Денежное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:27, реферат

Краткое описание

Целью исследования является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной государства и практический анализ денежно-кредитной системы в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

Рисунок 3.

Структура активов банков

Источник.- [1.с.58]

За  2010 г. требования банков к экономике возросли на 20,7 процента, или на 13,73 трлн. рублей, и на 31 декабря2010 г. составили 80,11 трлн. рублей (за  2009 г. – на 26,6 процента, 12,54 трлн. рублей и 59,65 трлн. рублей соответственно) (см. рисунок 3).

При этом прирост требований банков к экономике в белорусских  рублях и иностранной валюте в реальном выражении в среднем за  2010 г. по отношению к январю – августу 2009 г. составил 21,6 процента (в белорусских рублях – 31,4 процента) при увеличении реального ВВП на 6,1 процента.

Платежная система. В автоматизированной системе межбанковских расчетов (далее – АС МБР) 2009 - 2010 г. проведено 39,3 млн. платежей на сумму 632,6 трлн. рублей. 2009- 2010 г. по сравнению с январем – августом 2009 г. количество платежей увеличилось на 8,5 процента, а их сумма уменьшилась на 11,2 процента (на 80,1 трлн. рублей).

По основным показателям  оценки деятельности Национального  банка по обеспечению эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы 2009 - 2010 г. достигнуты следующие результаты: 
- программно-технический комплекс АС МБР соответствует требованиям руководящих документов и стандартов Республики Беларусь по обеспечению технической возможности проведения межбанковских расчетов; 
- случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено; 
- коэффициент доступности АС МБР для банков составил 99,55 процента дневного фонда рабочего времени (при нормативе не ниже 99,5 процента).

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год (далее – Основные направления на 2011 год) призваны представить субъектам экономики и широкой общественности информацию о действиях органов денежно-кредитного регулирования в области монетарной политики. В 2011 году, как и в предыдущие годы, эти действия будут направлены на создание условий для выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития, обеспечение устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения прежде всего путем:

  • обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развития и укрепления банковской системы;
  • повышения эффективности, надежности и безопасности функционирования платежной системы.

В 2011 году Национальный банк продолжит соблюдение основных принципов денежно-кредитной политики, к которым относятся:

  • построение иерархии ее целей;
  • определение механизма применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на достижение ее целей;
  • обеспечение прозрачности и доступности информации о целях, задачах и действиях центрального банка страны, что предполагает постоянное информирование им общественности о принимаемых решениях, инструментах монетарной политики, публикацию статистики, отчетов;
  • единство и взаимосвязь монетарной политики с другими составляющими государственной макроэкономической политики.

Основные направления  на 2011 год разработаны с учетом указов Президента Республики Беларусь от 12 июня 2009  г. № 384 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 – 2015 годы»

Приоритетным направлением развития банковского сектора в 2011 году станет дальнейшее повышение устойчивости его функционирования.

Продолжится рост эффективности  выполнения банковским сектором функций финансового посредничества.

Последовательное уменьшение масштабов переноса рисков нефинансового  сектора экономики на банки окажет позитивное влияние на безопасность и результативность их работы. Введение в действие механизма конкурсного  размещения среди банков предложений на участие в кредитовании государственных программ и мероприятий, совершенствование практики предоставления и исполнения государством обязательств перед банками, в том числе по гарантиям, выдаваемым в качестве обеспечения банковских кредитов, улучшат качественные характеристики работы банковского сектора.

Рост капитала будет  содействовать как обеспечению  устойчивости деятельности банков, так  и сохранению инвестиционной привлекательности  банковского сектора.

За 2011 год прирост капитала банков составит 17 – 21 процент, а его рентабельность превысит 8 процентов.

Увеличение активов  банковского сектора и ресурсной  базы (пассивов) банков прогнозируется на 33 – 37 процентов. Отношение активов  к ВВП по итогам 2011 года повысится до 47,2 – 47,8 процента.

Требования банков к  экономике в общем объеме активных операций возрастут на 36 – 41 процент  и достигнут 35 – 35,8 процента к ВВП.

Выдача кредитов банков на инвестиции в 2011 году прогнозируется в размере 5,2 – 5,7 трлн. рублей, в том числе на жилищное строительство – 2,6 – 2,8 трлн. рублей.

Улучшится качество корпоративного управления, включая достижение бóльшей  прозрачности деятельности банков, эффективности  риск-менеджмента, совершенствование  отношений органов управления банков, акционеров и заинтересованных лиц. Формирование и дальнейшее улучшение банками систем управлениями рисками, приближение их к соответствующим международным стандартам уменьшит подверженность банковского сектора рискам, принимаемым на себя. Наряду с этим положительное влияние на риски банковской деятельности окажет проведение мер по согласованности динамики роста активов банковского сектора с темпами экономического роста.

Ожидается, что качество активов банков в 2011 году останется на высоком уровне и доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 4 процентов. Доля проблемной задолженности клиентов и банков по кредитным операциям не превысит 2 процентов.

Основу отношений Национального  банка с банками составит формирование нормативной базы, регламентирующей деятельность банков и надзор за их функционированием.

Основным ориентиром совершенствования принципов и  инструментов банковского надзора  останется приближение к международным  стандартам, включая предусмотренные  соглашением по капиталу (Базель II), а также использование подходов к банковскому регулированию и надзору, проверенных мировой практикой.

Для улучшения качества управления деятельностью банков и  инвестиционной привлекательности  их бизнеса, повышения прозрачности банковской статистики в 2011 году продолжится работа по внедрению в банковском секторе международных стандартов финансовой отчетности путем совершенствования национальных стандартов, правил и принципов, направленных на формирование достоверного учета и отчетности, повышение требований к объему, качеству, периодичности публикуемой информации.

Развитие рынка ценных бумаг в 2011 году будет способствовать активизации инвестиционных процессов в стране, повышению действенности инструмента процентных ставок и эффективности реализации денежно-кредитной политики. Повысится роль финансового рынка в процессах перераспределения финансовых ресурсов, их аккумуляции для решения приоритетных задач, снижении рисков.

Основой рынка ценных бумаг останется рынок государственных  ценных бумаг. Его объем и другие параметры определятся потребностью бюджета в заемных средствах при соблюдении принципа обеспечения экономической безопасности государства. Сохранится активная роль банков в качестве инвесторов на рынке государственных облигаций.

В целях улучшения структуры государственного долга, повышения его ликвидности продолжится работа по переоформлению задолженности Правительства перед Национальным банком в государственные ценные бумаги.

Национальный банк для  регулирования ликвидности банковской системы осуществит выпуск на аукционной основе своих краткосрочных облигаций и проведение на открытом рынке операций с государственными ценными бумагами.

Расширится практика выпуска банками собственных  облигаций. Условия налогообложения  на отдельных сегментах рынка облигаций позволят банкам активнее расширять ресурсную базу и совершенствовать ее структуру для увеличения потенциала долгосрочного кредитования, в том числе на жилищное строительство.

В 2011 году по мере развития финансового рынка предполагается уделить значительное внимание расширению рынка срочных финансовых инструментов (фьючерсов, форвардов и опционов). Данные инструменты страхования рисков изменения обменных курсов и процентных ставок повысят стабильность финансового рынка, что позволит вовлечь на рынок новых участников.

Национальный банк в 2011 году намеревается осуществить комплекс мероприятий, направленных на дальнейшую либерализацию валютного законодательства.

В области валютного  регулирования Национальный банк перейдет от разрешительного к регистрационному порядку проведения валютных операций, связанных с движением капитала, в части получения резидентами Республики Беларусь займов (кредитов) от нерезидентов Республики Беларусь на срок более 180 дней.

В отношении открытия счетов за пределами Республики Беларусь Национальный банк перейдет от разрешительного к регистрационному порядку открытия резидентами Республики Беларусь счетов в банках государств – членов ЕврАзЭС в национальной валюте того государства, на территории которого открывается счет.

Национальный банк осуществит мероприятия по совершенствованию  валютного контроля путем внедрения  прогрессивных методов его проведения на базе современных коммуникативных  технологий.

Продолжится совершенствование  законодательства по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.

В соответствии с Договором  о создании Союзного государства  продолжится работа Межбанковского валютного совета Национального  банка Республики Беларусь и Центрального банка Российской Федерации по дальнейшей унификации основных принципов, механизмов и инструментов денежно-кредитной политики, а также законодательства в банковской сфере двух государств.

Интеграция Республики Беларусь с другими государствами  – участниками СНГ в банковской сфере будет осуществляться в рамках Совета руководителей центральных (национальных) банков государств – участников Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества, Консультативного Совета Центральных банков Беларуси и Украины, Межгосударственного валютного комитета СНГ, Межгосударственного банка.

Сотрудничество Национального  банка и банковского сектора  страны с международными финансовыми  организациями, в первую очередь  с Международным валютным фондом, ориентировано на использование экспертной технической помощи по актуальным направлениям деятельности банковской системы, включая совершенствование денежно-кредитной политики, банковского надзора, переход на международные стандарты финансовой отчетности; проведение мероприятий по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.

Взаимоотношения с группой  организаций Всемирного банка и  Европейского банка реконструкции  и развития по действующим стратегиям сотрудничества с Республикой Беларусь будут направлены на привлечение финансовых ресурсов указанных институтов в банковскую систему страны для нужд микро-, малого и среднего бизнеса, а также в уставные фонды белорусских банков.

Планируется сближение  позиций заинтересованных стран – членов Всемирной торговой организации и Республики Беларусь по условиям доступа иностранных поставщиков банковских (финансовых) услуг на рынок страны с учетом экономических интересов нашего государства с целью присоединения Республики Беларусь к Всемирной торговой организации.

Сотрудничество с национальными (центральными) банками зарубежных государств сконцентрировано на обмене опытом по практическим аспектам проведения денежно-кредитной политики, организации  научно-исследовательской и информационно-аналитической работы, формировании базы для развития сотрудничества между банковскими системами государств для решения задач по увеличению иностранных инвестиций в экономику Беларуси.

В 2011 году важнейшими целевыми ориентирами развития национальной платежной системы станут обеспечение ее эффективного, надежного и безопасного функционирования, поддержание параметра доступности банков к АС МБР на уровне не ниже 99,5 процента дневного фонда рабочего времени и приведение платежной системы в соответствие с Ключевыми принципами для системно значимых платежных систем, а также дальнейшее развитие национальной системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте.

Информация о работе Денежное регулирование