Денежно-кредитная политика в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно- кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание

Введение ........................................................................................... ..........................3
1 Теоретические основы денежно-кредитной политики..............................................5
Классическая концепция реализации денежно-кредитной политики...............5
Кейнсианская концепция реализации денежно-кредитной политики...............8
Монетарная концепция реализации денежно-кредитной политики..................12
Инструменты денежно-кредитной политики..........................................................15

Операции на открытом рынке....... ......................................................................15
Регулирование резервной нормы и учетной ставки............................................22
Политика «дорогих» и «дешевых денег».............................................................24
3 Денежно-кредитная политика в Украине....................................................................26
3.1 Первые этапы становления денежно-кредитной системы Украины.................26
3.2 Развитие денежно-кредитной системы Украины............................................28
3.3Реализация денежно-кредитной политики в Украине на современном этапе............................................................................................................................30
Вывод.........................................................................................................................35
Список литературы..........................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач(макро).docx

— 81.06 Кб (Скачать файл)

Во-первых, попадание  экономики в особое состояние, при  котором увеличение предложения  денег не вызывает изменения национального  дохода. Этот случай назван "ловушкой ликвидности", который означает, что ставка % находится на достаточно низком уровне и изменение ее возможно только в сторону увеличения. В этих условиях владельцы денег не будут стремиться к их инвестированию. Складывается ситуация, когда даже очень низкая ставка процента не стимулирует инвестиции и не способствует росту дохода. Весь прирост денег поглощается спекулятивным спросом, т. е. Деньги оседают на руках, а не вкладываются в экономику. Поскольку % ставка не изменяется, то инвестиции и профит остаются постоянными. Рыночный механизм самостоятельного оживления не срабатывает. Необходим импульс извне рыночной системы. Выход из этой ситуации, считали кейнсианцы, возможен лишь при подключении бюджетно-налоговой политики, которая послужит "локомотивом" для частных инвестиций.

Во-вторых, в оценке скорости обращения  денег Кейнс исходил из того, что  она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать  деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства, трудоустроенности и цен.

И, наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных величинах заработной платы.

Исследовав каналы, по которым фискальная и денежно-кредитная политика правительства  воздействует на состояние экономики, и исходя из теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что  в условиях депрессии методы монетаристского  подхода к регулированию и стимулированию экономики потерпели крах. Изменения налоговой системы и структуры государственных затрат он считал более эффективными способами стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: «деньги не имеют значения». При этом ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали монетарную политику неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики.

Поздние кейнсианцы считали также  эффективной и денежно-кредитную  политику. Предпочтение отдается смешанной  монетарно-фискальной политике: сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней отводится  роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная политика необходима для того, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне и  поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении государственных расходов.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Монетарная концепция реализации денежно-кредитной политики

 

Послевоенный период вплоть до конца 60-х - начала 70-х гг. отмечен самыми благоприятными процессами социально-экономического развития ведущих западных стран за все предшествующие 100 лет. Однако на рубеже 60-70-х гг. обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования.

Они состоят в недооценке опасности  развития инфляции, преувеличении роли прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования  конъюнктуры,переоценке реального эффекта дефицитного финансирования.

Дискредитация и кризис кейнсианства способствовали реабилитации роли денег в экономике и реанимированию на время забытых монетарных теорий. М. Фридмен и его последователи, известные в экономическом мире как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег, которая стала чрезвычайно популярной в 70-е гг.

Монетаризм - школа экономической  мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег в обращении  как определяющей функции цен, выгод  и занятости.

Монетаристы расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но, и прежде всего, в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. Они считают, что рыночная экономика довольно устойчива и рыночный механизм способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Поэтому монетаристывыступают против активного вмешательства государства в экономику, отстаивают принципы свободной конкуренции вообще и в денежной сфере в особенности. Деньги рассматриваются монетаристами как решающий фактор развития производства. Чрезмерное государственное регулирование денежно-кредитной сферы может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис. Доказательство этому они находили не только в кризисах середины 70-х - начала 80-х гг.[1]

Недооценка роли денег, и денежного  обращения в частности, неспособность  Федеральной резервной системы (ФРС) США предотвратить резкое сокращение количества денег в обращении в конце 20-х гг. существенно усилили, по мнению М. Фридмена, негативные стороны экономического спада. М. Фридмен был убежден, что деньги и денежное обращение всегда имели очень большое значение для развития экономики и игнорирование монетарной теории или неправильное использование ее постулатов в ходе чрезмерного государственного регулирования способно нанести общественному хозяйству огромный вред.

Анализ деловых циклов и денежного  обращения позволил М. Фридмену и  его единомышленникам существенно  модернизировать классическую количественную теорию денежного обращения, особенно для краткосрочных временных интервалов. Так, монетаристы, рассматривая скорость обращения денег как переменную величину, считают, что предлагаемая ими теория позволяет предсказать поведение этой переменной. В качестве основных факторов, определяющих скорость обращения денег, они выделяют ожидаемый уровень инфляции и процентную ставку. Монетаристы также выявили взаимосвязь между изменением темпов роста денежной массы, реального и номинального ВНП и показали, что изменение темпов роста денежной массы влияет на реальный объем производства быстрее, чем на цены. Например, в пределах одного делового цикла темпы роста денежной массы в обращении после некоторой задержки, обычно в несколько месяцев, вызывают изменения в темпах роста номинального ВНП. Сначала значительная часть изменений в номинальном ВНП отражает изменения в реальном ВНП, т.е. изменения в реальном количестве товаров и услуг, производимых в экономической системе. В дальнейшем, если темпы роста денежной массы значительно превосходят среднегодовые темпы экономического роста, существенную часть изменений в номинальном ВНП составляют изменения абсолютного уровня цен. Таким образом, ускорение роста номинального ВНП, вызванное увеличением денежной массы, лишь вначале приобретает форму возрастающего реального объема производства, сопровождающегося уменьшением безработицы. Впоследствии замедление темпов роста реального производства приводит к тому, что рост цен поглощает все большую часть влияния на экономику, обусловленного изменением темпов роста денежной массы. При замедлении темпов роста денежной массы замедляются в обратном порядке соответствующие изменения номинального и реального ВНП. Новые исследования представителей монетаристского направления дали ключи к пониманию влияния денежной политики государства на состояние экономики, позволили объяснить такое ранее не наблюдавшееся экономическое явление, как стагфляция, или одновременное существование высокой безработицы и высокой инфляции, что совершенно противоречило кейнсианской теории, и, наконец предложить соответствующие рекомендации по денежно-кредитной политике государства.

Монетаристы выступали против проведения активной денежной политики, направленной на стабилизацию одновременно предложения  денег и процентной ставки.

Кейнсианскую концепцию они  считали ошибочной и внутренне  противоречивой. Поэтому главным  объектом регулирования, по их мнению, должна быть не процентная ставка, а  темпы роста предложения денег. Народный банк должен проводить в жизнь постоянную предсказуемую денежную политику и следовать простому правилу постоянного роста денежной массы. Темпы роста денежной массы должны быть достаточными, чтобы, с одной стороны, обеспечивать рост реального ВНП, а с другой стороны, не вызывать инфляционных процессов в экономике.

В 70-е - начале 80-х гг. практическое применение монетаристских положений  позволило выработать довольно эффективные  меры борьбы с инфляцией. В то же время стабилизация инфляционных процессов, изменения финансовых институтов и  переход к новому качеству экономического роста в 80-е гг. значительно снизили  актуальность монетаристских рецептов денежной политики, разработанных в  инфляционный период предыдущего десятилетия. Однако во многом благодаря научным достижениям монетаристов экономисты навсегда распрощались с утверждением "деньги не имеют значения".[3]

Современная денежная теория все более  приобретает синтетические формы  моделей, включающих элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической "экономики  предложения" и др.

В целом же в экономической науке  сформировалось направление, получившее название "неоклассический синтез", которое включает разнообразные  точки зрения по ряду вопросов теории и практики функционирования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Инструменты денежно-кредитной политики

    1. Операции на открытом рынке

Получив некоторое представление  о теоретических основах кредитно-денежной политики, о некоторых концепциях реализации денежно-кредитной политики, я смогу исследовать государственное регулирование кредитно-финансовых институтов. Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов — один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы стран. Основными направлениями государственного регулирования являются: политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства на центральном и местном уровне; участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах; законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы. В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах:

  1. Операции на открытом рынке;
  2. Регулирование резервной нормы и учетной ставки;
  3. Политика «дорогих» и «дешевых» денег

В первую очередь изучим операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке (OOP)—официальные операции Центрального банка по купле-продаже ценных бумаг в банковской системе. Название "OOP" позаимствовано из практики функционирования Центрального банка США—федеральной резервной системы.

Механизм  использования Центральным банком операций на открытом рынке в качестве инструмента регулирования банковской деятельности заключается в следующем. При покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков соответствующие суммы поступают  на их резервно-корреспондентские счета, т.е. увеличивается величина минимальных  резервов и, следовательно, появляется возможность расширения активных, в  том числе ссудных, операций с  клиентурой. В случае продажи Центральным  банком ценных бумаг коммерческим банкам, наоборот, сумма зарезервированных  ими средств уменьшается, а в  банковской системе в целом происходит сокращение кредитных ресурсов либо повышение их стоимости, что отражается на величине общей денежной массы. Таким  образом, регулируя спрос и предложение  на ценные бумаги, Центральный банк влияет не только на величину резервов коммерческих банков, их кредитоспособность, но и на совокупный объем денежной массы в регионе.

Операции  Центрального банка на открытом рынке, в отличие от других экономических инструментов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования Центральным банком данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Центрального банка исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее удобным, гибким и оперативным в применении.[4]

По форме  проведения рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами могут  быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную  покупку либо продажу. Обратная заключается  в купле-продаже ценных бумаг  с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более  мягкий эффект их воздействия придают  популярность данному инструменту  регулирования. Так, доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно  развитых стран на открытом рынке  достигает от 82 до 99,6%.

Обратные  операции на открытом рынке, как правило, осуществляются путем заключения соглашений между Центральным банком и коммерческими  банками о покупке государственных  ценных бумаг на срок с обязательством их обратной продажи через один или  два месяца по заранее оговоренной  цене.

В этом случае операции на открытом рынке проводятся регулярно в один и тот же день недели, чтобы день покупки Центральным  банком новых партий государственных  ценных бумаг у коммерческих банков совпадал с днем "возвращения" (обратной продажи) ранее купленных  ценных бумаг на срок. В указанных  операциях могут принимать участие  только те коммерческие банки, которым  открыты специальные внебалансовые  счета по хранению и учету ценных бумаг в Центральном банке.

Суть  операций заключается в том, что  Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в "собственности" Центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.[5]

Предметом торгов служит ставка процента, уплачиваемая коммерческими банками за "пользование" денежными средствами, полученными  от продажи ценных бумаг на срок. При этом курс продажи и покупки  ценных бумаг может на начальных  этапах проведения операций на открытом рынке совпадать с номинальной  стоимостью казначейских векселей. В  последующем он может фиксироваться  на уровне среднерыночной цены данных ценных бумаг (официального курса фондовой биржи) на день, предшествующий двум рабочим  дням до заключения сделки (проведения аукционных торгов). Например, если Центральный банк объявляет о проведении аукциона по покупке ценных бумаг на срок в среду, то за базу при заключении сделки принимается среднерыночный курс (официальный курс фондовой биржи) ценных бумаг, установленный в понедельник.

Механизм  аукционных торгов. В зависимости  от ситуации, складывающейся на денежном рынке, возможно использование одного или двух вариантов проведения аукционных торгов.

Первый- вариант заключается в том, что  Центральный банк объявляет величину процентной ставки, в соответствии с которой он готов предоставить коммерческим банкам денежные средства в форме покупки у них государственных  ценных бумаг на срок. Эта ставка может определяться в зависимости  от средней ставки процента по межбанковским  депозитам на соответствующий срок (один или два месяца).

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Украине