Денежно-кредитная политика: теоретические основы, цели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Сравнительный анализ денежно-кредитных систем разных стран, учет преимуществ и недостатков каждой из них дают возможность построить систему денежно-кредитных отношений, отвечающую современным требованиям. К тому же процессы глобализации, интеграции и интернационализации мирохозяйственных связей требуют унификации структуры отечественных финансовых отношений.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективность валютной политики Центрального Банка напрямую связана со стабильностью инфляционных процессов, а значит - влияет на экономическую стабильность страны, что наиболее важно в посткризисное время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………......
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ…………………..
Сущность и цели денежно-кредитной политики………………………………………
Принципы денежно-кредитной политики в России…………………………………….
Инструменты и методы денежно-кредитной политики…………………………………
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ(2012-2015 гг.)
Характеристика Центрального Банка России.……………………………………………
Основные экономические результаты работы банка за 2012 -2013 гг.…………………
Направления денежно-кредитной политики в РФ на ближайшую перспективу………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание (1).docx

— 513.92 Кб (Скачать файл)

Соответственно политика, проводимая центральным банком в период бума ("перегрева") и нацеленная на снижение деловой активности, называется "политикой дорогих денег" и может быть представлена следующей цепочкой событий:

Центральный банк продает государственные ценные бумаги → кредитные возможности коммерческих банков уменьшаются → предложение денег мультипликативно сокращается → ставка процента (цена кредита) растет → спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает → инвестиционные расходы сокращаются → совокупный спрос уменьшается → объем производства падает.

И в том, и в другом случае экономика стабилизируется.

К преимуществам монетарной политики можно отнести:

  • Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг представляет собой период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению. Решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг центральным банком принимается быстро, а поскольку эти бумаги в развитых странах высоколиквидны, высоконадежны и безрисковы, то проблем с их продажей населению и банкам не возникает.
  • Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций и других чувствительных к изменению ставки процента автономных расходов и к мультипликативному росту выпуска.
  • Эффект мультипликатора. Монетарная политика, как и фискальная политика, имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику, причем действуют два мультипликатора. Банковский мультипликатор обеспечивает процесс депозитного расширения, т.е. мультипликативное увеличение денежной массы, а рост автономных расходов в результате снижения ставки процента в условиях роста предложения денег мультипликативно (с эффектом мультипликатора автономных расходов) увеличивает величину совокупного выпуска.

Недостатки монетарной политики следующие:

  • Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде. Поэтому представители кейнсианского направления утверждают, что монетарная политика может использоваться лишь при перегреве (инфляционном разрыве) экономики, т.е. рассматривают возможность проведения только сдерживающей монетарной политики, а при рецессии, по их мнению, должна использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика.
  • Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (который выражается в изменении величины выпуска). Покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро, т.е. быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков. Однако механизм денежной трансмиссии долгий и состоит из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой.

Политика "дешевых денег", проводимая центральным банком, может обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные возможности банков, однако такая возможность может не превратиться в действительность. Нет никакой гарантии, что при увеличении резервов произойдет соответствующее увеличение объема кредитов, выдаваемых коммерческими банками. Кроме того, население может решить не брать кредиты. В результате денежная масса не увеличится.

Реакция денежного рынка на рост предложения зависит от вида кривой спроса на деньги. Серьезное падение ставки процента произойдет только в случае, если кривая спроса на деньги крутая, т.е. если чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента невелика. Если спрос на деньги очень чувствителен к изменению ставки процента (кривая спроса на деньги пологая), то увеличение предложения денег не приведет к значительному снижению ставки процента (рис. 2. (а)).

Существенное снижение ставки процента в результате роста предложения денег может не привести к серьезному увеличению инвестиционных расходов, если их чувствительность к изменению ставки процента низка (кривая инвестиций крутая) (рис. 2. (б)).

 

Рис. 2 Возможные сбои в действии механизма денежной трансмиссии. Источник: [22]

 

Если чувствительность инвестиционного спроса к динамике ставки процента высока, и инвестиционные расходы увеличились в результате падения ставки процента, то рост совокупных расходов может не привести к увеличению реального выпуска, если экономика находится в состоянии полной занятости (на уровне потенциального объема производства), что соответствует вертикальной кривой совокупного предложения (рис.2. (в)).

Таким образом, нарушение в любом звене передаточного механизма могут свести на нет или существенно ослабить воздействие монетарной политики на экономику.

Кроме того, монетарная политика центрального банка не может быть независимой, а предложение денег экзогенной величиной в открытой экономике при режиме фиксированных валютных курсов, поскольку изменение предложения национальной валюты (валютные интервенции ЦБ), особенно в условиях абсолютной мобильности капитала, подчинено цели поддержания на неизменном уровне валютного курса национальной денежной единицы.

Проанализируем, каким является механизм реализации политики дорогих денег и политики дешевых денег.

К примеру, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах:

  1. Центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков.
  2. Необходимо провести понижение учетной ставки.
  3. Изменить нормативы по резервным отчислениям.

В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта.

Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, необходимо понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков.

Это осуществляется следующим образом:

  1. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков.
  2. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов.
  3. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка.

Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию.

Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы:

  1. Быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой.

Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.

2. Немаловажный  аспект связан с тем, что в  развитых странах данная политика  изолирована от политического  давления, кроме того, она по своей  природе мягче, чем фискальная  политика и действует тоньше  и потому представляется более  приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ(2012-2015 гг.)

 

2.1 Характеристика Центрального Банка РФ

 

Центральный банк страны является главным звеном кредитной системы любого государства. Центральный банк - это, прежде всего посредник между государством и экономикой.

Возникновение центральных банков связано со становлением и развитием кредитной системы отдельных государств, которое сопровождалось концентрацией в немногих банках эмиссии банкнот. Такие банки стали новыми центрами эмиссии денег. В разных странах такие банки называют по-разному: государственными, народными, эмиссионными, резервными. В истории развития кредитной системы существовало два пути формирования центральных банков: 1) ЦБ приобретали свой статус и функции в процессе исторической эволюции; 2) ЦБ изначально учреждены государством как эмиссионные институты.

Центральный банк России был учрежден в 1990 году.11

Центральный банк чаще всего является собственностью государства, хотя имеются центральные банки, капитал которых государству не принадлежит. В зависимости от форм собственности центральные банки подразделяются на унитарные (государственные), акционерные, объединения ассоциативного типа (смешанные).

Формы организации Центрального банка

Унитарные (государственные)

Акционерные

Ассоциативного типа (смешанные)

Капитал полностью принадлежит государству (Англия, Россия, Дания, Франция)

Капитал принадлежит акционерам (США, Италия)

С участием или без участия государственных структур (Швейцария, Япония, Австрия)


 

Значимость центральных банков в денежно-кредитной политике страны определяется ее независимостью в решении данной задачи.

Основными субъективными факторами здесь являются сложившиеся взаимоотношения между Центральным банком и правительством.

Критериями независимости центральных банков, обусловленной объективными факторами, являются: участие государства в капитале ЦБ и распределение прибыли; процедура назначения (выбора) руководства банка; степень отражения в законодательстве целей и задач ЦБ; право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику; правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования расходов ЦБ страны.

В настоящее время основными задачами Центрального банка любой страны являются:

1) защита и  обеспечение устойчивости валюты  страны;

2) обеспечение  единой федеральной денежно-кредитной  политики;

3) развитие  и укрепление банковской системы;

4) обеспечение  эффективного и бесперебойного  функционирования системы расчетов;

5) осуществление  операций по внешнеэкономической  деятельности.

Для выполнения данных задач Центральный банк призван быть:

1) эмиссионным  центром страны (монопольное право  на выпуск банкнот);

2) банком банков, т.е. совершать операции не с  торгово-промышленной клиентурой, а  преимущественно с банками страны;

3) банкиром  правительства, для чего должен  поддерживать государственные экономические  программы, предоставлять кредиты  правительству;

4) главным  расчетным центром страны, выступая  посредником между банками страны  при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных  требований;

5) органом  регулирования экономики денежно-кредитными  методами.

При решении данных задач Центральный банк выполняет три основополагающие функции: регулирующая (регулирование денежной массы в обращении); контрольная (определение соответствия требованиям качественному составу банковской системы), информационно-исследовательская (должен быть научно-исследовательским, информационно-статистическим центром, публикуя информацию в денежно-кредитной сфере, и заниматься консультационной деятельностью).

В настоящее время банковскую систему России возглавляет ЦБ России, правовой статус, задачи, функции которого формируются на нескольких уровнях: конституционном, специальном законодательном и подзаконном.

Конституция РФ (ст.103) установила, что Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания, которая назначает на должность и освобождает Председателя Банка России и членов Совета директоров, назначает аудитора Банка России и утверждает его годовой отчет и аудиторское заключение.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: теоретические основы, цели, инструменты