Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 16:56, курсовая работа
Краткое описание
Задачи работы: изучить сущность денежно-кредитной системы, её цели и инструменты; исследовать денежно-кредитную политику Республики Беларусь на различных этапах ее развития; обозначить пути совершенствования денежно кредитной политики Республики Беларусь определить взаимосвязь между денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой.
Содержание
Введение 7 1 Денежно-кредитная политика государства: определение, типы и инструменты проведения 7 1.1 Денежно – кредитная политика: сущность, цели и инструменты, модели проведения денежно-кредитной политики: кейнсианский и монетаристский подходы 7 1.2 Взаимосвязь денежно – кредитной политики с бюджетно-налоговой и валютной политикой 20 1.3 Анализ денежно – кредитной политики, проводимой в Республике Беларусь на каждом из этапов её социально – экономического развития 24 1.4 Основные направления совершенствования денежно – кредитной политики в Республике Беларусь 30 2. Комплексное практическое задание. Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM 34 2.1. Комплексное практическое задание 2.1.1 Система национальных счетов. 35 2.1.2 Расчет основных макроэкономических показателей. 37 2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM 37 Заключение 55 Список использованных источников
Инструменты денежно-кредитной
политики – это тесно связанные с целевыми
ориентирами денежно-кредитной политики
показатели, находящиеся в сфере воздействия
центрального банка как органа денежно-кредитного
регулирования, величина которых может
быть достаточно быстро скорректирована
.
В экономической литературе
выделяют следующие подходы к классификации
инструментов денежно-кредитного регулирования:
по характеру воздействия: инструменты
прямого (административного) регулирования
и контроля; косвенные (экономические)
инструменты;
по объему воздействия на рынок:
общие (воздействуют на систему в целом);
селективные (предполагают избирательное
воздействие на финансовый рынок).
Для того чтобы управлять промежуточными
целями, центральным банком используется
следующий набор инструментов: изменение
учетной ставки, изменение норм обязательных
резервов, операции на открытом рынке.
1) Изменение учетной ставки.
Учетная политика является
старейшим методом кредитного
регулирования. Возникновение этого
метода было связано с превращением
центрального банка в кредитора
коммерческих банков. Последние
переучитывали у него свои
векселя и получали кредиты
под собственные долговые обязательства.
Повышая ставку по кредитам (учетную
ставку, ставку дисконта), ЦБ побуждал
другие кредитные учреждения
сокращать заимствования. Это затрудняло
пополнение банковских ресурсов,
вело к повышению процентных
ставок и, в конечном счете, к
сокращению кредитных операций.
Учетная ставка (ставка рефинансирования)
– это процент, под который ЦБ предоставляет
кредиты коммерческим банкам. Изменение
учетной ставки – инструмент денежно-кредитного
регулирования, с помощью которого центральный
банк влияет на денежную базу и ликвидность
банков.
Официальная учетная ставка
является ориентиром для рыночных ставок
по кредитам. Устанавливая официальную
учетную ставку, ЦБ определяет стоимость
привлечения кредитных ресурсов коммерческими
банками. Чем выше уровень официальной
учетной ставки, тем выше стоимость кредитов
финансирования ЦБ. Тем самым политика
изменения учетной ставки представляет
собой вариант регулирования качественного
параметра денежного рынка – стоимости
банковских кредитов.
Изменение учетной ставки ЦБ
использует для контроля за объемом денежной
базы и предложением денег. Если он хочет
увеличить денежную массу в стране, то
понижает учетную ставку. Спрос коммерческих
банков на ссуды центрального возрастает,
так как они становятся более привлекательными,
чем займы на межбанковском рынке. Предоставляя
денежные средства коммерческим банкам,
центральный банк увеличивает на соответствующую
сумму резервы банков-заемщиков, расширяя
денежную базу. Эти резервы являются избыточными,
и банки могут использовать их для выдачи
ссуд, создавая тем самым новые деньги.
Следовательно, понижение учетной ставки
приводит к росту предложения денег и
расширению кредитования экономики. Конкретно
оценить масштабы расширения денежной
массы в результате создания банками новых
денег позволяет банковский мультипликатор:
m = (1/R)*100%
где m - мультипликатор, а R –
обязательная норма резерва.
Максимальное количество денег,
которое может быть создано системой коммерческих
банков на основе появления нового депозитного
вклада (D) определяется по формуле:
M = m*D
Следовательно, понижение учетной
ставки приводит к росту предложения денег
и расширению кредитования экономики.
При повышении ставки до такого
уровня, когда она становится выше ставки
межбанковского рынка, коммерческие банки
сокращают заимствование средств у центрального
банка. Это замедляет (или сокращает) темпы
роста предложения денег. Повышение учетной
ставки соответственно приводит к росту
ставки процента на межбанковском рынке
и «удорожает» кредит, предоставляемый
экономическим субъектам.
Существуют негативные стороны
использования учетной ставки как инструмента
денежно-кредитной политики:
центральный банк не в состоянии
заставить коммерческие банки брать у
него ссуды и поэтому не может точно рассчитать,
какое изменение учетной ставки приведет
к желаемому росту или сокращению предложения
денег;
учетная ставка менее мобильна,
чем ставка межбанковского рынка, ибо
для принятия решения об ее изменении
необходимо время;
объем средств, заимствованных
у центрального банка, в общих резервах
коммерческих банков незначителен.
Но вместе с тем нельзя недооценивать
возможность получения ссуд для банков,
находящихся в сложном финансовом положении.
Также по изменениям учетной ставки коммерческие
банки могут судить о намерениях центрального
банка.
2) Изменение норм обязательных
резервов.
Норма обязательного резервирования
– это процент общего объема депозитов,
который центральный банк предписывает
всем депозитным учреждениям хранить
на их резервных счетах или в виде кассовой
наличности. Резервирование возникло
в связи с необходимостью гарантирования
вкладчикам выплат денег в случае банкротства
банка. Но кризис 1929-1933 гг. показал, что
обязательные резервы в этом смысле оказались
неэффективны. Поэтому стали использовать
страхование вкладов, а обязательное резервирование
теперь является одним из основных инструментов
денежно-кредитной политики. В настоящее
время резервирование является обязательным
как для коммерческих банков, так и для
других депозитных институтов.
Изменение норм обязательных
резервов дает центральному банку
возможность регулировать предложение
денег, ставку процента, так как
оно ведет к изменению величины
денежной базы и оказывает
влияние на денежный мультипликатор,
а значит – и на способность
коммерческих банков создавать
новые деньги.
Центральный банк может повысить
резервную норму в период инфляции. Тогда
коммерческие банки могут оставить сумму
обязательных резервов прежней и, соответственно,
уменьшить выдачу ссуд, что приведет к
сокращению денежной массы. Другим вариантом
является увеличение резервной нормы
согласно требованиям центрального банка.
Но для этого коммерческим банкам необходимы
свободные денежные средства. Чтобы их
найти, банки будут продавать ценные бумаги
либо потребуют возвращения просроченных,
выданных до востребования ссуд. Покупатели
ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды будут
истребованы, используют свои депозиты
в других банках и потребуют возвращения
ссуд, которые они выдали другим лицам.
Это будет вести к сокращению вкладов
на текущих счетах и снижению способности
банков создавать деньги. Обычно при повышении
нормы резервов банки одновременно увеличивают
обязательные резервы и сокращаю выдачу
ссуд.
Если же норма резервов уменьшается,
то часть обязательных резервов переводится
в избыточные, увеличивая тем самым возможности
создания новых денег коммерческими банками,
а значит и предложение денег в стране.
Изменение нормы обязательных резервов
влияет на рентабельность кредитных учреждений.
Так, в случае увеличения обязательных
резервов происходит как бы недополучение
прибыли. Поэтому, по мнению многих западных
экономистов, данный метод служит наиболее
эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается
в том, что некоторые учреждения, в основном
специализированные банки, имеющие незначительные
депозиты, оказываются в преимущественном
положение по сравнению с коммерческими
банками, располагающими большими ресурсами.
При использовании такого инструмента
денежно-кредитной политики следует учитывать,
что:
даже небольшое изменение норм
обязательных резервов вызывает значительные
сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре
кредитных операций;
частые и значительные изменения
резервных норм могут привести к нарушению
денежного обращения;
повышение нормы резервирования
может сопровождаться возникновением
проблем с ликвидностью у банков, которые
располагают небольшими объемами избыточных
резервов.
В связи с этим в развитых странах
все реже используют изменение резервных
норм как способа регулирования денежной
массы.
Операции на открытом рынке
впервые стали активно применяться в США,
Канаде и Великобритании в связи с наличием
в этих странах развитого рынка ценных
бумаг. Позднее этот метод кредитного
регулирования получил всеобщее применение
и в Западной Европе.
Сущность операции на открытом
рынке заключается в покупке-продаже государственных
ценных бумаг коммерческим банкам или
населению.
Основными видами операций
на открытом рынке являются:
прямые покупки или продажи
(ЦБ покупает или продает ценные бумаги
на открытом рынке безо всяких обязательств
по сделкам);
покупки по соглашениям РЕПО,
продажи по соответствующим соглашениям
купли-продажи (в соответствии с соглашением
РЕПО ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих
банков, и последние соглашаются выкупить
эти ценные бумаги в определенный срок
и по определенной цене).
По типам операции открытого
рынка делятся на динамические операции
– направлены на изменение уровня банковских
резервов и денежной базы, и при их
проведении используются прямые сделки;
и защитные операции – проводятся для
корректировки резервов в случае их неожиданных
отклонений от заданного уровня, т. е. направлены
на поддержание стабильности финансовой
системы и банковских резервов. Для такого
рода операций используют сделки РЕПО.
Сущность этого инструмента
состоит в следующем: покупая ценные бумаги
за свой счет, центральный банк увеличивает
количество денег в обращении и ликвидность
банков, т.е. проводит экспансионную политику.
У банков появляется возможность кредитования
предприятий и населения, что снижает
рост безработицы, но может спровоцировать
рост цен, появление «лишних» денег. В
этом случае центральный банк проводит
обратную операцию – по изъятию лишней
денежной массы, путем продажи как государственных,
так и собственных облигаций. Тем самым
резервы банков сокращаются, снижаются
возможности кредитования клиентов, кредит
дорожает, стимулируется понижение цен
(политика рестрикции).
Наряду с экономическими методами,
посредством которых ЦБ регулирует деятельность
коммерческих банков, им могут использоваться
в этой области и административные методы
воздействия. К ним относятся, например,
использование количественных кредитных
ограничений. Этот метод кредитного регулирования
представляет собой количественное ограничение
суммы выданных кредитов. В отличие от
рассмотренных выше методов регулирования,
контингентирование кредита является
прямым методом воздействия на деятельность
банков. Также кредитные ограничения приводят
к тому, что предприятия-заемщики попадают
в неодинаковое положение. Банки стремятся
выдать кредиты в первую очередь своим
традиционным клиентам, как правило, крупным
предприятиям. Мелкие и средние фирмы
оказываются главными жертвами данной
политики. Также ЦБ может устанавливать
различные нормативы, которые коммерческие
банки обязаны поддерживать на необходимом
уровне. К ним относятся нормативы достаточности
капитала коммерческого банка, нормативы
ликвидности баланса, нормативы максимально
размера риска на одного заемщика и др.
Перечисленные нормативы обязательны
для выполнения коммерческими банками.
При нарушении коммерческими банками
банковского законодательства, правил
совершения банковских операций ЦБ может
применять к ним самые жесткие меры административного
воздействия, вплоть до ликвидации.
Очевидно, что использование
административного воздействия со стороны
ЦБ по отношению к коммерческим банкам
не должно носить систематического характера,
а применяться в порядке исключительно
вынужденных мер.
Таким образом, выбор инструментов
денежно-кредитной политики является
чрезвычайно важным, так как он определяет
эффективность монетарной политики.
1.2 ВЗАИМОСВЯЗЬ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ С
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ И ВАЛЮТНОЙ
ПОЛИТИКОЙ
Дефицит платежного баланса
и отсутствие адекватного регулирования
в валютно-кредитной сфере могут вовлечь
страну в безвыходную кредитную ловушку,
когда выплаты процентов по основному
долгу могут быть осуществлены только
путем привлечения новых заимствований.
Существующая валютно-кредитная система
не может предотвратить подобное явление.
Единоразовые списания долгов не являются
адекватным механизмом решения проблемы,
так как имеют скорее субъективный характер,
то есть зависят от интересов кредиторов
и стимулируют дальнейшие заимствования,
не освобождая страну из кредитной ловушки.
Коммерческие банки активно участвовали
в 70-х годах в кредитовании беднейших развивающихся
стран, а также стран с переходной экономикой
в 80-х. Отсутствие регулирования в сфере
международного кредита позволило банкам
развитых стран свободно кредитовать
банковский сектор развивающихся стран,
тем более, что правительства часто предоставляли
официальные гарантии.