Денежно-кредитная политика: теоретические основы, цели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Сравнительный анализ денежно-кредитных систем разных стран, учет преимуществ и недостатков каждой из них дают возможность построить систему денежно-кредитных отношений, отвечающую современным требованиям. К тому же процессы глобализации, интеграции и интернационализации мирохозяйственных связей требуют унификации структуры отечественных финансовых отношений.
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективность валютной политики Центрального Банка напрямую связана со стабильностью инфляционных процессов, а значит - влияет на экономическую стабильность страны, что наиболее важно в посткризисное время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………......
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ…………………..
Сущность и цели денежно-кредитной политики………………………………………
Принципы денежно-кредитной политики в России…………………………………….
Инструменты и методы денежно-кредитной политики…………………………………
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ(2012-2015 гг.)
Характеристика Центрального Банка России.……………………………………………
Основные экономические результаты работы банка за 2012 -2013 гг.…………………
Направления денежно-кредитной политики в РФ на ближайшую перспективу………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание (1).docx

— 513.92 Кб (Скачать файл)

Высокая неопределенность внешних перспектив подразумевает возможность корректировок экономических прогнозов для России на 2013-2014 гг. и прогнозов платежного баланса, в том числе в отношении потоков частного капитала.

Совокупный спрос, как ожидается, и в 2013-2014 г. не будет оказывать повышательного давления на инфляцию. Сдерживающее влияние на темпы роста внутреннего спроса могут оказать: слабая динамика инвестиций в основной капитал, замедление темпов увеличения спроса на кредитные ресурсы, снижение роста реальных доходов и потребительской уверенности населения.

Текущая динамика кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам в целом свидетельствует о переходе к более умеренным темпам роста, хотя темпы роста кредитов населению остаются на достаточно высоком уровне.

Риск превышения целевых диапазонов, связанный с динамикой продовольственных цен, в настоящее время оценивается как умеренный.

Исходя из приведенных выше оценок, в IV квартале 2012г. и январь 2013г. Банк России не изменял ставки по основным инструментам, определяющим стоимость заимствований для банков. При этом в декабре 2012 г. были снижены на 0,25 процентного пункта ставки по рублевой части сделок "валютный своп" и повышены на 0,25 процентного пункта ставки по депозитным операциям Банка России на фиксированных условиях. Ширина процентного коридора сократилась до 200 базисных пунктов, его границы стали симметричными относительно минимальной ставки по аукционам краткосрочного предоставления ликвидности. Сужение процентного коридора Банка России направлено на ограничение волатильности ставок денежного рынка.

С 1 марта 2013 года Банк России установил норму обязательных резервов по обязательствам перед нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте в размере 4,25% и 4,25% по всем остальным обязательствам.

 

Рис. 3 Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ. Источник: [23]

 

Согласно графику очевидно, что в течение последних пяти лет происходит снижение ставки рефинансирования. Так, 1 декабря 2008 года ставка рефинансирования составляла 13% (повысившись с 12% с 12 ноября 2008 года), а 24 апреля 2009 года она снизилась и составила 12,5%.14 мая 2009 года произошло очередное снижение ставки рефинансирования - до 12%, 5 июня - снижение до 11,5%. Тенденция постепенного снижения ставки рефинансирования сохранилась до 2011 года, и на 28 февраля 2011 года ставка рефинансирования составляла 8%. Далее наблюдаются колебания от 8% до 8,25%. С 14 сентября 2012 года Банком России установлена ставка рефинансирования в размере 8,25%. В течение 1 квартала 2013 года Банк России не изменял ставку рефинансирования.

Подобная динамика наглядно иллюстрирует снижение инфляции - ставку рефинансирования повышают, чтобы приостановить инфляционные процессы, взять их под контроль. Наибольший инфляционный всплеск случился летом-осенью 2008 года - и ставка рефинансирования подскочила с 10,5% до 12%. Но с тех пор динамика роста потребительских цен носит затухающий характер.

Что касается развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2012 году, в первом полугодии 2012 года объем ВВП увеличился на 4,5%. Экономический рост преимущественно был обусловлен повышением внутреннего спроса. В январе - сентябре темп прироста ВВП, по оценкам, составил около 4%.

Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в январе - сентябре 2012 года выросли, по оценке, на 6,8%. Объем инвестиций в основной капитал превысил уровень соответствующего периода предыдущего года на 7,2% (в январе - сентябре 2011 года - на 5,0%).

В условиях роста экономики численность занятого населения увеличивалась. Уровень безработицы в сентябре 2012 года составил 5,2% экономически активного населения (6,0% годом ранее).

 

Рис. 4 Инфляция на потребительском рынке и базовая инфляция (в % к соответствующему месяцу предыдущего года) [23].

 

На фоне высоких мировых цен на энергетические товары повышались доходы бюджета, при этом улучшалась равномерность расходования бюджетных средств в течение финансового года. В результате профицит федерального бюджета в январе - сентябре 2012 года составил 1,4% ВВП (в январе - сентябре 2011 года - 2,9% ВВП).

В январе - мае 2012 года продолжалось замедление инфляции, начавшееся в середине 2011 года (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года). В июне она начала расти и в сентябре превысила верхнюю границу целевого ориентира на 2012 год (5 - 6%).

По оценке, выпуск товаров и услуг находился вблизи потенциального уровня. Рост цен на непродовольственные товары без учета бензина, в наименьшей степени подверженный влиянию волатильных и административных факторов, замедлился; по оценке, темпы их прироста снизились с 5,9% в январе 2012 года до 5,4% в сентябре (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года).

Таблица 2.1 Динамика индекса цен и инфляции. Источник: [23]

 

2009

2010

2011

2012

базовая инфляция

инфляция

базовая инфляция

инфляция

базовая инфляция

инфляция

базовая инфляция

инфляция

Январь

 

13,8

13,4

7,6

8,0

7,2

9,6

6,0

4,2

Февраль

 

14,5

13,9

6,3

7,2

7,4

9,5

5,7

3,7

Март

 

14,8

14,0

5,4

6,5

7,7

9,5

5,5

3,7

Апрель

 

14,4

13,2

4,8

6,0

8,0

9,6

5,3

3,6

Май

 

13,6

12,3

4,4

6,0

8,3

9,6

5,1

3,6

Июнь

 

12,9

11,9

4,3

5,8

8,4

9,4

5,2

4,3

Июль

 

12,3

12,0

4,3

5,5

8,4

9,0

5,3

5,6

Август

 

11,7

11,6

4,6

6,1

8,1

8,2

5,5

5,9

Сентябрь

 

10,8

10,7

5,3

7,0

7,4

7,2

5,7

6,6

Октябрь

 

9,6

9,7

5,8

7,5

7,2

7,2

   

Ноябрь

 

8,8

9,1

6,2

8,1

6,9

6,8

   

Декабрь

 

8,3

8,8

6,6

8,8

6,6

6,1

   

 

Во второй половине 2011 - начале 2012 года на замедление роста потребительских цен оказывала заметное воздействие благоприятная конъюнктура на внутреннем и мировом аграрных рынках. В апреле 2012 года темпы прироста цен на продовольствие достигли своего исторического минимума (из расчета месяц к соответствующему месяцу предыдущего года), составив 1,2%. Среди продуктов питания плодоовощная продукция была на 29,1% дешевле, чем в апреле 2011 года.

Кроме того, на снижение инфляции повлиял перенос индексации административно регулируемых тарифов с января на III квартал текущего года. В итоге в течение первых пяти месяцев года темпы роста потребительских цен уменьшались, достигнув в апреле - мае минимального значения за весь период наблюдений - 3,6% (по отношению к сопоставимым месяцам прошлого года). Базовая инфляция снизилась с 6,0% в январе до 5,1% в мае.

Однако в мае - сентябре ускорился рост цен на продовольствие. В сентябре 2012 года продукты питания были на 7,3% дороже, чем в сопоставимом месяце предыдущего года (в сентябре 2011 года - на 6,4%).

Непродовольственные товары и платные услуги, включая услуги ЖКХ, подорожали в сентябре 2012 года по отношению к сопоставимому месяцу предыдущего года в меньшей мере, чем в сентябре 2011 года. В целом инфляция возросла до 6,6%, базовая инфляция - до 5,7%.

В Центробанке РФ выражают надежду на возвращение годовой инфляции в привычный диапазон к середине 2013 года. По итогам 2013 года ЦБ рассчитывает уложиться в целевой интервал 5-6%.

 

    1. Направления денежно-кредитной политики в РФ на ближайшую перспективу

 

Банк России в предстоящий двухлетний период сохранит преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции.

В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная политика, направленная на контроль над инфляцией, будет способствовать достижению более общих экономических целей, таких как обеспечение условий для устойчивого и сбалансированного экономического роста и поддержание финансовой стабильности.

Реализация денежно-кредитной политики Банка России предполагает установление целевого значения изменения индекса потребительских цен. В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 году до 5–6%, в 2014 и 2015 годах – до 4–5%.

Оценка рисков для достижения цели по инфляции включает анализ факторов как со стороны совокупного спроса и предложения, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны денежного предложения, динамика которого определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции.

Реализация денежно-кредитной политики будет основана на управлении процентными ставками денежного рынка с помощью инструментов предоставления и изъятия ликвидности. Изменения краткосрочных рыночных ставок вследствие пересмотра Банком России ставок по своим инструментам и применения других мер денежно-кредитного регулирования влияют через различные каналы трансмиссионного механизма на средне- и долгосрочные процентные ставки и в конечном итоге на уровень деловой активности и инфляционное давление в экономике. Таким образом, процентная политика будет играть ключевую роль в процессе реализации денежно-кредитной политики.

Благодаря реализации Банком России в последние годы комплекса мер, направленных на совершенствование системы инструментов, а также на повышение гибкости валютного курса рубля, была достигнута большая управляемость процентными ставками денежного рынка. В среднесрочной перспективе важной стратегической задачей будет выстраивание более действенного трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а также повышение доверия к Банку России как органу, отвечающему за ценовую стабильность, что создаст основу для лучшего управления инфляционными ожиданиями субъектов экономики.

В целях дальнейшего повышения действенности процентной политики Банк России в предстоящий трехлетний период продолжит постепенно увеличивать гибкость механизма курсообразования и к 2015 году предполагает осуществить переход к плавающему валютному курсу, отказавшись от использования связанных с уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики. Соответственно, в рамках данного режима проведение регулярных валютных интервенций с целью воздействия на динамику курса рубля будет прекращено.

Одной из основных задач Банка России в среднесрочной перспективе будет оставаться обеспечение финансовой стабильности. Банковская система является основным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики. Таким образом, финансовая стабильность выступает необходимым условием нормального функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. При этом от степени устойчивости и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только выполнение главной цели денежно-кредитной политики по поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия.

Банк России будет продолжать совершенствовать инструменты мониторинга системы финансового посредничества (в том числе постоянный анализ движения цен на рынках активов, тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), чтобы при возникновении угрозы финансовой стабильности иметь возможность оперативно принять соответствующие меры в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора.

В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделять повышенное внимание своевременной идентификации и оценке системных рисков в банковском секторе и на иных сегментах финансовых рынков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие рискоориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

Достигнутые условия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) позволят сохранить сложившиеся условия конкуренции в банковском секторе и создать дополнительные механизмы доверия к равенству регулятивных условий деятельности российских банков вне зависимости от источника происхождения капитала.

Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться эффективностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Одним из важных направлений деятельности Банка России останется содействие развитию рынка производных финансовых инструментов, предоставляющего субъектам экономики возможности по хеджированию курсового и процентного рисков, одновременно с формированием современных механизмов регулирования и надзора за рисками кредитных организаций на указанных сегментах финансового рынка.

Банк России также продолжит уделять внимание совершенствованию российской национальной платежной системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования и развития внутреннего финансового рынка.

Важное значение с точки зрения успешности реализации единой государственной денежно-кредитной политики имеет координация усилий Банка России и Правительства Российской Федерации. Высокая степень влияния регулируемых цен и тарифов на темпы роста потребительских цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции. Результативность денежно-кредитной политики также во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение нефтегазового дефицита бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной политики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: теоретические основы, цели, инструменты