Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
 изучить сущность денежно-кредитной системы, её цели и инструменты;
 исследовать денежно-кредитную политику Республики Беларусь на различных этапах ее развития;
 обозначить пути совершенствования денежно кредитной политики Республики Беларусь
 определить взаимосвязь между денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой.

Содержание

Введение 7
1 Денежно-кредитная политика государства: определение, типы и инструменты проведения 7
1.1 Денежно – кредитная политика: сущность, цели и инструменты, модели проведения денежно-кредитной политики: кейнсианский и монетаристский подходы 7
1.2 Взаимосвязь денежно – кредитной политики с бюджетно-налоговой и валютной политикой 20
1.3 Анализ денежно – кредитной политики, проводимой в Республике Беларусь на каждом из этапов её социально – экономического развития 24
1.4 Основные направления совершенствования денежно – кредитной политики в Республике Беларусь 30
2. Комплексное практическое задание. Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM 34
2.1. Комплексное практическое задание
2.1.1 Система национальных счетов. 35
2.1.2 Расчет основных макроэкономических показателей. 37
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM 37
Заключение 55
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Kursovaya_makroek.docx

— 68.54 Кб (Скачать файл)

Практика привлечения иностранных заимствований для финансирования бюджетных дефицитов нарушило работу традиционных рыночных механизмов регулирования валютных курсов и выравнивания платежного баланса. По мере увеличения общей суммы задолженности банки и государства-кредиторы повышают реальные ставки по продолжающемуся кредитованию в виду увеличения риска неплатежа, чем только его увеличивают. Неизбежное изменение валютного курса страны-должника увеличивает ее обязательства в большей степени, чем это было бы необходимо для выравнивания платежного баланса. Таким образом, многие развивающиеся, развитые, а также страны с переходной экономикой и частные заемщики оказались заперты в постоянно увеличивающейся долговой ловушке, созданной частным международным кредитованием. Если темпы увеличения задолженности превышают экономический рост (например ежегодный рост валового продукта – 3%, а внешней задолженности – 5%, что характерно для многих стран), то страна практически не имеет возможности самостоятельно погасить долг. К тому же, если долги деноменированы в валюте кредитора, то растущие валютные риски будут способствовать увеличению разрыва. Все это сильно вредит развитию экономик стран должников.

Если с 1975 по 1982 год чистое долгосрочное кредитование развивающихся стран составляло в среднем 28 млрд. долларов ежегодно, то с 1983 по 1990 год только чистые платежи по обслуживанию долгов из развивающихся стран составили в среднем сумму в 25 млрд. долларов ежегодно, выплачиваемых западным странам и МВФ, и без того имеющих избыточные кредитные ресурсы.

С 1990 года значительная часть кредитов стала направляться в наиболее богатые из развивающихся в стран, а также страны с переходной экономикой в форме прямых и портфельных инвестиций. Если в 1980 году долг развивающихся стран составлял 106 млрд. долларов (16% от их ВНП), то в 1995 году их суммарная задолженность составила 535 млрд. долларов (38% от ВНП). Это развенчивает миф о безвозмездной помощи развитых стран развивающимся.

Последующие кризисы внешней задолженности относительно более развитых стран: Мексики, стран Юго-Восточной Азии, стран Восточной Европы, России, Бразилии наглядно продемонстрировали механизм кредитной ловушки. Если не будут внесены изменения в действующую валютно-кредитную систему, то вскоре последует очередь таких стан, как Австралия, Новая Зеландия, отдельных стран Латинской Америки и, возможно, Европы. Не исключен и возможный кризис в США. Необходимо принять ряд радикальных мер по регулированию международной торговли, кредитной и валютной сфер. Помимо уже предложенных механизмов нужно ввести на международном уровне ограничения для каждой страны на максимально возможный внешний долг и расходы по его обслуживанию. Все долги свыше устанавливаемого размера придется списать. Также необходимо уменьшить ставки процентов по кредитам до минимально возможного уровня, в частности за счет надбавок по страновым рискам и надбавок по ожидаемой инфляции.

Утверждение о том, что чем более стабильны валютные курсы, тем более эффективно функционирует реальный сектор экономики не требует доказательств. Однако заключение нового соглашения подобного Бреттонвудскому будет весьма затруднительным при любых обстоятельствах. Даже просто слухи или информация о подготовке “нового Бреттон-Вуда” дестабилизируют валютные курсы. Наиболее приемлемым для всех решением было бы через усиленный Международный валютный фонд или новую организацию Международную валютную комиссию зафиксировать текущее валютные курсы, затем поэтапно приблизить их к паритету покупательной способности и корректировать валютные курсы только в случае определенных изменений паритета. Комиссия может изменять пределы колебания паритета для защиты от спекулятивных атак на отдельные валюты. В настоящее время существует дилемма: зафиксировать валютные курсы невозможно, но объем валютных спекуляций достиг объемов, ставящих под угрозу существование всей системы в целом. Таким образом, регулирование валютных курсов необходимо, и паритет покупательной способности один из наилучших показателей для сравнения стоимости валют.

Чтобы избежать крупных спекулятивных атак на валюты, от которых ожидается девальваций, вместо защитных операций центральных банков, причем не всегда успешных, целесообразнее использовать возможности Комиссии для временного ограничения операций неторгового характера неустойчивыми валютами, курс которых вскоре будет изменен. Конечно оценка стоимости валют через паритет не может быть на 100% объективной. Данный показатель обычно рассчитывается путем сравнения средних потребительских корзин, что имеет следующее недостатки:

  • в обществах с различным образом жизни, товары входящие в корзину и пропорции между ними будут отличаться;
  • качество товаров отнесенных к одной группе по единой цене может сильно отличаться;
  • розничные цены на товары включают в себя не только себестоимость продукции, но и другие виды расходов, в том числе налоговые платежи, которые варьируются.

Ранее основным доводом в пользу рыночных валютных курсов была необходимость выравнивания торговых балансов стран, через изменения стоимости экспорта и импорта. Но, во-первых, подобный аргумент не учитывал эластичность спроса на те или иные товары и степень монополизации в отраслях. Во-вторых, альтернативой покупки недостающей для выравнивания валюты является привлечение внешних заимствований, то есть спрос и предложение на валюту больше не отражает спрос и предложение на товары и услуги, чему также способствовало многократное увеличение доли спекулятивных операций на валютном рынке. Так как подобная мера может вызвать на рынке большую панику, необходим длительный срок внедрения и обязательная предварительная разъяснительная работа.

Попытки реализации данных предложений наталкиваются на активное сопротивление многих экономистов, политиков и финансовых организаций. Хотя намерения восстановления управления над национальной и международной кредитной сферой и валютным регулированием вызывают большое недовольство, но после кризиса в Юго-Восточной Азии общественное мнение постепенно переходит на сторону тех, кто предлагает реформировать существующую систему.

 

1.3 АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ, ПРОВОДИМОЙ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ НА КАЖДОМ ИЗ ЭТАПОВ  ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Выработка и проведение денежно-кредитной политики является основной задачей Национального Банка Республики Беларусь. Ежегодно, в соответствии с существующим законодательством, Национальный Банк предоставляет в Верховный Совет Республики Беларусь основные направления денежно-кредитной политики на очередной год. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать денежно-кредитную политику Беларуси, можно рассмотреть ее эволюцию за последние десятилетия.

Начало реализации денежно-кредитной политики в Беларуси связано с введением в оборот белорусского рубля в 1992 г., который первое время обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. белорусский рубль начал котироваться на валютной бирже, а в августе 1994 г. Был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.

Очевидно, что это был самый сложный период в истории денежно-кредитной политики Беларуси. Во-первых, все дисбалансы, накопившиеся в условиях существования командно-административной системы, вышли на наружу в связи с либерализацией ценообразования и отказа от директивного установления официально валютного курса. Во-вторых, республика не обладала в полной мере необходимым организационным, техническим и кадровым потенциалом для разработки и реализации собственной монетарной политики. Поэтому тот факт, что на 1993-94 гг. пришелся период гиперинфляции, практически неконтролируемой девальвации, можно считать закономерным. Ежегодно уровень цен возрастал более чем в 20 раз, индекс потребительских цен составил в 1993 г. 2096,5%, в 1994 г. – 2059,9%, а темпы девальвации официального валютного курса – 4660% и 1516,5% соответственно.

Следует отметить, что денежно-кредитная политика, проводившаяся в Беларуси в 1995 г., во многом была сходна с той, которая характерна для системы валютного комитета. Курс белорусского рубля был практически стабильным, денежная эмиссия осуществлялась в основном через покупку валюты. В результате удалось добиться относительного улучшения инфляционной ситуации (темпы роста цен были снижены с 40% в 1994 г. до – 4% во второй половине 1995г.). При этом в самом конце 1994 г. (с 20 декабря) ставка рефинансирования Национального банка была резко повышена  - с 300% годовых до 480%, а затем началось ее плавное понижение, и к концу 1995 г., она была доведена до 66% годовых .

Начиная с 1996 г. вплоть до сентября 2000г., экономика и банковская система республики действовали в условиях «множественности валютных курсов», когда отклонения рыночных котировок от официального курса составляли от  30% до 200% и более (максимума они достигли в октябре - ноябре 1998 г., около 250%) .

В 2000 г. началось постепенное ужесточение денежно-кредитной политики, в результате чего в феврале процентные  ставки по рублевым операциям вышли на положительный уровень в реальном выражении, а их номинальные значения начали плавно снижаться. Размеры кредитной эмиссии Национального банка были значительно ограничены, она направлялась только на кредитование дефицита государственного бюджета. С 14 сентября был осуществлен переход к единому валютному курсу. Ликвидация системы множественных обменных курсов и расширение сферы использования белорусского рубля во внешней торговле сформировали нормальные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности белорусским предприятиям. Кроме того, переход к единому валютному курсу, с одной стороны, установил экономические предпосылки для развития «теневых отношений» в валютной сфере; с другой – создал необходимые условия для достижения высокой прозрачности и контролируемости валютных отношений. Также была осуществлена либерализация валютного рынка. Было снято множество ограничений, действовавших по операциям, как на наличном, так и на безналичном сегментах (в том числе и в отношении нерезидентов). Определенный прогресс был достигнут в области повышения надежности банковской системы: в Национальном Банке усовершенствовали систему нормативов, которая приближена к международным стандартам, рекомендуемым Базельским комитетом, и к нормативам,  действующим в России.

За 2001-2005 годы была обеспечена относительная стабильность обменного курса белорусского рубля, что способствовала ограничению инфляционных процессов в стране и стало одной из предпосылок экономического роста. Уровень инфляции снизился со 107,5 % в 2000 году до 8% в 2005 году. Национальный банк продолжал снижать ставку рефинансирования (с 11 процентов годовых в начале года до 10 процентов в 2006 году). В 2006 году политика постепенного снижения процентных ставок по кредитам способствовала повышению доступности кредитов для экономики, содействовала трансформации сбережений в инвестиции, ограничению инфляционных  процессов и выступала стимулом экономического роста. В 2007 г. денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как и ранее, была направлена на создание условий для устойчивых темпов экономического роста, выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития. На достижение этих результатов нацелены проводимая Национальным банком курсовая, процентная, кредитная политика, работа платежной системы. Конечной целью остается ограничение темпов инфляции. В качестве промежуточных целей использовались обменные курсы белорусского рубля к российскому рублю и к доллару США, показатель активной рублевой денежной массы.

В 2008 году сохранялась стратегическая направленность денежно-кредитной политики на обеспечение  условий для устойчивых темпов экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития. Базой для обеспечения этих условий являлась устойчивость национальной валюты. Приоритетной целью денежно-кредитной политики в 2008 году было обеспечение защиты и устойчивости национального рубля, в том числе и его покупательской способности по отношению к национальным валютам. Динамика процентных ставок по операциям Национального банка определялась ставкой рефинансирования, которая в первом полугодии 2008 г. не изменялась и оставалась равной 10 процентам годовых, что на 0,8 процентного пункта ниже, чем в январе – июне 2007 г. В целях стимулирования роста рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц, повышения доходности сбережений населения ставка рефинансирования с 1 июля 2008 г. установлена на уровне 10,25 процента годовых.

В 2009 году достижение целевых ориентиров развития нашего государства осуществлялось в более сложных, чем в предыдущие годы, условиях, что было связано с мировым финансово-экономическим кризисом. Макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2008 года характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций. Стоит заметить, что наблюдалось снижение ставки рефинансирования: если на 8 января 2009 г. она составляла 14%, то на 15 сентября 2010 г. – 10,5%.

В 2010 г. экономическое развитие Республики Беларусь протекало в условиях постепенного преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса как в национальной экономике, так и в экономиках стран.

В Республике Беларусь в 2010 г. ряд прогнозных показателей оказались не выполнены, среди них, к сожалению, такой принципиально важный для страны показатель, как энергоемкость валового внутреннего продукта. За январь - ноябрь 2010 г. он снизился на 1,1% при прогнозном значении 8-10%.

В сложившихся условиях банковская система страны, а также проводимая Национальным банком и Правительством Республики Беларусь денежно-кредитная политика внесли существенный вклад в развитие национальной экономики, обеспечили финансовую стабильность, позволили создать задел для успешного решения задач новой пятилетки.

В 2010 году в условиях неблагоприятной динамики внешней торговли, превышения спроса над предложением на валютном рынке курсовая политика была ориентирована на сохранение финансовой стабильности и обеспечение устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. Стоимость корзины иностранных валют увеличилась на 1,8%.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь