Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2012 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная политика - одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по макраэкономики (оригинал).doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1.1 Гибкая денежно-кредитная политика

 

Теперь предположим, что центральный банк избрал в качестве объекта регулирования денежную массу (жесткая денежно-кредитная политика). Он, оценив состояние денежного рынка, фиксирует предложение денег на определенном уровне. Тогда кривая предложения денег MS0 будет иметь вид вертикальной прямой (рис. 1.2).

Допустим, денежный рынок находился в состоянии равновесия в точке E1 при ставке процента i1. Рост спроса на деньги с MD1 до MD2 приведет к нарушению равновесия и увеличению процентной ставки при неизменном предложении денег.

 

 

Рис. 1.2 Жесткая денежно-кредитная политика

 

По мере ее роста будут сокращаться избыточные резервы и уве­личиваться денежный мультипликатор, что обусловит рост предло­жения денег. Если к тому же процентная ставка межбанковского рынка станет выше учетной, то возрастет заимствование средств коммерческими банками через "учетное окно", что расширит воз­можность создания ими новых денег. Чтобы предложение денег ос­талось прежним – MS0, центральный банк должен предпринять определенные меры. Он может компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой уровня учетной ставки.

При сокращении спроса на деньги и снижении ставки процента все происходит в обратном порядке.

Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег центральный банк не в состоянии, так как не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, центральный банк проводит эластичную денежно-кредитную политику. Она за­ключается в том, что центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных вре­менных интервалах, корректируя ее по мере надобности (рис. 1.3).

Кривая предложения денег MS является наклонной. Рост спро­са на деньги с MD1 до MD2 приводит к увеличению количества де­нег с Q1 до Q2 и повышению ставки процента с i1 до i2.

 

 

Рис. 1.3 Эластичная денежно-кредитная политика

 

   Влияние изменения денежного спроса на уровень ставки процента и количество денег различно в зависимости от вида кривой MS. Если она будет достаточно крутой, то изменение процентной ставки будет более значительным по сравнению с изменением количества денег, т.e. будет проводиться относительно жесткая моне­тарная потника. Если же кривая MS будет иметь сравнительно пологий вид, то, наоборот, рост спроса на деньги приведет к более значительному изменению количества денег по сравнению с изме­нением ставки процента. Такая политика называется относительно гибкой.

Различают виды денежно-кредитной политики в зависимости от ее конечных целей. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТЕОРИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Денежно-кредитная политика, как уже отмечалось, часть экономической политики. Это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в сфере денежных и кредитных отношений. Юридически денежно-кредитная политика оформляется законодательством, регулирующим отношения в этой сфере.

В основе национальной денежно-кредитной политики лежат научные теории. Теоретические дискуссии относительно сущности и роли денег имеют солидную историю. Литература по этим вопросам необъятна. Однако научные изыскания в области "философии" денег и практические дела всегда были довольно далеки друг от друга. Интерес к теоретическому обоснованию функционирования денежного хозяйства обычно вспыхивает в периоды экономических неурядиц. Проблемы в денежном обращении стимулировали поиск теоретических формул и моделей сбалансированного денежного обращения и выработку новых принципов его регулирования.

Существует несколько  научных теорий. Одна из них классическая теория. Согласно классической концепции влияние изменения денежного предложения на экономику полностью и исчерпывающие описывается количественным уравнением обмена. Так как величина реального национального дохода, определяемая в процессе установления равновесия на рынке благ, зависит от количества используемых в экономике факторов производства (предложение благ жестко фиксировано), то при заданной величине коэффициента реальных кассовых остатков единственным следствием изменения денежного предложения будет пропорциональное изменение цен. Таким образом, согласно классической концепции, деньги нейтральны, то есть не связаны с реальным сектором экономики.

В основе кейнсианской интерпретации роли денежно-кредитной политики лежит тот факт, что деньги рассматриваются не только как средство обращения, но и как вид имущества: в кейнсианской модели деньги наряду с облигациями представляют собой финансовые активы. Существования спроса на деньги как на имущество, по мнению Кейнса и его последователей, обусловливает влияние изменения количества денег на реальный сектор экономики, и осуществляется это влияние не непосредственно, а именно через сектор имущества.   

Единственной школой, которая смогла объяснить и ответить на выдвигаемые практикой вопросы была и остается школа, получившая название "монетаризма", возглавляемая Милтоном Фридмэном.

Фридмен на основании изучения взаимосвязи между размером денежной массы и другими макроэкономическими показателями США за более чем столетний период сделал такие выводы. Во-первых, он стал рассматривать деньги как агрегатное понятие, наполненное конкретным содержанием в зависимости от конкретных целей. Во-вторых, направления изменений в денежном запасе близко ассоциируются с изменениями в экономической активности, денежном доходе и ценах. В-третьих, взаимосвязь между денежными и экономическими изменениями является высоко стабильной. И в-четвертых, монетарные изменения имеют, однако, в раде случаев независимое происхождение, поскольку не всегда являются просто отражением изменений в экономической активности.

На основании этих выводов М.Фридмэн делает другие, имеющие непосредственное значение для формулирования целей денежно-кредитной политики. Они сводятся к следующему. Экономика нуждается в необходимом, но не чрезмерном поступлении денег. Если количество денег в обращении будет возрастать более высокими темпами, нежели производство товаров и услуг, результатом будет инфляция с ее отрицательным воздействием на все стороны экономического развития. И, наоборот, если количество денег в обращении будет отставать от производства, экономика будет страдать от дефляции со столь же нежелательными последствиями. Цель денежно-кредитной политики заключается в обеспечении соответствия количества денег в обращении национальным задачам стабилизации цен, поддержания нормальных темпов экономического роста и высокого уровня занятости. Коммерческие банки играют очень важную роль в реализации этой политики. Они служат необходимым каналом для увеличения или уменьшения количества денег в обращении как средства решения указанных задач.

Любая научная школа (теория) только тогда подтверждает свое право на существование, если сделанные ею выводы и рекомендации приводят к достижению практического положительного результата. Монетаристы в лице его виднейших представителей М.Фридмэна, Ф.Кейгена, К.Брюннера, Э.Мелтцера, Л.Йегера выработали такую теорию. В начале 70-х годов преодоление инфляции в США и других промышленно-развитых странах офи­циально было провозглашено первоочередной целью государственной экономической политики. Монетарские рекомендации по борьбе с инфляцией путем регулирования денежного обращения были в достаточной мере учтены руководством Федеральной резервной системы США в проводимой им денежно-кредитной политике. Монетаризм был признан и в других ведущих промышленно развитых странах.

В той или иной мере рекомендации монетаристов лежат в основе денежно-кредитной политики всех современных цивилизованных государств. Анализ западных теоретических разработок проблем денежного обращения и проводимой в настоящее время государственной политики в этой сфере в западных странах интересен не только с точки зрения углубления понимания функционирования хозяйственного механизма этих стран, но и для ясного представления о месте и характере денежного обращения в нашем государстве - Республике Беларусь. Думается, что эти вопросы должны представлять несомненный интерес не только для ученых-экономистов, но и для юристов особенно тех, кто участвует в разработке нормативных актов, регулирующих денежно-кредитные отношения в Беларуси.

 

 

  3. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Поскольку денежно-кредитная политика и банковская система являются неотъемлемыми составляющими экономики государства и во многом определяют финансовые условия, в которых функци­онирует народное хозяйство, их основные задачи определяются исходя из этого. К этим задачам отно­сятся:

- оказание народному хозяйству и бюджету необходимой кре­дитной поддержки, обеспечивающей условия для нормального функционирования экономики и выполнения основных прогноз­ных параметров социально-экономического развития республики;

- проведение взвешенной денежно-кредитной и валютной по­литики, создающей предпосылки для снижения инфляции, поддер­жания конкурентоспособности белорусских производителей на внешних рынках, обеспечения нормального уровня ликвидности банковской системы;

- повышение надежности и устойчивости банков республики, наращивание их финансового потенциала;

- обеспечение нормального хода платежей в народном хозяй­стве;

- обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- обеспечения эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

 

3.2 РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

 

Социально-экономическое развитие страны определяется

относительно благоприятными внешнеэкономическими условиями и существенным увеличением иностранных инвестиций. В результате сохранится возможность проведения экономической политики, направленной на дальнейшую макроэкономическую и монетарную стабилизацию, модернизацию и структурную перестройку белорусской экономики, поддержание высоких темпов экономического роста при одновременном улучшении качественных параметров, позволяющих за счет внутренних финансовых и инвестиционных ресурсов ускорить развитие наиболее эффективных производств.

В 2006 году сохранятся высокие темпы экономического роста. Увеличение ВВП по-прежнему будет стимулироваться как внешним, так и внутренним спросом. В части внешнего спроса прогнозом на 2006 год предусматривается увеличение объемов экспорта товаров и услуг на 8,5 – 9,5 процента.

В 2006 году прогнозируется усиление влияния внутреннего спроса на экономический рост, что связано с сохранением высоких темпов роста заработной платы и доходов населения, а также с увеличением инвестиций, хотя и на более низком уровне, чем в 2005 году. Так, темп роста реальной заработной платы в 2006 году предполагается на уровне 108 – 109 процентов, реальных денежных доходов населения – 107 – 108,5 процента, инвестиций в основной капитал – 113 – 114 процентов.

Учитывая опережающий рост инвестиций, в 2006 году следует ожидать положительного влияния данного фактора на прирост ВВП со стороны предложения товаров и услуг. Наряду с наращиванием инвестиций в обновление и модернизацию производственного потенциала основными факторами экономического роста станут:

продолжение структурной перестройки белорусской экономики с преимущественным развитием отраслей с высокой добавленной стоимостью;

сокращение энергоемкости производства (на 6 – 7 процентов), повышение его рентабельности, финансовое оздоровление реального сектора экономики; снижение уровня налогообложения с одновременной оптимизацией государственных расходов;

активизация реформирования отдельных отраслей национальной экономики (промышленность, агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера нематериальных услуг и др.);

создание благоприятных условий для развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, усиление мотивационных стимулирующих механизмов.

Предусматривается снижение в 2006 году налоговой нагрузки (на 1,3 процентного пункта), и прежде всего за счет сокращения оборотных платежей (в том числе в местные бюджеты) с одновременной оптимизацией бюджетных расходов. Предполагается выдержать дефицит республиканского бюджета на уровне 1,5 процента от ВВП.

С 1 января 2006 г. совершенствуется налогообложение банков путем их включения в общую систему налогообложения прибыли, что позволит исключить из налогообложения расходы банков на оплату труда, амортизацию основных средств и износ нематериальных активов.

Основное влияние на развитие внешней торговли Республики Беларусь в 2006 году окажут динамика цен на нефть и нефтепродукты, экономическая конъюнктура в Российской Федерации и конкурентоспособность белорусской продукции на данном рынке.

Поступления валютной выручки на счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей увеличатся на 13 – 14 процентов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика