Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 16:56, курсовая работа
Краткое описание
Задачи работы: изучить сущность денежно-кредитной системы, её цели и инструменты; исследовать денежно-кредитную политику Республики Беларусь на различных этапах ее развития; обозначить пути совершенствования денежно кредитной политики Республики Беларусь определить взаимосвязь между денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой.
Содержание
Введение 7 1 Денежно-кредитная политика государства: определение, типы и инструменты проведения 7 1.1 Денежно – кредитная политика: сущность, цели и инструменты, модели проведения денежно-кредитной политики: кейнсианский и монетаристский подходы 7 1.2 Взаимосвязь денежно – кредитной политики с бюджетно-налоговой и валютной политикой 20 1.3 Анализ денежно – кредитной политики, проводимой в Республике Беларусь на каждом из этапов её социально – экономического развития 24 1.4 Основные направления совершенствования денежно – кредитной политики в Республике Беларусь 30 2. Комплексное практическое задание. Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM 34 2.1. Комплексное практическое задание 2.1.1 Система национальных счетов. 35 2.1.2 Расчет основных макроэкономических показателей. 37 2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM 37 Заключение 55 Список использованных источников
В 2011 г. многое было сделано
для исправления сложившихся макроэкономических
дисбалансов.
Среди наиболее значимых: выход
на единый курс белорусского рубля, прекращение
Национальным банком эмиссионного кредитования
государственных проектов, повышение
процентных ставок.
В результате удалось преломить
негативные процессы в экономике и заложить
основу для развития позитивных тенденций.
В 2011 г. совместными усилиями
Правительства и Национального банка
удалось существенно увеличить объем
золотовалютных резервов. Однако объем
обязательств, сформированный ранее и
подлежащий исполнению в ближайшие годы,
значителен.
В 2012 году усилия Национального
банка были направлены на сохранение стабильности
на валютном и финансовом рынках страны,
снижение инфляции, поддержание уровня
золотовалютных резервов государства.
Обменный курс белорусского рубля был
переведен в режим "управляемого плавания",
и его формирование теперь происходит
на основе спроса и предложения иностранной
валюты на биржевых торгах, при ограниченном
участии Национального банка.
В 2013 году Национальный банк
Беларуси сохранил жесткую денежно-кредитную
и монетарную политику, рыночные механизмы
формирования курса национальной валюты,
обеспечил дальнейшее снижение уровня
инфляции.
Как видно из истории денежно-кредитной
политики, денежная система в течение
всего существования Беларуси как независимого
государства находилась в неравновесном
состоянии. Однако с переходом к единому
валютному курсу белорусского рубля, осуществленным
в 2000 г., в совокупности с ужесточением
денежно-кредитной политики в 2001-2002 гг.,
сформировались благоприятные условия
для достижения финансово-экономической
стабильности и сбалансированности. Новые
подходы к денежно-кредитному регулированию
были выработаны и выполнялись в рамках
реализации долгосрочной концепции развития
банковской системы Республики Беларусь
и ежегодно разрабатывавшихся национальным
банком Основных направлений денежно-кредитной
политики Республики Беларусь.
1.4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Цель денежно-кредитной политики
В 2014 году денежно-кредитная
политика сохраняет стратегическую направленность
на поддержание ценовой стабильности
в экономике как основы для экономического
роста и сбалансированного развития экономики
страны.
Целью денежно-кредитной политики,
реализуемой совместно с мерами экономической
политики, проводимой Правительством
Республики Беларусь, является снижение
инфляции, измеряемой индексом потребительских
цен, до 11 процентов (декабрь 2014 г. к декабрю
2013 г.).
Реализация денежно-кредитной
политики
В 2014 году приоритетом процентной
политики остается поддержание положительного
уровня в реальном выражении процентных
ставок в экономике, обеспечивающего привлекательность
и сохранность сбережений в национальной
валюте.
Ставка рефинансирования поддерживается
на уровне, необходимом для достижения
ценовой стабильности в экономике. С учетом
замедления инфляционных процессов ее
среднегодовое значение в 2014 году сложится
на уровне 14-16 процентов годовых.
Ставка рефинансирования является
базовым инструментом регулирования уровня
процентных ставок на денежном рынке и
основой для установления процентных
ставок по операциям предоставления ликвидности
банкам.
Операции Национального банка
обеспечивают приближение процентной
ставки однодневного рублевого межбанковского
кредита к уровню ставки рефинансирования.
Национальный банк регулирует
ликвидность в банковской системе посредством
использования стандартных инструментов,
обеспечивая достижение цели денежно-кредитной
политики, поддержание устойчивости банковской
системы и своевременное осуществление
платежей. Сохраняются рыночные условия
предоставления денежных средств банкам.
Обменный курс белорусского
рубля формируется исходя из спроса и
предложения иностранной валюты. Для сглаживания
резких колебаний курса Национальный
банк продолжает проводить валютные интервенции
в ограниченном объеме.
Международные резервные активы
Республики Беларусь с учетом прогнозируемого
улучшения состояния платежного баланса
увеличатся за 2014 год на 0,2-0,5 млрд. долларов
США.
Развитие банковской и платежной
систем, финансового рынка
В 2014 году действия Национального
банка направлены на повышение устойчивости
банковского сектора, стимулирование
банков к наращиванию их ресурсной базы
и активному участию в развитии экономики,
в том числе через поддержку экспорта.
Продолжится формирование условий
для внедрения новых банковских технологий,
повышения стандартов и качества банковских
услуг и улучшения корпоративного управления
в банках.
Основным ориентиром совершенствования
принципов и инструментов регулирования
деятельности банков и банковского надзора,
в том числе пруденциальных требований
и надзорных процедур, остается использование
международных стандартов и лучшей мировой
практики в данной сфере. Осуществляется
поэтапное внедрение новых международных
стандартов капитала и ликвидности, разработанных
Базельским комитетом по банковскому
надзору (Базель III).
Банковское кредитование осуществляется
с учетом наращивания ресурсной базы банков
и необходимости поддержания макроэкономической
сбалансированности экономики. Объемы
и источники финансирования государственных
программ и мероприятий сбалансированы
с ресурсными возможностями экономики.
В целом требования банков к экономике
в 2014 году выросли на 16-19 процентов.
В 2014 году продолжается формирование
устойчивого и конкурентоспособного финансового
рынка путем развития его инструментов
и обеспечения их ликвидности и прозрачности,
совершенствования инфраструктуры, а
также создания благоприятного инвестиционного
климата.
Важным направлением развития
финансового рынка является создание
институциональной среды, содействующей
привлечению долгосрочных инвестиций
и формированию институтов, осуществляющих
трансформацию внутренних сбережений
в долгосрочные финансовые инструменты.
В 2014 году было обеспеченно
эффективное, надежное и безопасное функционирование
платежной системы посредством совершенствования
ее нормативной правовой базы, процедур
надзора за платежной системой и повышения
уровня надежности автоматизированной
системы межбанковских расчетов на базе
использования новейших информационных
технологий.
Продолжается совершенствование
системы безналичных расчетов по розничным
платежам и увеличение объема операций,
совершаемых с использованием электронных
платежных инструментов.
Международное сотрудничество
В 2014 году продолжается:
реализация мероприятий по
интеграции банковских систем Республики
Беларусь и Российской Федерации в рамках
Союзного государства, а также банковских
систем стран Таможенного союза и Единого
экономического пространства, других
государств-участников Содружества Независимых
Государств, включая формирование и развитие
договорно-правовой базы;
взаимодействие Национального
банка и банковского сектора Республики
Беларусь с Международным валютным фондом,
Группой Всемирного банка, Европейским
банком реконструкции и развития, Антикризисным
фондом Евразийского экономического сообщества,
зарубежными центральными банками по
актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.
Итогом реализации денежно-кредитной
политики в 2014 году стало замедление инфляционных
процессов, достижение макроэкономической
и финансовой стабильности, что является
основой устойчивого и сбалансированного
развития экономики страны.
Основные прогнозные показатели
банковской системы Республики Беларусь
Наименование показателей
Прогноз на 1 января
2015 г.
Прирост международных
резервных активов Республики Беларусь
в соответствии с методологией Международного
валютного фонда, млрд. долларов США
0,2–0,5
Среднегодовая ставка
рефинансирования, в процентах годовых
14–16
Прирост требований
банков к экономике, в процентах
16–19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Макроэкономическая роль государства
определяется через проведение денежно-кредитной
политики. Задача денежно-кредитной политики
состоит в том, чтобы количество денег
в экономике соответствовало повышению
деловой активности, снижению инфляции
и поддержанию платежного баланса страны.
Эту политику государство проводит через
банковскую систему.
Денежно - кредитная политика,
оказывает влияние на установление валютных
курсов, определяет эффективность внешнеторговых
операций, состояние платежного баланса
государства. От эффективности проводимой
центральным банком денежно-кредитной
политики зависит функционирование национальной
экономики. В периоды экономического кризиса
и роста безработицы, падения производства
необходимо увеличивать денежное предложение,
чтобы стимулировать процесс инвестирования
финансовых ресурсов в производство, а
также потребительских расходов, т.е. увеличить
совокупный спрос. И, наоборот, в период
экономического роста, сопровождаемого
инфляцией, следует снижать предложение
денег.
Однако денежно-кредитная политика
может не только способствовать выходу
из экономического кризиса, но и привести
к ухудшению сложившихся в рыночной системе
негативных тенденций. Только взвешенные
решения, принимаемые на основании серьезного
анализа сложившейся ситуации, дадут положительные
результаты.
Таким образом, денежно-кредитная
политика Республики Беларусь осуществляется
в общем контексте социально-экономической
политики и направлена на формирование
благоприятных условий для реформирования
народного хозяйства при недопущении
(или минимизации) разного рода шоковых
явлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Тарасов, В.И.Денежно-кредитная
политика Республики Беларусь: проблемы
и перспективы./Финансы, учет, аудит. - 2010. – 72с.
Деньги, кредит, банки: Учеб./
Г. И. Кравцова, Г. С. Кузьменко, Е. И. Кравцов
и др.; Под ред. Г. И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ,
2003. – 527 с.
Головочев А.С., Экономическая теория. Практикум: учеб. пособие; под ред. А.С. Головачева
- Мн.: Вышэйшая школа; 2008 г. - 446 с.
Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны / Вопросы экономики. - 2009. - №4. - С. 67-77.
Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов / Пер с англ. Д. В. Виноградова
под ред. М. Е. Дорошенко - М.: Аспект Пресс,
1999. - 820с./с. 407-409.
Проблемы денежного обращения
и факторы его оздоровления./В.Сенько, А.Сорокин//Банкаўскі веснік - 2010 - №31. - с.4-13.
Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 20011-2015
годы - Мн.: «Беларусь», 2011. - с.32-34.
Национальная экономика Беларуси:
Потенциалы. Хозяйственные комплексы.
Направления развития. Механизмы управления:
Учеб. пособие В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 844 с.
Новикова, И. В. Макроэкономика:
учеб. для вузов / И.В. Новикова, Т.В.
Максименко-Нарохвост, М. З. Ачаповская; под общ. ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 384 с.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - Экономикс: принципы, проблемы, политика/ Пер. 16-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 940с./с. 319-337.
Пищик, И. Пути развития платежной
системы Беларуси до 2015 года / И.Пищик //
Банковский вестник. - 2010.- № 10. - С. 64-69.
Официальный сайт Национального
банка Республики Беларусь [Электронный
ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/ondkp/ - Дата доступа: 14.10.2014.
Основные тенденции в экономики
и денежно-кредитной сфера в Республике
Беларусь// Аналитическое обозрение НБ
РБ [Электронный ресурс]. - Минск, 2014. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ondkp/. - Дата доступа: 14.10.2014.
Финансово-кредитная система
Республики Беларусь // Национальный правовой
интернет-портал Республики Беларусь
[Электронный ресурс] - Минск, 2014. - Режим
доступа: http://www.pravo.by/StateLaw/financier.htm. Дата
доступа: 16.10.2014.