Денежно-кредитная политика в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно- кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание

Введение ........................................................................................... ..........................3
1 Теоретические основы денежно-кредитной политики..............................................5
Классическая концепция реализации денежно-кредитной политики...............5
Кейнсианская концепция реализации денежно-кредитной политики...............8
Монетарная концепция реализации денежно-кредитной политики..................12
Инструменты денежно-кредитной политики..........................................................15

Операции на открытом рынке....... ......................................................................15
Регулирование резервной нормы и учетной ставки............................................22
Политика «дорогих» и «дешевых денег».............................................................24
3 Денежно-кредитная политика в Украине....................................................................26
3.1 Первые этапы становления денежно-кредитной системы Украины.................26
3.2 Развитие денежно-кредитной системы Украины............................................28
3.3Реализация денежно-кредитной политики в Украине на современном этапе............................................................................................................................30
Вывод.........................................................................................................................35
Список литературы..........................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач(макро).docx

— 81.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Политика «дорогих» и «дешевых денег»

Пусть экономика столкнулась  с безработицей и со снижением  цен. Следовательно, необходимо увеличить  предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых  денег, которая заключается в  следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения  и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной  ставки и, в-третьих, нужно внести изменения  в законодательство, связанные с  уменьшением резервной нормы. В  результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы  являются основой увеличения денежного  предложения коммерческим банкам путем  кредитования, то можно ожидать, что  предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения  понизит процентную ставку, вызывая  рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко  доступным с тем, чтобы увеличить  объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, центральный  банк должен попытаться понизить общие  расходы путем ограничения или  сокращения предложения денег. Чтобы  решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это  осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать  государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать  резервы коммерческих банков. Затем  необходимо увеличить резервную  норму, что автоматически освобождает  коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих  резервов посредством заимствования  у центрального банка. Приведенную  выше систему мер называют политикой  дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы  слишком малы, чтобы удовлетворить  предписываемой законом резервной  норме, то есть их текущий счет слишком  велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных  резервах, банкам следует сохранить  свои текущие счета, воздержавшись  от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого  денежное предложение сократится, вызывая  повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая  инфляцию. Цель политики заключается  в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита  и увеличения его издержек для  того, чтобы понизить расходы и  сдержать инфляционное давление [6].

Необходимо отметить сильные и  слабые стороны кредитно-денежной политики. В пользу монетарной политики можно  привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению  с фискальной политикой. Известно, что  применение фискальной политики может  быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах  власти. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать  решения о покупке и продаже  ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах  данная политика изолирована от политического  давления; кроме того, она по своей  природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении. Но существует ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы  коммерческих банков до точки, в которой  банки вынуждены ограничить объем  кредитов. А это означает ограничение  предложения денег. Политика дешевых  денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут  ссуду и предложение денег  увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной  асимметрией, причем она может оказаться  серьезной помехой кредитно-денежного  регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды повышение  избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к увеличению денежного предложения. Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается  в следующем. Скорость обращения  денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном  предложению денег, тем самым, тормозя  или ликвидируя изменения в предложении  денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег. Иными  словами, при дешевых деньгах  скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться  как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как  было сказано выше, скорость обращения  денежной массы падает, а значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег[7].

 

III Денежно-кредитная политика Украины

 

3.1 Первые этапы создания денежно-кредитной системы Украины

 

Центральный банк - основной проводник денежного кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства. Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране. Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать  денежное предложение,  а  в  период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика  регулирования денежного обращения.  Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк [9].

Регулирование денежного обращения требует определенной денежно-кредитной политики. Она является определенной совокупностью мероприятий в сфере денежного обращения и кредитов, направленных на обеспечение стабильности национальной й валюты, создание благоприятных условий для стабильного экономического развития страны Стратегическими целями денежно-кредитной политики является обеспечение такого экономического роста, при котором гарантируется п овна занятость, стабильность цен, сбалансированности платежных отношений с внешним миром Промежуточными целями является приобретение такого состояния некоторых экономических переменных, который способствует достижению стратегических целей В Украине основным органом, осуществляющим денежно-кредитную политику, является НБУ [10].

Становление Украины как независимого, суверенного  государства обусловило необходимость  создания собственной денежной системы, которое обеспечивало бы возможность  украинским властным структурам самостоятельно руководить денежным оборотом и денежным рынком в интересах развития национальной экономики. Организационно-правовые основы создания денежной системы Украины  были заложены в Законе Украины «О банках и банковской деятельности», принятому Верховной Радой Украины 20 марта 1991 г.[12]. Этим законом Национальному банку Украины предоставлялось монопольное право осуществлять эмиссию денег на территории Украины и организовывать их оборот, обеспечивать стабильность денег, проводить единую денежно-кредитную политику и т.п.. Это означало, что никакие другие органы нашей страны, а тем более других стран, не имели права вмешиваться в эту сферу. Затем оборот денег на нашей территории становился подвластным исключительно органам украинского государства.

 Первые  практические шаги относительно  создания собственной денежной  системы были сделаны после  выхода Украины с состава СССР, если 10 января 1992 г. были внедренные  украинские купоно-карбованцы многоразового  пользования как дополнения к  рублевой денежной массе. То  есть в обороте одновременно  оказались два вида валюты  — предшествующие рубли, эмиссия  которых перешла от союзного  правительства к Российской Федерации,  и купоно-карбованцы, право эмиссии  которых было закреплено за  НБУ. Весь безналичный оборот  продолжал обслуживаться исключительно  предшествующей, теперь уже русской,  валютой — рублями.

Чтобы ослабить отрицательные следствия параллельного  оборота двух валют, Президент Украины  указом «О реформе денежной системы  Украины» от 12 ноября 1992 г. ввел купоно-карбованець  в сферу безналичного оборота  и изъял из него рублевые деньги.[12] Новые деньги были названы «украинский рубль», получили статус временных национальных денег и стали единой на территории Украины средством платежа. Украинский рубль как временные деньги взял на себя львиную частицу финансовых неурядиц переходного периода и выполнил этим свою исторически-жертвенную миссию. На нем методом попыток и ошибок строилась национальная денежная система Украины. Введением в общий оборот украинского рубля завершился первый этап формирования национальной денежной системы Украины[11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Развитие денежно-кредитной системы Украины

 

 На втором этапе Национальный банк Украины, опираясь на нормы Закона Украины «О банках и банковской деятельности» (1991 г.), отрабатывал отдельные элементы и организацию функционирования денежной системы. К основным направлениям и наиболее ощутимых результатов развития денежной системы на этом этапе можно отнести:

1. Развитие  собственного эмиссионного механизма,  который включает:

    — создание Банкнотно-монетного двора НБУ, которое имеет полный цикл высококачественного производства бумажных денег и монеты;

— разработка дизайна, установление номинала, платежных  признаков, обеспечение системы  защиты дензнаков и монет;

— разработка правил выпуска в обращение, сохранение, инкассации, изъятие из оборота денежной наличности, ведение кассовых сделок и т.п.

2. Формирование  механизма регулирование НБУ  предложения денег, задачей которого  есть:

— отрабатывание  механизма централизованного регулирования  банковскими резервами;

 — внедрение  механизма рефинансирование коммерческих  банков;

— развитие операций на открытом рынке.

3. Разработка  методики и методологии денежно-кредитной  политики НБУ, накопление опыта  практического применения инструментов  денежно-кредитной политики, размежевание  сфер применения фискально-бюджетной  и денежно-кредитной политики.

4. Развитие  национальной платежной системы,  которая охватывает:

¾создание системы электронных платежей на межбанковском уровне;

—разработка методических и инструктивных документов относительно организации безналичных  расчетов на межхозяйственном уровне;

—разработка методических и организационных  основ создания электронной системы  массовых платежей.

5. Формирование  механизма валютного регулирования,  которое включает:

—развитие инфраструктуры валютного рынка  и формирование методических и организационных  основ осуществление операций на нем;

—порядок  регулирования валютного курса;

—создание механизма формирование и использование  золотовалютных резервов;

—формирование отчетности относительно платежного баланса  страны, осуществление его анализа  и прогнозирование.

6. Разработка  и испытание на практике специальных  мероприятий из преодоления гиперинфляции  и регулирование инфляции.

     Перечисленные мероприятия дали возможность сформировать на протяжении 1993—1996 гг. правовые и организационные основы национальной денежной системы рыночного типа, которая способная была обеспечить надлежащее управление денежным оборотом соответственно потребностям экономики страны. Новой ситуации, которая сложилась в управлении денежным оборотом, не отвечал статус временной валюты, что сохранялся за украинским рублем. Временные деньги не могут надлежащим образом выполнять одну из важнейших функций — функцию накопления. Это подрывает интересы экономических субъектов к накоплению денег как источника инвестирование, сдерживает экономическое возрастание, снижает эффективность антиинфляционной политики, укрепление государственных финансов. В связи с этим особой остроты приобрело вопрос внедрения в оборот постоянной денежной единицы — гривны. 25 августа 1996 г. Президент Украины подписал Указ «О денежной реформе в Украине», согласно которому с 2 по 16 сентября 1996 г. из оборота был изъятый украинский рубль и введенная постоянная денежная единица — гривна и ее сотая часть — копейка. Этим закончился второй этап развития денежной системы Украины и начался третий этап усовершенствования механизмов и инструментов денежной системы, которые были разработаны на предшествующем этапе. Важной вехой здесь стало принятие Верховной Радой Украины в мае 1999 г. Закона «О Национальном банке Украины». Хотя в этом законе непосредственно о денежной системе язык не идет, тем не менее те функции НБУ, которые составляют основу денежной системы, нашли широкое отображение. Это, в частности, раздел IV «Денежно-кредитная политика», раздел V «Управление наличным денежным обращением», раздел VIII «Деятельность Национального банка относительно операций с валютными ценностями». В них четко выписанные права и обязанности НБУ относительно обеспечения стабильности национальных денег, регулирование денежного оборота, определенные методы и инструменты денежно-кредитной политики и прочие деятельности НБУ, которые формируют денежную систему страны [10].

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Украине