Денежно-кредитная политика: теоретические основы, цели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Сравнительный анализ денежно-кредитных систем разных стран, учет преимуществ и недостатков каждой из них дают возможность построить систему денежно-кредитных отношений, отвечающую современным требованиям. К тому же процессы глобализации, интеграции и интернационализации мирохозяйственных связей требуют унификации структуры отечественных финансовых отношений.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективность валютной политики Центрального Банка напрямую связана со стабильностью инфляционных процессов, а значит - влияет на экономическую стабильность страны, что наиболее важно в посткризисное время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………......
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ…………………..
Сущность и цели денежно-кредитной политики………………………………………
Принципы денежно-кредитной политики в России…………………………………….
Инструменты и методы денежно-кредитной политики…………………………………
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ(2012-2015 гг.)
Характеристика Центрального Банка России.……………………………………………
Основные экономические результаты работы банка за 2012 -2013 гг.…………………
Направления денежно-кредитной политики в РФ на ближайшую перспективу………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание (1).docx

— 513.92 Кб (Скачать файл)

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

а) предоставление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;

б) определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России; проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

в) доклады Председателя Банка России государственной Думе о деятельности Банка России.

Законодательное регулирование правового положения ЦБ России осуществляется специальным Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации».

Высшим органом Банка России является Совет директоров, определяющий основные направления его деятельности и осуществляющий руководство и управление ЦБ РФ. В Совет директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Совета. Члены Совета директоров работают на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно председателем Совета директоров.

Совет директоров во взаимодействии с правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение. Структуру и штаты Центрального аппарата Банка России, а также уставы его других структурных подразделений утверждает Совет директоров. К его полномочиям также отнесены:

  1. Изменения ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов;
  2. Определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему России;
  3. Другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы страны.

Решение Совета директоров считается принятым, если за него проголосовало большинство членов. Таким образом, Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков в стране.

Наряду с Советом директоров вне банка функционирует и Национальный банковский совет. В его состав включаются представители президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек.

Члены Банковского совета утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Совет регулярно, не реже 1 раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной денежно-кредитной политики, включая регулирование денежных ресурсов. 12

Центральный банк устанавливает минимальные процентные ставки по осуществляемым им операциям. Ставка рефинансирования - это ставка, по которой предоставляется кредит коммерческими банками, или это ставка, по которой Центральный банк осуществляет переучет у них векселей.13

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Составной частью проводимой Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями. Цель этих операций - изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кредитных организаций. Банк России проводит депозитные операции с использованием следующих механизмов:

    • проведения депозитных аукционов;
    • проведения депозитных операций по фиксированной ставке процента;
    • приема в депозит средств банков, заключивших с Банком России Генеральное соглашение о проведении депозитных операций в валюте РФ с использованием системы «Рейтерс-дилинг»;
    • приема в депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.

Банк России оставляет за собой право выбирать банки-контрагенты, с которыми он осуществляет депозитные операции, а также приостанавливает действие Генерального соглашения на неопределенный срок без предварительного уведомления последнего.

Дата и способ проведения депозитных аукционов и проведение депозитных операций по фиксированной ставке процента определяется Банком России. Депозитные аукционы проводятся Банком России в Москве как процентный конкурс договоров-заявок банков. Основные условия размещения банком денежных средств в депозит оформляются двухсторонним договором-заявкой. Проценты по депозитам начисляются по формуле простых процентов за период фактического срока привлечения средств исходя из количества календарных дней в году. Досрочное изъятие банком средств и пролонгация депозитов не допускаются.14

При проведении Банком России депозитной операции по фиксированной ставке процента банки направляют в уполномоченные учреждения Банка России соответствующие договора-заявки. При принятии решения о проведении депозитного аукциона Банк России публикует официальное сообщение в Вестнике Банка России, в котором указываются основные условия проводимых операций.

Аукционы могут проводиться по американскому (по предложенным банками ставкам) и голландскому (по ставке отсечения) способам. Проведение Банком России депозитных операций с использованием системы «Рейтерс-дилинг» осуществляется на следующих стандартных условиях: «Овернайт», «Томнекст», «1 неделя», «2 недели» и других стандартных условиях, объявленных Банком России. Факт заключения Банком России и банком-контрагентом депозитной сделки по системе «Рейтерс-дилинг» подтверждается документарным подтверждением переговоров. В нем указываются основные условия заключения сделки: сумма депозита; ставка процента по депозиту, стандартное условие, на котором заключена депозитная сделка; дата и время ее заключения; дата размещения денежных средств банка в депозит, открываемый в Банке России; дата возврата суммы депозита и уплаты процентов на корреспондентский счет банка, отрытый в подразделении расчетной сети Банка России; реквизиты корреспондентского счета банка; реквизиты депозитного счета, открытого банку в Банке России.

Депозитные операции по привлечению средств банков на счета в Банке России являются наряду с валютными интервенциями главным инструментом контроля над денежными показателями. Банк России использует депозитные операции для регулирования не только краткосрочной ликвидности банков, но и их ликвидности в среднесрочной перспективе. Они являются средством абсорбирования ликвидности банковской системы.

Валютные интервенции - это операции Банка России по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках для воздействия на курс рубля и суммарный спрос, и предложение денег. Осуществление интервенций на валютном рынке может преследовать различные цели, в том числе: удержание курса на заданном уровне, сглаживание его резких колебаний, обеспечение требуемой динамики курса, пополнение валютных резервов Банка России. В настоящее время валютные интервенции используются Банком России как инструмент контроля за денежными показателями. Приток (или отток) ликвидности банковской системы за счет интервенций на валютном рынке напрямую зависит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и его нельзя полностью нивелировать только за счет курсовой политики.

Для реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, которые подлежат размещению и обращению среди кредитных организаций. При этом предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой этих резервов, определенной исходя из действующего норматива резервирования.

Имеющийся опыт эмиссии облигаций Банка России продемонстрировал невозможность оперативно воздействовать на уровень банковской ликвидности с помощью этого инструмента, поскольку существующий порядок эмиссии и обращения облигаций Банка России устанавливает слишком большой временной лаг между принятием Банком России решения и проведением операции. Поэтому в настоящее время операции по выпуску Банком России собственных облигаций не проводятся.

Исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В настоящее время, Банк России в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики использует денежный агрегат М2. Этот показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосрочным временным лагом оказывает влияние на инфляцию. Но с учетом отмеченного нами ослабления статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом цен Банк России в то же время считает возможным выход за границы расчетных параметров роста денежного агрегата М2. Это означает, что отклонения фактического увеличения объема денежной массы от прогнозных количественных ориентиров в коротком периоде не влечет за собой немедленной автоматической корректировки денежной политики.

Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством Российской Федерации. Они представляют собой административные методы, к которым относятся:

    • установление кредитным организациям лимитов на предоставление кредитов и привлечение средств, определение видов обеспечения активных операций банков, ограничения на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций;
    • введение предельных размеров ставок процента по предоставляемым банками кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание отдельных видов банковских услуг.
    • установление фиксированного соотношения ставок процента коммерческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценой приобретения ресурсов и их последующей перепродажи в виде кредита или разницы между средними ставками процента по активным и пассивным операциям банков).

В настоящее время Банком России прямые количественные ограничения не применяются.

Принятие текущих решений в области денежно-кредитной политики о величине резервных требований, изменении ставок процента Банка России, определении лимитов операций на открытом рынке, условий и порядка предоставления кредитов и других входит в компетенцию Совета директоров Банка России.

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку. Процентные ставки банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

В теории и практике рассматриваются методы прямого и косвенного регулирования национальной денежно-кредитной политики. С точки зрения процентной политики в узком смысле (ставки по кредитным и депозитным операциям, спрэд между ними) инструментом ее прямого регулирования является установление центральным банком ставок процентов по кредитам и депозитам коммерческих банков, инструментами косвенного - установление ставки рефинансирования и ставки по операциям центрального банка на денежном и открытом рынках.

Процентные ставки по кредитам и депозитам как инструменты прямого регулирования в мировой практике применяются не часто. Так, например, Народный банк Китая устанавливает такие ставки, которые считаются индикативными для банковской системы. При этом политика банка направлена на снижение спрэда, который в первой половине 2006 г. составлял 3,65%, а к концу 2009 г. - 3,06%, что свидетельствует о достаточной ликвидности банковской системы Китая.15

 Среди иных факторов, влияющих на спрос, предложение и процентную ставку, можно выделить:

· ситуацию в реальном секторе экономики;

· доходность от вложения средств в производство;

· ситуацию в других секторах финансового рынка;

· экономические ожидания хозяйствующих субъектов;

· потребность банков и других хозяйствующих субъектов в денежных средствах для поддержания своей ликвидности.

 

2.2 Основные экономические результаты работы банка за 2012 -2013 гг.

 

Банк России принимает решения в области денежно-кредитной политики на основе анализа внешних и внутренних макроэкономических условий и перспектив экономического развития, а также инфляционных шоков и рисков их распространения на инфляционные ожидания. При этом учитывается необходимость достижения целевых ориентиров по инфляции в среднесрочной перспективе.

В 2012 г. сохранились неблагоприятные тенденции развития мировой экономической конъюнктуры. Рецессия в еврозоне и в целом слабое состояние спроса в экономиках, которые вносят наибольший вклад в мировое потребление, обусловили замедление роста ВВП стран с формирующимися рынками. Все это привело к снижению скорости роста глобального потребления, включая использование первичных ресурсов. Вместе с тем в IV квартале 2012 г. наблюдались признаки того, что спад деловой активности в мире не углубляется. Более устойчивой стала ситуация на финансовых рынках. Этому способствовали стимулирующие меры монетарной политики в США и принятые в еврозоне решения о реагировании на кризисные явления и снижении рисков для финансовой системы валютного союза в долгосрочной перспективе.

Ситуация в реальном секторе российской экономики во второй половине 2012 г. характеризовалась некоторым замедлением темпов роста. Основным фактором экономического роста оставался внутренний спрос, однако в III-IV кварталах темпы роста потребительского и инвестиционного спроса были ниже, чем в соответствующий период 2011 года. Фактический выпуск товаров и услуг, по оценкам, близок к своему потенциальному уровню. Таким образом, состояние спроса в2012г. не оказывало повышательного давления на инфляцию.

В IV квартале 2012 г. наблюдалась стабилизация инфляции (в скользящем годовом выражении) после ее повышения в III квартале. В конце года темпы прироста потребительских цен превышали целевой диапазон 5-6% и были выше, чем в 2011 г., в связи с динамикой волатильных факторов (цен на плодоовощную продукцию). При этом базовая инфляция снизилась.

По оценкам, в 2013-2014 гг. низкий уровень деловой активности в мире будет по-прежнему удерживать рост российской экономики. Кроме того, не исключены еще более пессимистичные сценарии во внешнем секторе. Риски обусловлены неурегулированными до конца проблемами в еврозоне, ростом государственного долга США и изменениями бюджетной политики этой страны. Однако если финансовые рынки не подвергнутся вновь сильным стрессам, а позитивное влияние принимаемых в зарубежных экономиках стабилизационных мер будет в зависимости от обстоятельств подкреплено дополнительными стимулами, глобальная конъюнктура в целом не будет ухудшаться по сравнению с 2012 годом.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: теоретические основы, цели, инструменты