные тенденции будущего населения мира (млн.)

 

 

Рисунок А2 - Численность мирового населения (млрд. чел.)

 

 

 

 

 

Рисунок А3 - Количество детей в семье (на одну женщину)

 

 

Рисунок  А4 - Прогнозируемое ежегодное изменение численности населения (2008-2020), %

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

 

Рисунок Б1 - Среднегодовой темп прироста численности международных мигрантов в мире и двух основных группах стран, %

Рисунок Б2 - Среднегодовой темп прироста числа международных мигрантов в основных регионах мира в 2005-2010 годах, %

 

Рисунок Б3 - Среднегодовое сальдо миграции по крупным регионам мира, 2005-2010 годы, тысяч человек и %

СОДЕРЖАНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5

1.1 Теоретические основы рынка труда 5

1.2 Теоретические основы демографии 11

1.3 Теоретические основы миграции 15

2 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И МИГРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МИРЕ 20

3 ОСОБЕННОСТИ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РБ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 27

3.1 Процессы миграции в РБ 27

3.2 Демографические тенденции в РБ 36

3.3 Методы государственного регулирования рынка труда 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

ПРИЛОЖЕНИЕ А 49

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 51

 

Информация о работе Демографические и миграционные тенденции на рынке труда и ее особенности в РБ