Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 19:25, курсовая работа
Денежно-кредитная политика - одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк.
ВВЕДЕНИЕ
Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика.
Денежно-кредитная политика - одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк.
Содержание деятельности центрального банка в области национальной денежно-кредитной политики сводится к двум основным направлениям. Первое - разработка денежно-кредитной политики в виде формулирования целей политики и набора инструментов, обеспечивающих достижение указанных целей. Второе - реализация политики с помощью операций на денежных и фондовых рынках, регламентации поведения участников денежных, финансовых, валютных, кредитных и фондовых отношений.
При этом для грамотного управления денежно-кредитной системой центральный банк должен четко определить отношение между инструментами, контролируемыми непосредственно Центробанком, и другими инструментами, не находящимися под прямым воздействием главного банка страны.
Формирование денежно-кредитной политики предполагает увязку целей данной политики с общей экономической стратегией государства. Процесс формулирования указанной политики можно условно подразделить на четыре стадии.
1. Установление конечных целей денежно-кредитной политики. Типичным набором целей является создание условий для макроэкономической и финансовой стабилизации как фактора экономического роста и повышения уровня жизни населения. При этом следует иметь в виду, что цели, определяемые денежно-кредитной политикой, которая в Республике Беларусь юридически оформляется Законом "О денежно-кредитной политике на такой-то год'', не дублируют основной цели Национального банка, которая в соответствии с законом заключается в обеспечении внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы и поддержании стабильности цен. Таким образом, цели, формулируемые в основных направлениях денежно-кредитной политики, выступают как инструменты достижения главной цели, сформулированной в основном банковском законе.
2. Установление промежуточных целей денежно-кредитной политики. Оно заключается в определении значений основных денежно-кредитных показателей, таких, как. например, совокупный объем денежной массы.
3. Установление операционных целей денежно-кредитной политики. При этом определяются целевые конечные значения тех показателей, которые находятся под непосредственным влиянием центрального банка. Например, кредиты центрального банка, его валютные резервы и т.д.
4. Определение набора инструментов.
1. СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ И ИНСТРУМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Прежде всего, они делятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. Выделяют также косвенные (экономические) методы регулирования и прямые (административные). Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: изменение учетной ставки, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.
Изменение учетной ставки – старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков. Под ликвидностью понимается способность коммерческих банков своевременно погашать свои обязательства в денежной форме. Она зависит от объема имеющихся резервов, структуры депозитов, возможности получить заем, экономической конъюнктурой.
Один из путей повышения ликвидности состоит в получении банком кредита. Банк может взять заем у других коммерческих банков на межбанковском рынке или у центрального банка через так называемое учетное (дисконтное) окно. Центральный банк предоставляет ссуду, как правило, под залог государственных ценных бумаг и взимает с заемщика определенный процент. Норма этого процента называется учетной ставкой (дисконтом).
Изменение учетной ставки центральный банк использует для контроля за объемом денежной базы и, следовательно, предложением денег.
Изменение учетной ставки нельзя считать действенным инструментом денежно-кредитной политики по ряду причин. Во-первых, центральный банк не в состоянии заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое изменение учетной савки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег. Во-вторых, учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, ибо для принятия решения об ее изменении необходимо время. В-третьих, объем средств, заимствованных у центрального банка, в общих резервах коммерческих банков незначителен. Поэтому его изменение не может оказать существенного влияния на поведение банков.
Вместе с тем, нельзя недооценивать возможность получения ссуд для банков, находящихся в затруднительном финансовом положении. Кроме того, по изменениям учетной ставки коммерческие банки могут ссудить о намерениях центрального.
Инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объемы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. Однако кризис 1929 – 1933 гг. показал, что обязательные резервы в этой роли оказались не эффективны. В настоящее время резервирование обязательно как для всех коммерческих банков, так и для других депозитных институтов.
Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно ведет, во-первых, к изменению величины денежной базы, во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.
В период инфляции центральный банк может повысить резервную норму. В ответ на это коммерческие банки, во-первых, могут оставить обязательные резервы прежними и, соответственно, уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить свои обязательные резервы в соответствии с требованиями центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы их найти, банки будут продавать ценные бумаги, потребуют возвращения просроченных, выданных до востребования ссуд. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды будут истребованы, используют свои депозиты в банках, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс, распространяясь на всю банковскую систему, будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Обычно банки в ответ на повышение нормы резервов одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд.
Понижение резервной нормы центральным банком переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования, а значит, и предложение денег в стране.
При использовании такого инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшое изменение норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильно действующие средства. Следует отметить, что в развитых странах к изменению резервных норм как способу регулирования денежной массы прибегают все реже.
Наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве оперативного средства регулирования. Основным условием их применения является наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.
Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам, населению. При этом объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке центральный банк воздействует прежде всего на величину денежной базы.
При необходимости увеличить предложение денег центральный банк начинает покупать ценные бумаги. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный банк увеличивает на сумму покупок резервы коммерческих банков на своих счетах. Это приводит к росту денежной базы на соответствующую величину.
Если необходимо сократить денежную массу, центральный банк продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, населению. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний, принимая чеки, уменьшает на соответствующую сумму резервы банков и денежную базу. Это ведет также к снижению способности банков создавать деньги.
Население, покупая ценные бумаги у центрального банка, выписывает чеки на свои счета в коммерческих банках. Центральный банк, принимая чеки, уменьшает на сумму покупок резервы коммерческих банков, сокращая тем самым объем денежной базы и предложение денег.
Операции на открытом рынке стали решающим инструментом денежно-кредитного регулирования по следующим причинам: во-первых, проводя их, центральный банк не зависит от коммерческих; во-вторых, государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в различных количествах, а значит, и в различной степени влиять на предложение денег.
Для воздействия на денежную массу может быть использован и такой инструмент денежно-кредитной политики, как покупка-продажа центральным банком иностранной валюты. Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке, влияет прежде всего на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к уменьшению денежной базы и предложению денег.
Наряду с косвенными инструментами денежно-кредитного регулирования существуют и прямые методы контроля. В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов.
Следует отметить, что центральный банк, регулируя денежное предложение, использует одновременно совокупность инструментов.
1.2 СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ И ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Конечными целями центрального банка являются устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости населения, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Приоритетной целью денежно-кредитной политики является стабилизация уровня цен в стране.
Основными промежуточными целями денежно-кредитной политики являются процентная ставка и денежная масса.
Достичь заданных конечных целей можно, только правильно выбрав промежуточные, ибо между ними существует тесная связь. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать: ставку процента или объем денежной массы.
Существуют разные точки зрения по этому поводу. Дж.М. Кейнс, разработавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал, что передаточный механизм денежно-кредитной политики следующий:
центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, влияя тем самым в нужном направлении на предложение денег;
изменения в предложении денег вызывают понижение или повышение ставки процента;
изменения процентной ставки приводят к расширению или сокращению плановых инвестиций;
изменения плановых инвестиций, в свою очередь, повышают или понижают уровень номинального национального дохода.
Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку.
Согласно монетаристской концепции передаточный механизм денежно-кредитной политики короче. Она влияет на экономику так:
центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, воздействуя на предложение денег, увеличивая или сокращая его;
изменения денежного предложения вызывают расширение или сокращение совокупного спроса;
изменения совокупного спроса приводят к увеличению или к уменьшению уровня национального дохода. Следовательно, монетаристы доказывали, что центральный банк должен регулировать предложение денег.
Рассмотрим, как осуществляется выбор промежуточной цели денежно- кредитного регулирования и его последствия. Предположим, центральный банк избирает фиксацию ставки процента на уровне i0 (гибкая денежно-кредитная политика). Он стремится удержать ее, изменяя предложение денег. Такому положению будет соответствовать кривая предложения денег MS (рис 1.1).
Первоначально денежный рынок находился в равновесии в точке Е1. Допустим, спрос на деньги увеличился. Рост спроса неизбежно приведет к повышению процентной ставки. Чтобы удержать ее на уровне i0, центральный банк будет вынужден увеличить предложение денег с MS1 до MS2. Он может сделать это путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, в отдельных случаях - снижая норму обязательных резервов. Однако если спрос на деньги будет возрастать и дальше, центральному банку придется увеличить предложение денег снова и снова, что неизбежно приведет к инфляции. Поэтому экономисты считают, что фиксация процентной ставки оправдана только в краткосрочном периоде, несмотря на то, что центральному банку легче контролировать ставку процента, чем денежную массу. Единственным способом избежать инфляции в долгосрочном периоде является контроль за денежной массой.