Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:27, реферат
Целью исследования является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной государства и практический анализ денежно-кредитной системы в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
Денежно – кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями Кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса»
Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными средствами. Последние дают возможность доставлять товары, продукцию промышленности и сельского хозяйства к месту их переработки или потребления; аналогично денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.
Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений.
В данной работе будут рассмотрены принципы и цели кредитной политики, ее инструменты и проблемы ее реализации.
Предметом и объектом исследования выступает денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.
Целью исследования является
изучение теоретических аспектов денежно-кредитной
государства и практический анализ
денежно-кредитной системы в
В соответствии с поставленной целью сформировались определенные задачи исследования:
- теоретическое изучение
денежно-кредитной политики
- анализ денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- обзор основных направлений
совершенствования денежно-
Работа проведена с использованием методов анализа, синтеза, сравнений и логических рассуждений.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней
1. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ТИПЫ, И ИНСТРУМЕНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1. Модели проведения кредитно-денежной политики: кейнсианский и монетарный подходы
Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это — важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.
Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.
Основными носителями современной денежно-кредитной политики выступают:
а) центральный банк страны и министерство финансов;
б) крупнейшие коммерческие банки, выполняющие в национальной банковской сфере системообразующую роль (обычно это сберегательный, инвестиционный и экспортно-импортный банк);
в) ассоциация (союз) коммерческих банков;
г) аналитические и научные центры национальной банковской системы.
В денежно-кредитной политике есть смысл выделять два основных направления:
1) поддержание должного состояния самой денежно-кредитной сферы;
2) использование денежно-
Стратегической целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем (подавление инфляции), а также на внешнем рынке (стабильность обменного курса национальных денег).
В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики современная «Макроэкономика» выделяет:
а) поддержание долговременного и устойчивого экономического роста цивилизованными средствами;
б) достижение и сохранение на должном уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;
в) сохранение доверия населения к национальной банковской системе;
г) поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;
д) обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.
Выделение главной цели и перечня стратегических задач связано с том непосредственным воздействием, которое денежно-кредитная сфера оказывает на основные макроэкономические показатели.
Тактические задачи (промежуточные цели) денежно-кредитной политики обычно связываются с состоянием самой денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы. Конкретные задачи тактического плана вытекают из состояния торгового и платежного баланса страны.
К тактическим задачам денежно-кредитной политики следует отнести поддержание на определенном уровне ставки рефинансирования (учетная ставка), уровня монетизации ВВП, сокращение удельного веса наличных денег. Специфические задачи обычно связаны с поддержанием валютного курса, с использованием валютных резервов и кредитованием отраслей национальной экономики. [4.с.256]
Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение денег.
Следует признать, что воздействие монетарных рычагов на состояние национальной экономики обнаруживается лишь по истечении определенного периода времени. Поэтому ошибки, допущенные в регулировании денежно-кредитной сферы, всегда имеют необратимый характер.
Данное обстоятельство
заставляет при планировании действий
выстраивать систему целей
Рисунок 1.
Система целей современной денежно- кредитной политики
Операционные цели Промежуточные цели Стратегическая цель
Решение оперативных Решение тактических Решение стратеги-
задач
Источник [7.с.53]
В качестве таковых обычно выступают уже известные нам денежные агрегаты из «семейства М». В свою очередь для достижения промежуточных целей подбирается другой набор переменных. Это так называемые операционные цели, которые более чутко реагируют на проводимую денежно-кредитную политику (взвешенные денежные агрегаты и т. д.).
Таким образом, достижение стратегической цели денежно-кредитной политики предполагает комплексное решение промежуточных задач. Оперативный анализ степени достижения промежуточных и операционных целей позволяет обнаружить степень эффективности проводимой денежно-кредитной политики.
Критерием выбора промежуточных и операционных целей выступает трудоемкость измерения соответствующего показателя, доступность экономической информации, а также предсказуемость их воздействия на стратегические цели экономического развития.
В реализации денежно-кредитной политики выделяются следующие этапы:
1) критическая оценка ситуации, конкретизация задач социально-экономического развития на предстоящий период;
2) подбор конкретных
инструментов денежно-
3) приведение в движение избранных монетарных факторов воздействия, контроль за ситуацией в денежно-кредитной сфере;
4) передача воздействия
мобилизованных средств
Кейнсианская политика
дешевых и дорогих денег
Селективные инструменты (или методы) регулируют отдельные виды кредита или условия кредитования определенных отраслей, крупных или мелких фирм и т.д. Как правило, это прямое ограничение размеров кредитов в тех или иных отраслях путем установления лимитов по учету векселей для отдельных банковских учреждений или контроль за кредитами под залог векселей, ценных бумаг. Иногда используется и просто увещевание, т.е. «дружеское убеждение».
Таблица 1.1
Сравнительная характеристика политики дешевых и дорогих денег
Политика дешевых денег |
Политика дорогих денег |
Направлена против | |
Недоиспользования ресурсов, спада производства, увеличения безработицы |
Растущей инфляции |
Предполагает | |
Увеличение предложения денег через: -покупку государством
у банков и населения -уменьшение обязательной нормы резервирования для коммерческих банков, чтобы они смогли увеличить свои кредитные ресурсы; -понижение учетной
ставки, что также побуждает |
Сокращение денежного предложения посредством:
|
В результате мер | |
Предложение кредитов растет, они становятся дешевыми и доступными: -стимулируется увеличение
совокупных расходов и -растет объем производства и сокращается безработица. |
Ссудный процент по кредитам растет, их доступность снижается; Инвестиции и совокупные расходы сокращаются; Спрос на товары и услуги падает, цены и инфляция снижаются. |